г. Чита |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А10-7344/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 марта 2023 года по делу N А10-7344/2022,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Мыла" (ОГРН 1020300633044, 671938, Республика Бурятия, Закаменский район, Мыла улус, Школьная улица, 1А, далее - СПК "Мыла", кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (ОГРН 1020300972680, 670034, Бурятия Республика, Улан-Удэ город, Хахалова улица, 4, А, далее - министерство) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, выраженного в письме от 19.09.2022 N 13-01-24-И3587/22.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 марта 2023 года по делу N А10-7344/2022 заявленные требования удовлетворены. Решение об отказе в предоставлении субсидии, выраженного в реестре заявителей, по которым принято отрицательное решение о предоставлении субсидии на возмещение части по выплате единовременной помощи молодым специалистам от 09.08.2022 Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия? признано недействительным, как несоответствующее Постановлению Правительства Республики Бурятия от 05.04.2013 N178 "Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия". Суд обязал Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования. Также ссылается на то, что министерством ранее принято решение об отказе в предоставлении субсидии от 13.07.2022 г. в связи с отсутствием у молодого специалиста высшего или среднего образования по специализации в сфере сельскохозяйственного производства и пищевой и перерабатывающей промышленности (п.7 раздела II Порядка предоставления субсидий). Данный отказ заявителем не оспорен, иных документов об образовании, подтверждающих соблюдение установленных требований Закона не представлено. Данное обстоятельство судом во внимание не принято, правовой оценки в решении не дано. Наличие указанного обстоятельства препятствует признанию принятого судебного акта исполнимым. Судом не отражены мотивы, по которым заявителю был восстановлен срок обжалования оспариваемого решения, в решении суда имеется лишь ссылка на незначительность пропуска, уважительные причины пропуска не указаны.
Кооператив отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.05.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 24 июня 2022 года сельскохозяйственным производственным кооперативом "Мыла" подавалось в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия заявление на предоставление мер государственной поддержки - предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат на проведение мероприятий по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса Республики Бурятия.
В ходе рассмотрения заявления СПК "Мыла" от 24 июня 2022 года, министерство в порядке межведомственного взаимодействия получило от налогового органа сведения о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате пеней в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с чем, министерством рекомендовано погасить задолженность и подать заявление о предоставлении субсидии заново.
После погашения пени заявление с необходимым пакетом документов подано повторно 20.07.2022.
Заявка принята Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия 20.07.2022 за номером 13-01-42-в2638.
09 августа 2022 года по результатам рассмотрения заявления и приложенных документов принято решение об отказе в предоставлении субсидии.
Принятое отрицательное решение, оформленное в виде реестра заявителей, министерство направило заявителю посредством электронной почты, указанной кооперативом в своем заявлении, 10.08.2022.
Вышеуказанное сообщение электронной почты, кроме реестра, информации и разъяснений не содержало.
19 августа 2022 года N 8 заявитель обратился в министерство с запросом о предоставлении письменного решения об отказе в предоставлении мер государственной поддержки.
В ответ на запрос министерством направлено письмо от 19 сентября 2022 года N 13-01-24-И3587/22, в котором приведены мотивы и основания для отказа в предоставлении мер государственной поддержки.
Полагая, что отказ министерства, оформленный письмом от 19 сентября 2022 года N 13-01-24-И3587/22, не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, кооператив обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В целях реализации Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 N 102, Правительством Республики Бурятия утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на проведение мероприятий, связанных с обеспечением сельскохозяйственного производства трудовыми ресурсами (приложение N 5 Постановления Правительства Республики Бурятия от 05.04.2013 N 178) (далее - Порядок).
Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на проведение мероприятий, связанных с обеспечением сельскохозяйственного производства трудовыми ресурсами (далее - субсидии) (пункт 1 Порядка).
Главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия по реализации настоящего Порядка является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (абзац 4 пункт 2 Порядка).
Право на участие в мероприятиях по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса Республики Бурятия имеют сельскохозяйственные товаропроизводители независимо от форм собственности (пункт 3 Порядка).
