г. Челябинск |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А07-41346/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Центр стратегических разработок Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2023 по делу N А07-41346/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства финансов Республики Башкортостан - Файзуллин Р.В. (доверенность от 30.12.2022, диплом, паспорт).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Автономная некоммерческая организация "Центр стратегических разработок Республики Башкортостан" (далее - заявитель, АНО "ЦСР РБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству финансов Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство, Минфин РБ) о признании незаконным представления от 17.10.2022 N М16-30-07 в части требования обеспечения возврата средств в сумме 3745023 руб. 50 коп. в бюджет Республики Башкортостан.
Решением суда от 22.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АНО "ЦСР РБ" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель указывает, что поскольку учредителем АНО "ЦСР РБ" является Министерство экономического развития Республики Башкортостан, АНО "ЦСР РБ" осуществляет свою деятельность за счет предоставления субсидии из бюджета Республики Башкортостан, для получения субсидии имеется необходимость предоставления справки об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом Республики Башкортостан. Требование Министерства предусматривает обязательство обеспечить возврат в бюджет Республики Башкортостан 3 745 023 руб. 78 коп. создает неурегулированную задолженность по денежным обязательствам перед бюджетом Республики Башкортостан.
К дате судебного заседания со стороны Министерства в материалы дела поступил отзыв, согласно которому сторона ссылается на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Министерства в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа от 29.04.2022 N 144 Министерством проведена проверка в отношении АНО "ЦСР РБ" на предмет соблюдения условий соглашений (договоров) о предоставлении субсидий, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных соглашений (договоров).
По результатам проверки составлен акт от 25.07.2022 N 144.
Письмом от 16.08.2022 N 457 заявителем представлены возражения и пояснения.
По итогам проверки Министерством в отношении заявителя выдано представление от 17.10.2022 N М16-30-07-56.
Не согласившись с представлением в части требования обеспечения возврата средств в сумме 3 745 023 рублей 50 копеек по пунктам 2, 3, 7, АНО "ЦСР РБ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 представления.
В проверяемый период АНО "ЦСР РБ" в полном объеме финансировалось из бюджета Республики Башкортостан. Предоставление юридическим лицам средств из бюджетной системы сопровождается добровольным принятием юридическим лицом ряда условий и обязательств определяемых нормативными правовыми актами, соглашениями (договорами) о предоставлении средств.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2020 N 720 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан АНО "ЦСР РБ" на финансовое обеспечение затрат, связанных с уставной деятельностью (далее - Порядок N 720).
На основании Порядка N 720 Министерством экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан (далее - Минэк РБ) с АНО "ЦСР РБ" заключены соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан на финансовое обеспечение затрат, связанных с уставной деятельностью на общую сумму 88 999 637 рублей, в том числе:
от 08.12.2020 N 1 на сумму 7 117 455 рублей;
от 28.06.2021 N 1 (с учетом дополнительного соглашения от 13.12.2021 N 1) на сумму 81 882 182 рубля.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидий, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, является запрет приобретения за счет средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций в случаях, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, регулирующими порядок предоставления субсидий.
Согласно пункту 1.6 Порядка N 720 субсидия не может быть использована на приобретение иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.
Согласно пункту 4.3.5 соглашений от 08.12.2020 N 1, от 28.06.2021 N 1 АНО "ЦСР РБ" обязуется не приобретать за счет субсидии иностранную валюту, за исключением операций, определенных в Порядке N 720.
Как установлено проверкой, что АНО "ЦСР РБ" за счет средств, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, приобретена валюта в сумме 34 983 доллара США (2 625 866,28 рублей), в том числе в 2020 году - 26 817 долларов США (2 012 079,51 рублей на дату приобретения валюты), в 2021 - 8 166 долларов США (613 786,77 рубля на дату приобретения валюты).
Приобретенная валюта в полном объеме направлена на оплату неэксклюзивного и не подлежащего передаче другому лицу права на услуги сервисного пакета "Bloomberg Terminal Professional" (далее - Право пользования) по договору от 24.12.2020 N 3116076 с BLOOMBERG FINANCE L.P.
