город Москва |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А40-289078/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стешана Б.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "ДЛТК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2023 по делу N А40-289078/22,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "ДЛТК" (ИНН 4025426990)
к ООО "ИТЕКО Россия" (ИНН 5250056647)
о взыскании 110 221 руб. 66 коп.
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДЛТК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ООО "ИТЕКО Россия" 90 271 руб. 63 коп. убытков, 19 950 руб. 03 коп. неустойки.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился истец, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить и удовлетворить иск в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела, и суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истец в обоснование исковых требований указывает, что между истцом (Заказчик) и ответчиком (Исполнитель) заключен договор об организации перевозок грузов автомобильным транспортом N б/н/СП-025 от 26.07.2017, в соответствии с которым Исполнитель обязуется доставить вверенный ему Заказчиком груз в пункт назначения и выдать его правомочному на получение груза лицу (грузополучателю), а Заказчик обязуется уплатить услуги, оказанные Исполнителем, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором.
Согласно п. 1.2. Договора на каждое поручение Заказчика оформляется заявка (поручение), в которой указываются необходимые Заказчику услуги, отдельные условия их выполнения, в том числе, сроки, стоимость услуг, и т.д. Заявка составляется "Заказчиком", на его фирменном бланке, с обязательным заверением печатью и подписью ответственного лица. Заявка направляется "Исполнителю" посредством факсимильной связи или по электронной почте. После подтверждения "Исполнителем", заявке присваивается номер, и она становится неотъемлемой частью настоящего Договора. Подтвержденную заявку, заверенную печатью и подписью ответственного лица, "Исполнитель" направляет "Заказчику" посредством факсимильной связи. Форма заявки представлена в Приложении N 1.
Исполнитель оказывает услуги по перевозке грузов "Заказчика" в соответствии с положениями договора, а в случаях, не предусмотренных настоящим договором, стороны руководствуются: Гражданским кодексом РФ; ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, а также иными нормативными правовыми актами РФ (п. 1.3. Договора).
Услуги, не связанные напрямую с организацией перевозки вверенного груза, могут быть оказаны Исполнителем по дополнительному согласованию. В этом случае, условия их выполнения должны определяться дополнениями к настоящему договору (п. 1.4. Договора).
В соответствии с п. 2.2.10 Исполнитель вправе без согласия "заказчика" привлекать к исполнению своих обязательств по данному Договору третьих лиц. Исполнение обязательств Исполнителя третьими лицами не освобождает "Исполнителя" от ответственности перед Заказчиком за исполнение настоящего Договора.
Истец ссылается на то, что в рамках исполнения Договора при оказании услуг по заявке от 18.05.2021 ответчиком причинены убытки истцу на сумму 90 271 руб. 63 коп., а именно: передан груз грузополучателю в поврежденной транспортной упаковке.
Отметка о повреждениях проставлена в момент приемки груза в транспортной накладной N б/н от 18.05.2021.
В процессе приемки груза сделана отметка о выявленных недостатках в транспортной накладной N б/н от 18.05.2021, в частности, о повреждении 18 коробок (помяты, деформированы, порваны), а также о 2 вскрытых коробках.
На основании выявленных недостатков грузополучателя составлен акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке ТМЦ от 18.05.2021 г., по установленной форме ТОРГ-2.
Стоимость поврежденного груза составила согласно расчету истца 90 271,63 руб.
По утверждению истца, выявлены повреждения индивидуальной подарочной коробки - V069 - 28 шт., V131 Zigzag Pro Gold - 7 шт., VI31 Iron Brown - 12 шт., VI71 Titan Pro - 14 шт., обнаружен дефект в инструментах, возникший по причине повреждения индивидуальной упаковки - V069 - 28 шт. (потертости), VI71 Titan Pro - не включается.
Истцом направлена претензия (исх. N 14/09 от 14.09.2021) о возмещении ущерба на сумму 90 271 руб. 63 коп. с указанием обстоятельств и приложенными доказательствами, на что ответчик письмо N Тв-1462 от 13.10.2021 запросил дополнительные документы.
В целях разрешения возникшей спорной ситуации в адрес ответчика направлена повторная претензия исх. N 29/10 от 29.10.2021.
Письмом N Тв-1462/1 от 07.02.2022 ответчик отказал в удовлетворении претензии.
Истец указывает, что 31.03.2022 в адрес ответчика направлен запрос с приложением всех документов, подтверждающих факт причинения ущерба, а также с информацией о готовности передать в собственность ответчика поврежденный груз, который продолжает в настоящий момент хранится на складе ООО "ДЛТК" по адресу г. Обнинск, ул. Звездная, ГСК "Синеглазка" N 16.
Претензии и запрос истца оставлены ответчиком без удовлетворения.
Истец ссылается на то, что в соответствии с п. 5.2. Договора ответчик несет ответственность в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его ответчиком и до выдачи груза получателю.
