г. Хабаровск |
|
01 июня 2023 г. |
А73-20659/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шалдуга И.В.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Вехова Сергея Геннадьевича
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.03.2023
по делу N А73-20659/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Вехова Сергея Геннадьевича (ОГРНИП 320272400026521, ИНН 270402711220)
к администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700597479, ИНН 2704800381)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, выраженного в письме от 02.11.2022
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Вехов Сергей Геннадьевич (далее - ИП Вехов С.Г.) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в котором просил признать незаконным выраженное в письме от 02.11.2022 решение администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части понесенных затрат как субъекту малого предпринимательства, осуществляющему приоритетные виды экономической деятельности в Советско-Гаванском муниципальном районе.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать администрацию предоставить соответствующую субсидию.
Решением суда от 02.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ИП Вехов С.Г. обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
С учетом дополнения к апелляционной жалобе, предприниматель настаивал на позиции, что договор аренды земельного участка от 29.07.2021 N 20-15/47а-2021, задолженность по которому учтена при принятии оспариваемого решения об отказе в предоставлении субсидии, заключен с ним как с физическим лицом. В то время как по условиям конкурсного отбора, задолженность по арендной плате должна отсутствовать у участника конкурса, то есть у субъекта малого предпринимательства. Считает, что в спорных правоотношениях подлежало применению постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 N 590, в силу которого выявленная задолженность в размере 767,25 руб. должна была быть признана несущественной.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация выразила несогласие с мнением предпринимателя о заключении договора аренды не как с субъектом малого предпринимательства. В отношении довода о малозначительности размера задолженности указала, что Порядок предоставления субсидии субъектам малого предпринимательства от 14.07.2021 N 461 не предусматривал наличие сумм задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, в связи с чем оставила решение дела на усмотрение апелляционного суда.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru. Администрация заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По материалам дела установлено следующее.
Постановлением администрации от 14.07.2021 N 461 (далее - постановление администрации N 461) утвержден Порядок субсидирования части понесенных затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды экономической деятельности в Советско-Гаванском муниципальном районе Хабаровского края (далее - Порядок субсидирования).
Постановлением администрации от 05.09.2022 N 630 объявлен конкурсный отбор заявок на субсидирование части понесенных затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды экономической деятельности в Советско-Гаванском муниципальном районе Хабаровского края.
13.09.2022 соответствующее извещение размещено на официальном интернет-сайте администрации и прикреплен перечень документов, подлежащих представлению на конкурсный отбор.
Согласно извещению период подачи заявок с 16.09.2022 по 15.10.2022 включительно.
13.10.2022 ИП Вехов С.Г. подал заявку на участие в конкурсном отборе на получение субсидии с приложением документов, установленных в извещении.
По результатам рассмотрения документов комиссией по предоставлению субсидии принято решение об отказе в предоставлении субсидии.
Основанием отказа послужило несоблюдение предпринимателем условий предоставления субсидий, установленных пунктом 2.5 Порядка субсидирования (наличие задолженности по состоянию на 01.10.2022 по договору аренды от 29.07.2021 N 20-15/47а-2021 в размере 767,25 руб. за период с 01.07.2022 по 30.09.2022).
Отказ изложен в протоколе от 25.10.2022 N 1 заседания комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств краевого бюджета.
Письмом от 02.11.2022 N 7-14/110 администрация уведомила предпринимателя об отказе в предоставлении субсидии, в связи с наличием у него по состоянию на 01.10.2022 задолженности в размере 767,25 рубля по заключенному договору аренды земельного участка от 29.07.2021 N 20-15/47а-2021.
Не согласившись с названным решением, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ устанавливает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Субсидии не являются безусловно гарантированными юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям выплатами из средств бюджета, они подлежат выплате только лишь при полном соблюдении установленных законом требований к их получению.
Пунктом 1.5. Порядка субсидирования установлено, что предоставление субсидии осуществляется по результатам конкурсного отбора в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на цели, указанные в пункте 1.7. Порядка в текущем финансовом году. Способом проведения отбора является предоставление заявок на получение субсидии, направленные участниками отбора.