На основании пункта 7 Порядка субсидии на возмещение части затрат по выплате единовременной помощи (в случае заключения трудового договора с молодым специалистом не старше 35 лет, на срок не менее 5 лет) предоставляются:
- по окончании обучения в высшем образовательном учреждении и (или) среднем образовательном учреждении по специализации в сфере сельскохозяйственного производства и пищевой и перерабатывающей промышленности (в том числе отслужившим в армии по окончании образовательных учреждений) и постоянно проживающим в сельской местности;
- не позднее пяти лет со дня окончания образовательного учреждения (в том числе отслужившим в армии по окончании образовательного учреждения).
Размер субсидии на возмещение части затрат по выплате единовременной помощи составляет 99% от произведенных затрат, не более 500 000 рублей (пункт 8 Порядка)
Молодой специалист может получить единовременную помощь только один раз. Единовременная помощь может быть направлена молодым специалистом на следующие цели:
- приобретение сельскохозяйственных животных и птицы, строительство надворных построек для содержания сельскохозяйственных животных и птицы;
- улучшение жилищно-бытовых условий.
Заявители до 25 декабря текущего года представляют в министерство:
- заявление согласно приложению N 1;
- справку-расчет по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
- копию документа, удостоверяющего личность молодого специалиста, с пропиской в сельской местности;
- копию трудового договора;
- копию трудовой книжки;
- копию документа, подтверждающего наличие высшего и (или) среднего профессионального образования;
- копию свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе;
- копию военного билета;
- копии платежных документов, подтверждающих выплату единовременной помощи молодому специалисту;
- копии документов, подтверждающих расходование средств на цели, определенные пунктом 9 указанного Порядка (договоры на приобретение, акты приема-передачи, платежные документы, подтверждающие расходы).
Договор, предоставляемый получателем, должен содержать согласие поставщика (подрядчика, исполнителя), по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий;
- справку об отсутствии у заявителя (на дату представления документов на получение субсидий) неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Выполнение указанного условия подтверждается справкой территориального органа Федеральной налоговой службы, выданной не ранее чем за 10 календарных дней до дня подачи заявления на получение субсидии.
Министерство осуществляет проверку сведений и пакета документов, представленных получателями:
- на соответствие перечню документов, указанному в пункте 8, и условиям предоставления субсидий, указанным в пункте 7 для получения единовременной выплаты молодым специалистам.
Срок рассмотрения пакета документов и принятия решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии не может превышать 15 рабочих дней со дня их поступления в министерство.
Информирование о результатах рассмотрения заявления осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения в формате, указанном получателем в заявлении (пункт 4 Порядка).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.07.2022 сельскохозяйственным производственным кооперативом "Мыла" подано заявление в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия на предоставление мер государственной поддержки - предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат на проведение мероприятий по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса Республики Бурятия.
К заявлению приложен соответствующий пакет документов, а именно:
1) заявление от 20.07.2022;
2) справка-расчет по форме Приложения N 2 к порядку предоставления субсидий из республиканского бюджета;
3) копия паспорта с отметкой о регистрации в сельской местности;
4) копия трудового договора;
5) копия трудовой книжки;
6) копия диплома;
7) копия ИНН;
8) копия удостоверения, подлежащего призыву на военную службу;
9) копия платежного поручения N 1124 о выплате единовременной помощи;
10) копия договора купли-продажи КРС от 23.05.2022 с актом приема-передачи;
11) копия платежного документа, подтверждающая оплату КРС.
09 августа 2022 года по результатам рассмотрения заявления и приложенных документов принято решение об отказе в предоставлении субсидии.
Основанием для отказа явилось несоответствие представленных документов условиям предоставления субсидий, предусмотренным пунктом 7 раздела 2 Порядка.
В приложенных к заявлению документах отсутствовала копия военного билета.
Однако при подаче заявления кооперативом предоставлено удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство) - это документ, который выдается гражданам России при прохождении комиссии по постановке граждан на воинский учет.
При вручении гражданину военного билета при отправке его в воинскую часть или освобождении его от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, изымается и уничтожается (приказ Министра обороны Российской Федерации от 22.11.2021 N 700 "Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета").
Согласно удостоверению, получатель субсидии годен к военной службе и имеет отсрочку до октября 2025 года, что следует из раздела III приписного свидетельства серии НА N 1877651, в котором указано решение призывной комиссии (протокол от 28.06.2022 N 50) о явке в военкомат 01.10.2025 (представлен через "Мой арбитр" 08.02.2023).
Следовательно, на дату обращения с заявлением о предоставлении мер государственной поддержки, работник не призывался на военную службу, не зачислялся в запас, в связи с чем не получал военного билета на законных основаниях.