Факт приобретения иностранной валюты для оплаты Права пользования не оспаривается АНО "ЦСР РБ".
Указанный факт приобретения валюты является необходимым и достаточным для формирования вывода о нарушении пункта 4.3.5 соглашений от 08.12.2020 N 1, от 28.06.2021 N 1, пункта 1.6 Порядка N720.
Доводы заявителя, проанализированы в ходе проверки, идентичны возражениям представленным в Минфин РБ на этапе оспаривания акта проверки (до вынесения представления), аргументированное заключение по которым направлено в адрес АНО "ЦСР РБ" ранее.
В заявлении АНО "ЦСР РБ" указывает следующее.
1. Покупка Права пользования в 2020 и 2021 годах отражена в финансово-экономическом обосновании расходов АНО "ЦСР РБ", представленном АНО "ЦСР РБ" в Минэк РБ на этапе подачи заявлений о получении субсидий.
2. Затраты на покупку Права пользования согласованы Минэком РБ и Минфином РБ.
3. Субсидия представлена на финансовое обеспечение затрат, связанных с уставной деятельностью АНО "ЦСР РБ". Затраты на приобретение Права пользования соответствуют и производились исключительно в целях осуществления уставной деятельности.
4. Сервисный пакет "Bloomberg Terminal Professional" является уникальным и высокотехнологичным оборудованием.
Исходя из указанного, заявителем сделан вывод о том, что покупка за счет субсидий иностранной валюты для последующей оплаты Прав пользования согласована, целесообразна, соответствует уставным целям АНО "ЦСР РБ", Порядку N 720, соглашениям от 08.12.2020 N 1, от 28.06.2021 N 1. Утверждения АНО "ЦСР РБ" несостоятельны ввиду следующего.
1. Покупка Права пользования действительно отражена в финансово-экономическом обосновании расходов АНО в 2020 и 2021 годах, представленном АНО "ЦСР РБ" в Минэк РБ на этапе подачи заявлений о получении субсидий. При этом суммы указаны в рублях, информация о необходимости приобретения валюты отсутствует.
2. К заявлению не приложены документы, подтверждающие факт согласования покупки Прав пользования Минэком РБ и Минфином РБ. Согласование затрат на покупку Права пользования, при наличии запрета на приобретение валюты, не является согласованием приобретения валюты для покупки Права пользования.
3. Доводы АНО "ЦСР РБ" о соответствии уставным целям затрат на покупку Права пользования не относятся к существу нарушения. Нарушение заключается в приобретении валюты, а не в приобретении Права пользования как таковом.
4. Как указано выше, Порядок N 720 допускает использование субсидии на приобретение иностранной валюты при закупке высокотехнологичного импортного оборудования.
Из существа представленных документов следует, что за валюту приобретено неэксклюзивное и не подлежащее передаче другому лицу право на услуги сервисного пакета "Bloomberg Terminal Professional".
В качестве справочной информации (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Блумбергский_терминал): Блумберг терминал - это компьютерная система, предоставляемая компанией Bloomberg, позволяющая специалистам в области финансов и других отраслей промышленности пользоваться сервисом Bloomberg Professional, через который пользователи могут в реальном времени контролировать и анализировать движение финансового рынка, а также являющаяся местом торгов на электронной торговой площадке. Система также предоставляет доступ к новостям, котировкам, почте, системе обмена сообщениями через собственную защищенную сеть.
Суть возникших правоотношений АНО "ЦСР РБ" с иностранной организацией схожа с правоотношениями, возникающими при заключении лицензионного договора в соответствии со статьей 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации, по которому одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
По представленным документам АНО "ЦСР РБ" приобретено право пользования результатом интеллектуальной деятельности, а не высокотехнологичное импортное оборудование.
Согласно пункту 4.2 Порядка N 720 в случаях установления в ходе проверок фактов нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, соответствующие средства подлежат возврату в доход бюджета Республики Башкортостан в течение 10 рабочих дней со дня получения заявителем соответствующего требования от уполномоченного органа государственного финансового контроля.
В силу пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 17.12.2013 N 593 Минфин РБ является республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного финансового контроля.