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка субсидирования проведение отбора осуществляется на основании поданных заявок на участие в конкурсном отборе на получение субсидии, заявленных участниками отбора, исходя из соответствия участника отбора категориям отбора, указанным в пункте 1.6. Порядка, требованиям к участникам отбора в соответствии с пунктом 2.5. Порядка и очередности поступления документов на получение субсидии.
Согласно пункту 2.2.2. Порядка субсидирования не менее чем за три календарных дня до даты начала подачи заявок участников отбора размещает извещения о начале приема заявок на участие в конкурсном отборе (далее - извещения о начале приема заявок) на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в средствах массовой информации (еженедельной общественно-политической газете "Советская Звезда").
В извещении о начале приема заявок указывает: сроки проведения отбора (дата и время начала (окончания) подачи (приема) заявок на получение субсидии), которые не могут быть меньше 30 календарных дней, следующих за днем размещения объявления о проведении отбора; наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты организатора отбора заявок; цели предоставления субсидии (пункт 1.7. настоящего Порядка), а также результаты предоставления субсидии (пункт 3.12. настоящего Порядка); требования к участникам отбора в соответствии с пунктом 2.5. и перечень документов в соответствии с пунктом 2.4. настоящего Порядка, представляемых участниками отбора для подтверждения их соответствия указанным требованиям.
Участник отбора для участия в отборе предоставляет в сроки, указанные в извещении о начале приема заявок нарочным либо почтовым отправлением организатору отбора заявок по адресу: 682800, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Ленина, 3, каб. 4 заявку на получение субсидии по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку с приложением документов в соответствии с настоящим пунктом, предоставляемых с целью участия в конкурсном отборе на получение субсидии.
Пунктом 2.5. Порядка субсидирования установлены требования, которым должен соответствовать участник отбора на первое число месяца, в котором планируется подача заявки.
Абзацем десятым пункта 2.5. Порядка субсидирования установлено одно из таких требований - отсутствие задолженности по арендной плате за объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности - неустойки (штрафы, пени).
Согласно пункту 2.8. Порядка субсидирования организатор отбора заявок не позднее 30 рабочих дней со дня окончания срока приема документов, указанного в извещении о проведении отбора, рассматривает заявки на получение субсидии и документы участников отбора и принимает одно из следующих решений: 1) о допуске к участию в отборе - в случае отсутствия оснований для отказа в допуске к участию в отборе, предусмотренных пунктом 2.9. Порядка; 2) об отказе в допуске к участию в отборе - в случае наличия одного или нескольких оснований для отказа в допуске к участию в отборе, предусмотренных пунктом 2.9. Порядка.
Основания для отказа заявителю в предоставлении субсидии содержатся в пункте 2.9. Порядка субсидирования, к числу указанных отнесено: несоответствие участника отбора требованиям (пункт 2.5. Порядка); недостоверность представленной участником отбора информации.
В рассматриваемом случае отказ администрации в предоставлении субсидии обоснован наличием у ИП Вехова С.Г. перед муниципальным бюджетом задолженности по арендным платежам по договору аренды земельного участка от 29.07.2021 N 20-15/47а-2021, что расценено судом первой инстанции как несоответствие участника отбора требованиям пункта 2.5. Порядка субсидирования.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав, в том числе осуществляется путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Согласно части 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П указано, что названные выше нормы по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению в данном гражданском деле (включая утративший юридическую силу), на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в том числе, если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле, и в случае установления такого противоречия - вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации право на оспаривание нормативного правового акта имеет дополнительный (вспомогательный) характер, тогда как право на судебную защиту, которое может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, носит всеобъемлющий, не терпящий исключений характер.
Таким образом, с учетом выработанного Конституционным Судом Российской Федерации правового подхода, арбитражные суды обязаны при разрешении гражданских споров давать оценку нормативным правовым актам публичных образований на предмет их соответствия законодательству.
