город Москва |
|
31 мая 2023 г. |
дело N А40-793/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18.05.2023.
Полный текст постановления изготовлен 31.05.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Парус"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2023 по делу N А40-793/23
по заявлению Товарищества собственников жилья "Парус"
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы
третье лицо - ООО "Компания "Ремстройсервис"
о признании недействительными решения;
при участии:
от заявителя - Никитин С.Г. - председатель правления;
от заинтересованного лица - Рыжикова Т.А. по доверенности от 23.12.2022;
от третьего лица - Харламова М.Б. - директор;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2023 в удовлетворении заявленных Товариществом собственников жилья "Парус" требований о признании незаконными распоряжений Государственной жилищной инспекции по г. Москве об отказе во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы от 07.10.2022 N 12759-РП, от 16.12.2022 N 13233-Рл о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы в отношении многоквартирного дома по адресу: Москва, бульвар Дмитрия Донского, дом 8, отказано.
Не согласившись с решением суда, Товарищество собственников жилья "Парус" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Компания "Ремстройсервис".
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 15.08.2022 в адрес Государственной жилищной инспекции по г. Москве (Мосжилинспекция) поступило заявление ООО "Компания "Ремстройсервис" о включении в реестр лицензий г. Москвы на основании протокола собрания от 25.06.2022 и заключенного договора управления от 07.12.2021 N ДД-8 по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Москва, улица Дмитрия Донского, дом 8.
18.08.2022 надзорным органом проведена проверка заявлений и прилагаемых документов, в ходе которой установлено, что заявление не соответствует условиям п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", а именно: в части соблюдения требований законодательства при принятии решений на общих собраниях членов Товарищества собственников жилья "Парус" в многоквартирном доме по адресу: Москва, бульвар Дмитрия Донского, дом 8, результаты которых оформлены протоколами от 19.06.2021 и от 25.06.2022 на котором членами товарищества принято решение о выборе управляющей организации ООО "Компания "Ремстройсервис"; отсутствуют сведения о выполнении требований ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, о представлении подлинников протокола от 19.06.2021 и решений собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу; в соответствии с п. 20 приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр не представлены обязательные приложения к протоколу от 25.06.2022; в приложениях N 1 - 6 к договору управления многоквартирным домом от 07.12.2021 N ДД-8, представленному к заявлению о внесении изменений в реестр и размещенному на официальном сайте для раскрытия информации некорректно указана дата договора управления многоквартирным домом.
Распоряжением от 26.08.2022 N 12515-РЛ заявление ООО "Компания "Ремстройсервис" приостановлено сроком до 07.10.2022.
На основании п. 15 Порядка и Положением, установленным постановлением N 366-ПП от 26.07.2011, Мосжилинспекцией направлены запросы о предоставлении дополнительных доказательств, послуживших основанием для приостановления рассмотрения заявления, в адрес председателя правления Товарищества собственников жилья "Парус" и ООО "Компания "Ремстройсервис".
07.10.2022 вынесено распоряжение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы и возврате заявления в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным с подп. "б" п. 5 Порядка: установлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах (в части соблюдения требований законодательства при принятии решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Москва, бульвар Дмитрия Донского, дом 8, членов Товарищества собственников жилья "Парус" (ИНН 7727189129), результаты которого оформлены протоколом от 25.06.2022, а именно: в ответ на запрос ООО "Компания "Ремстройсервис" (ИНН 7726521278) представлен нечитаемый реестр присутствующих лиц на общем собрании собственников помещений в указанном многоквартирном доме) (том 1 л.д 9).
05.12.2022 обществом подано повторно заявление о внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы в связи с заключением договора управления от 07.12.2021 N ДД-8, на основании протокола общего собрания собственников от 25.06.2022 и протокола от 19.06.2021.
12.12.2022 инспекцией проведена проверка заявлений и прилагаемых документов.
Распоряжением от 16.12.2022 N 13233-РЛ заявление ООО "Компания "Ремстройсервис" приостановлено сроком до 03.02.2023 (том л.д. 10).
Заявитель, не согласившись с распоряжениями от 07.10.2022 N 12759-РЛ и от 16.12.2022 N 13233-РЛ, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Обязанность Товарищества собственников жилья доказать нарушение своих прав вытекает из положений ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 198 и ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 161, 192, 195, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядком N 938/пр, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, необходимой для признания незаконными оспариваемых распоряжений.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 1.3 ст. 161, ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 192 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 195 названного Кодекса сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2 ст. 195 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).
Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с ч. ч. 3, 3.1, 5 - 5.4 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 названного Порядка установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр. В числе таких документов копия протокола и решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания.
В соответствии с п. 5 Порядка N 938 в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям п. п. 2 и 3 данного порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в п. 3 данного порядка; отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; выполнения заявителем требования, установленного ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом; отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения п. 1 ч. 2 ст. 161 названного Кодекса.
В силу п. 7 Порядка N 938 по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в п. 5 данного порядка (п. 8 Порядка N 938).
Согласно п. 10 Порядка N 938 основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: несоответствие заявления и документов условиям, установленным подп. "б" п. 5 данного Порядка; поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в п. 4 данного Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право по заявлениям собственников помещений проверять правомерность принятия общим собранием решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом (п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
В силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно ст. 44.1 Кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством, в том числе очно-заочного голосования.
Согласно ч. 3 ст. 45 названного Кодекса, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50 % голосов от общего числа голосов.
На основании ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Исключения составляют решения, которые принимаются более чем 50 % голосов или не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).
На основании ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в ч. 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления, в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в ч. ч. 6 и 7 ст. 110, ч. ч. 7 и 8 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений с каждым собственником заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания.
По условиям договора управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п. п. 4, 4.7 ч. 2 ст. 44, ч. 1, 2 ст. 162 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что вопросом N 5 общего собрания, оформленного протоколом от 19.06.2021, собственниками помещений принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управляющей организацией. Вопросом N 7 общего собрания, оформленного протоколом от 19.06.2021, собственниками помещений выбраны члены правления Товарищества собственников жилья "Парус".
Вопросы, поставленные на собрании, являются нарушением Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации Товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры.
Если в многоквартирном доме, собственниками принято решение о создании Товарищества собственников жилья, в связи с возникновением повышенных требований к деятельности по управлению многоквартирным домом, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, с которыми Товарищество собственников жилья не справляется должным образом, из-за недостатка профессионализма и необходимых возможностей, по инициативе правления Товарищества собственников жилья управляющая организация выбирается как подрядная организация, но не как организация, которая управляет многоквартирным домом в порядке установленным ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Поскольку, с заявлением о включении в реестр лицензий г. Москвы обратилось ООО "Компания "Ремстройсервис" и вопросом 5 протокола общего собрания собственников выбран способ управления управляющая организация, Мосжилинспенкцией применены положения ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Инспекцией установлено, что по представленным документам не подтверждается заключение договора управления с собственниками помещений, обладающими более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К заявлению представлен и размещен в ГИС ЖКХ договор управления многоквартирным домом от 07.12.2021 N ДД-8, заключенный между ООО "Компания "Ремстройсервис" и Товарищество собственников жилья "Парус".
Иных сведений, подтверждающих заключение договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений, обладающими более 50 % от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме не представлено.
По общему правилу, заявитель не лишен возможности исправить выявленные инспекцией нарушения, установленные в Порядке N 938/пр, и обратиться повторно с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются, нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2023 по делу N А40-793/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-793/2023
Истец: ТСЖ "ПАРУС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ООО "КОМПАНИЯ "РЕМСТРОЙСЕРВИС"