По смыслу пункта 7 Порядка определяются требования к молодым специалистам:
- возраст не старше 35 лет;
- наличие профильного образования;
- проживание в сельской местности;
- получающим субсидию не позднее 5 лет со дня окончания образовательного учреждения.
В указанной норме содержится уточнение, что субсидия предоставляется молодым специалистам соответствующим указанным критериям, в том числе для лиц, прошедших срочную военную службу после окончания учебного заведения.
Судом первой инстанции также учтено, что гражданам, имеющим двух и более детей, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "г" части 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", соответственно, отсутствует военный билет. В этой связи, Гомбоев Б.З. не проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
При этом Порядок не содержит требования об обязательном прохождении молодым специалистом срочной военной службы после окончания учебного заведения в качестве одного из условий для предоставления субсидии. Условие предоставления военного билета в пакете документов обусловлено соблюдением срока обращения за субсидией (после окончания, но не позднее 5 лет со дня окончания образовательного учреждения в случае прохождения срочной военной службы после окончания учебного заведения).
Несостоятельны доводы апеллянта со ссылкой на ранее принятое министерством решение об отказе в предоставлении субсидии от 13.07.2022 г. в связи с отсутствием у молодого специалиста высшего или среднего образования по специализации в сфере сельскохозяйственного производства и пищевой и перерабатывающей промышленности (п.7 раздела II Порядка предоставления субсидий), поскольку, как следует из материалов дела, указанное обстоятельство основанием для оспариваемого отказа не являлось.
Более того, в материалы дела представлены документы, подтверждающие наличие высшего образования по направлению 35.03.04 Агрономия (т.1 л.д.34).
Министерство указало на пропуск заявителем срока обжалования принятого министерством решения, оформленного в виде реестра заявителей.
В соответствии с пунктом 4 Порядка информирование о результатах рассмотрения заявления осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения в формате, указанном получателем в заявлении.
Заявителем способом оповещения о результатах рассмотрения выбрано "электронной почтой".
Вышеуказанное решение направлено заявителю посредством электронной почты 10.08.2022, что не отрицал заявитель.
Указанное сообщение не содержало никакой информации и разъяснений кроме реестра.
В связи с чем заявитель обратился в министерство с запросом от 19.08.2022 N 8 с требованием о предоставлении письменного решения об отказе в предоставлении мер государственной поддержки.
В ответ на запрос министерством направлено письмо от 19 сентября 2022 года N 13-01-24-И3587/22, в котором приведены мотивы и основания для отказа в предоставлении мер государственной поддержки.
Оценив указанный реестр заявителей, по которым принято отрицательное решение о предоставлении субсидии на возмещение части по выплате единовременной помощи молодым специалистам от 09.08.2022, суд установил, что этим документом по существу отказано в предоставлении субсидии, поскольку в реестре имеется ссылка на пакет документов от 20.07.2022 с вх.N 13-01-42-в2638 (дата подачи соответствующего заявления).
В соответствии со статьями 8, 115, 117, частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции восстановил пропущенный срок на обращение за судебной защитой.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что поскольку из реестра от 09.08.2022 заявителю было непонятно основание отказа в предоставлении субсидии, то он обратился с запросом от 19.08.2022 N 8 о предоставлении письменного решения об отказе в предоставлении мер государственной поддержки. Данный министерством ответ от 19.09.2022 содержит лишь разъяснения по порядку и основанию отказа в предоставлении мер государственной поддержки, но не содержит конкретного письменного решения об отказе заявителю.
Принимая во внимание пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и обстоятельства дела в части того, что заявителю стало известно о принятом решении об отказе в предоставлении субсидии 10.08.2022, 3-х месячный срок истек 10.11.2022, в суд обратился 14.11.2022, пропуск срока признан судом незначительным и подлежащим восстановлению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такой позицией, дополнительно учитывая то обстоятельство, что применительно к положениям части 4 статьи 198 АПК РФ о нарушении своих прав и законных интересов заявитель в любом случае мог узнать только после получения мотивированного решения об отказе.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении субсидии не соответствует Постановлению Правительства Республики Бурятия от 05.04.2013 N 178 "Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия".
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 марта 2023 года по делу N А10-7344/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7344/2022
Истец: Сельскохозяйственный Мыла
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и природопользования Республики Бурятия