В связи с чем, требования Минфина РБ о возврате средств, выраженные в представлении от 17.10.2022 N М16-30-07-56, являются обоснованными и законными.
По пункту 7 представления.
На основании положений статьи 60.1, части 1 статьи 284 Трудового кодекса Российской Федерации АНО "ЦСР РБ" при заключении трудового договора по совместительству с работником, не вправе установить продолжительность рабочего времени, превышающую половину месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников (0,5 ставки).
В ходе проверки установлено, что с 4 сотрудниками заключены трудовые договора на условиях совместительства с превышением предельной продолжительности рабочего времени при работе по совместительству (0,5 ставки):
Веселовская И.И. на 0,75 ставки;
Ионис А.Г. на 0,75 ставки;
Мурсалимова Л.М. на 0,94 ставки;
Нуритдинов Р.Р. на 0.75 ставки.
В результате установления указанным работникам продолжительности рабочего времени, превышающей предельную продолжительность рабочего времени при работе по совместительству, АНО "ЦСР РБ" произведены излишние выплаты за счет средств, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
При этом заявитель утверждает, что единственным местом работы для указанных сотрудников (за исключением Нуритдинова Р.Р.) являлось АНО "ЦСР РБ", таким образом, выплаты заработной платы сотрудникам, принятым по совместительству, произведены законно, основания для возврата отсутствуют.
При этом, заявитель не утверждает, что указанные сотрудники по основному месту работы приостановили работу или были отстранены. Заявитель утверждает, что для указанных сотрудников (за исключением Нуритдинова Р.Р.) единственным местом работы являлось АНО "ЦСР РБ".
Документов подтверждающих данное утверждение заявителем не представлено. Документы о приостановлении работы или отстранении указанных сотрудников по основному месту работы также отсутствуют.
Заявитель, оспаривая выводы проверки, ни в ходе проверки, ни на этапе возражений к акту проверки, ни в исковом заявлении не утверждает, что указанные сотрудники приостановили работу или были отстранены по основному месту работы, при условии, что только эти факты могут являться основанием для увеличения нормы рабочего времени при работе по совместительству (более 0,5 ставки).
Суд первой инстанции верно отметил, что по данным проверки Ионис А.Г. принята в АНО "ЦСР РБ" 29.03.2021 по совместительству на 0,75 ставки. С 19.10.2021 по дополнительному соглашению к трудовому договору переведена на основное место работы. Выводы проверки по выплатам Ионис А.Г. относятся к периоду ее работы по совместительству - с марта 2021 года по сентябрь 2021 года.
По данным проверки Веселовская И.И. по трудовому договору от 01.12.2020 N 1/20 принята в АНО "ЦСР РБ" по совместительству на 0,75 ставки.
При этом в тексте искового заявления отражено иное: "Веселовская И.И. принята 01.01.2020 в АНО "ЦСР РБ" по совместительству на 0,5 ставки. В тот же день составлено дополнительное соглашение о переводе на основное место работы со ставкой 0,75".
Указанные документы представлены АНО "ЦСР РБ" в Минфин РБ после завершения контрольных действий.
По пункту 3 представления.
В октябре 2021 года Шайахметову Р.Р., главному специалисту отдела продвижения ГЧП и МЧП, начислено и выплачено выходное пособие в размере 54 800 рублей в связи с расторжением трудового договора при увольнении по соглашению сторон.
Статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации определены основания для выплаты сотрудникам выходного пособия, к которым не отнесено увольнение по соглашению сторон.
Также в статье 178 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий и (или) единовременной компенсации.
Трудовым договором от 01.12.2020 N 13/20 с Шайахметовым Р.Р. случаи выплаты выходного пособия не определены. Коллективный договор в АНО "ЦСР РБ" отсутствует.
Данный факт является необходимым и достаточным для формирования вывода о нарушении статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае доказательств несоответствия оспариваемого представления требованиям действующего законодательства, равно как и доказательств того, что указанным представлением нарушены права и законные интересы заявителя не представлено, в связи с чем, основания для признания его незаконным отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2023 по делу N А07-41346/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Центр стратегических разработок Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-41346/2022
Истец: АНО "Центр стратегических разработок РБ"
Ответчик: Министерство финансов РБ