Положения абзаца тринадцатого статьи 12 ГК РФ и части 2 статьи 13 АПК РФ направлены, по своему буквальному смыслу, на правильное применение законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении арбитражными судами дел, а значит, на реализацию требований статей 46 (часть 1) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" о применении правовых положений, имеющих наибольшую юридическую силу, не предполагают каких-либо исключений из данного правила и потому имеют целью не ограничение, а гарантирование конституционного права на судебную защиту.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 КАС РФ и главы 24 АПК РФ", проверяя соответствие решения, действия (бездействия) нормам права, регулирующим спорные отношения, судам следует исходить из установленных правил применения нормативных правовых актов, учитывая, в том числе различия в их юридической силе, порядок преодоления коллизий юридических норм (статья 13 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Суд не применяет нормативный правовой акт, противоречащий закону или иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, независимо от того, был ли он оспорен в другом деле, и руководствуется нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
При применении нормативных правовых актов, издаваемых на основе и во исполнение законов (подзаконные акты), суд обязан проверить, являются ли они действующими, в том числе не отменены (изменены) ли они издавшим их органом.
Постановление администрации Советско-Гаванского муниципального района от 14.07.2021 N 46 "Об утверждении порядка субсидирования части понесенных затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды экономической деятельности в Советско-Гаванском муниципальном районе Хабаровского края" принято в соответствии со статьей 78 БК РФ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 (далее - постановление Правительства РФ N 1492), которым утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования).
Абзацем третьим подпункта "в" пункта 4 Общих требований установлено одно из требований к участникам отбора, которым должен соответствовать участник отбора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, или иную дату, определенную правовым актом: у участника отбора должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, из бюджета которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (за исключением субсидий, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждениям, субсидий в целях возмещения недополученных доходов, субсидий в целях финансового обеспечения или возмещения затрат, связанных с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) получателями субсидий физическим лицам) (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом).
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 N 590 в постановление Правительства РФ N 1492 внесены изменения, действие абзаца третьего подпункта "в" пункта 4 Общих требований приостанавливалось до 01.01.2023.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения об отказе в предоставлении субсидии приостановлено действие нормы федерального законодательства, устанавливающей требование к участнику отбора об отсутствии просроченной задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, к которому возможно отнести установленное абзацем десятым пункта 2.5. Порядка субсидирования, утвержденного постановлением администрации N 461, требование об отсутствии задолженности по арендной плате за объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности.
Поскольку, с учетом вступивших в силу изменений, а также приостановления действия абзаца третьего подпункта "в" пункта 4 Общих требований, на момент проведения конкурсного отбора заявок (с 16.09.2022 по 15.10.2022) нормами закона не было установлено ограничение права на получение субсидии в случае наличия задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, задолженность по договору аренды от 29.07.2021 N 20-15/47а-2021 не могла являться основанием для отказа администрацией в предоставлении субсидии.
Предприниматель был лишен возможности получения субсидии в результате принятия администрацией решения о несоответствии его требованиям пункта 2.5. Порядка, в связи с чем его права и законные интересы нарушены.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных ИП Веховым С.Г. требований.
В рассматриваемой ситуации предприниматель просил в качестве восстановления нарушенного права обязать администрацию предоставить соответствующую субсидию.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
В силу статьи 2 АПК РФ судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения государственных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законодательством прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Предложенный предпринимателем способ восстановления его нарушенного права не применим в силу следующего.
Субсидия является денежными средствами, предоставляемыми бюджетами в определенном порядке.
Учитывая, что предыдущий финансовый 2022 год закончен, суд не может обязать администрацию вновь рассмотреть заявление предпринимателя и перечислить в его адрес сумму субсидий.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда от 02.03.2023 отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 АПК РФ, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.03.2023 по делу N А73-20659/2022 отменить.
Признать незаконным выраженное в письме от 02.11.2022 N 7-14/110 решение администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края об отказе индивидуальному предпринимателю Вехову Сергею Геннадьевичу в предоставлении субсидии на возмещение части понесенных затрат как субъекту малого предпринимательства, осуществляющему приоритетные виды экономической деятельности в Советско-Гаванском муниципальном районе.
Взыскать с администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700597479, ИНН 2704800381) в пользу индивидуального предпринимателя Вехова Сергея Геннадьевича (ОГРНИП 320272400026521, ИНН 270402711220) расходы по уплате государственной пошлины в размере 450 рублей за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Вехову Сергею Геннадьевичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 700 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.11.2022 N 290.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20659/2022
Истец: ИП Вехов С.Г.
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Администрация городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края