В связи с изложенным, и на основании ст.ст. 15, 393, 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 34 Устава автомобильного транспорта обстоятельства, истец просит взыскать с ответчика причиненные убытки на сумму 90 271 руб. 63 коп.
Кроме того, истцом начислена неустойка на сумму заявленных к взысканию убытков на основании п. 5.6. в размере 19 950 руб. 03 коп.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих факт повреждения груза ответчиком. Также суд констатировал, что истцом пропущен срок исковой давности.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017, перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза независимо от наличия либо отсутствия вины.
В силу п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В соответствии с п. 1 ст. 803 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и названным Законом.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза.
Статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Исходя из смысла ст.ст. 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя наступление вреда и его размер, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между возникшим вредом и действиями указанного лица, а также вину причинителя вреда. Требование о возмещении вреда может быть удовлетворено только при доказанности всех названных элементов в совокупности.
В силу правовой позиции, сформированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2014 по делу N 310-ЭС14-142, А14-4486/2013 (Судебная коллегия по экономическим спорам), для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков суду необходимо установить состав правонарушения, включающий наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, а также размер ущерба.
Требуя возмещения реального ущерба, лицо, право которого нарушено, обязано доказать размер ущерба, причиненную связь между ущербом и действиями лица, нарушившего право, а в случаях когда законом или договором предусмотрена презумпция невиновности должника - также вину.
Исходя из изложенного в исковом заявлении, груз по заявке N 316098 от 18.05.2021 был доставлен грузополучателем в поврежденной упаковке.
В соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем. Погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки груза и его сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства и контейнера.
В соответствие с п.81-82 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства N 2200 от 21.12.2020, при обнаружении в процессе выгрузки несоответствий (в данном случае повреждение упаковки товара), составляется Акт.
Акт подписывается водителем и двумя представителями грузополучателя. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта.
В ТН/ТТН, путевом листе должна быть сделана отметка о составлении Акта. Один экземпляр Акта передается водителю Исполнителя.
В силу положений п. 84 Правил Акт содержит краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактическое состояние.
Согласно п. 5 ст. 39 УAT РФ порядок оформления претензий к перевозчику устанавливается правилами перевозок пассажиров, правилами перевозок грузов.
В соответствии с разделом 7 Правил претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются при условии предоставления транспортной накладной с соответствующими записями в ней и актом установленной формы. О составлении акта обязательно должна быть сделана отметка в транспортной накладной.
Согласно п. 1 ст. 38 УАТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях.
В соответствии с п. 90 Правил претензия должна содержать в том числе: перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт, транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.); обоснование, расчет и сумму претензии по каждому требованию.
Вопреки позиции апеллянта, суд при принятии решения обоснованно исходил из того, что ООО "ДЛТК" не представлены доказательства, подтверждающие повреждение груза, а именно: акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей с подписью водителя и составленный в надлежащий срок, доказательства уведомления Исполнителя о составлении Акта, либо уклонения водителя от составления и подписания Акта; документы, подтверждающие размер причиненного ущерба.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают данные выводы суда первой инстанции, в связи с чем - отклоняются.
Требование о взыскании неустойки, начисленной на сумму убытков, также обоснованно оставлено без удовлетворения, поскольку такой подход подразумевает двойную ответственность за одно и то же нарушение, что прямо противоречит существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, а именно - ст. 394 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обоснованными являются и выводы суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
На основании статьи 15 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. Аналогичные сроки установлены п. 3 ст.797 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 42 Устава автомобильного транспорта.
Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении: возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, со дня выдачи багажа, груза; возмещения ущерба, причиненного утратой багажа, со дня признания багажа утраченным; возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным; просрочки доставки багажа, груза со дня выдачи багажа, груза.
В п. 30 Постановления Пленум Верховного от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" разъяснено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, в том числе при предъявлении перевозчиком требований о возмещении ущерба к пассажиру, составляет один год (статья 42 Устава).
Согласно п. 31 Постановления N 26, срок исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, исчисляется согласно статье 42 Устава со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении: возмещение ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза - со дня выдачи груза; возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным; просрочки доставки груза со дня выдачи груза.
Исходя из данных правовых норм, срок исковой давности по спорным правоотношениям исчисляется с момента выгрузки.
Выгрузка груза по спорной заявке была произведена 18.05.2021, а значит, с этого момента у Истца возникло право для обращения в суд за взысканием убытком.
Настоящее исковое заявление направлено в Арбитражный суд города Москвы в электронном виде 22.12.2022.
Таким образом, срок исковой давности, с учетом его приостановления на срок досудебного урегулирования спора, пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Государственная пошлина относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2023 по делу N А40-289078/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-289078/2022
Истец: ООО "ДЛТК"
Ответчик: ООО "ИТЕКО РОССИЯ"