г. Санкт-Петербург |
|
07 марта 2024 г. |
Дело N А56-89499/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от заявителя: Ангел Т.С. по доверенности от 07.12.2023
от заинтересованного лица: Гункин В.В. по доверенности от 27.12.2023
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1695/2024) ООО "Жилкомсервис N 2 Невского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2023 по делу N А56-89499/2023, принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 2 Невского района"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
3-е лицо: ООО "НОРД-ВЕСТ"
о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Невского района" (далее - ООО N "ЖКС N 2 Невского района", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ) N 4556-рл от 18.09.2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Норд-Вест" (далее - ООО "Норд-Вест").
Решением суда от 08.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, оспариваемое распоряжение Инспекции является неправомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Инспекции просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства. Однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Норд-Вест" 26.07.2023 обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в отношении МКД, на основании решений общего собрания собственников, оформленного протоколом от 23.07.2023 N 1.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Норд-Вест" Инспекцией 18.09.2023 принято решение (распоряжение N 4556-рл от 18.09.2023) о внесении сведений о МКД с 01.10.2023 в раздел реестра лицензий, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "Норд-Вест".
Не согласившись с указанным распоряжением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В силу части 2 статьи 195 ЖК РФ Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлены статьей 198 ЖК РФ.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительггой власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании, в частности, представленного заявления о внесении изменений в реестр, которое должно содержать информацию об адресе многоквартирного дома (подпункт "а"), основаниях заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом (подпункт "б"), реквизитах договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией (подпункт "в").
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр, а пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет их соответствия положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"), достоверности сведений, содержащихся в заявлении (подпункт "б"), отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"), выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ (подпункт "г"), отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом (подпункт "д"), отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации (подпункт "е").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение: о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в Инспекцию 26.07.2023 от ООО "Норд-Вест" в соответствии с частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ поступили решения и протокол от 23.07.2023 N 1 общего собрания собственников помещений в МКД, в том числе по выбору в качестве управляющей организации ООО "Норд-Вест".
ООО "Норд-Вест" 26.07.2023 обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в отношении МКД, на основании решений общего собрания собственников, оформленного протоколом от 23.07.2023 N 1.
В связи с наличием противоречий сведений, представленных ООО "Норд-Вест", сведениям, содержащимся в реестре лицензий на момент рассмотрения заявления и отсутствием в Инспекции заявления ООО N "ЖКС N 2 Невского района" о расторжении, прекращении договора управления МКД, 08.08.2023 рассмотрение заявления было приостановлено на предусмотренный пунктом 16 Порядка срок, не превышающий 30 рабочих дней, до 18.09.2023.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Норд-Вест" Инспекцией 18.09.2023 принято решение (распоряжение N 4556-рл от 18.09.2023) о внесении сведений о МКД с 01.10.2023 в раздел реестра лицензий, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "Норд-Вест".
В связи с соответствием представленных ООО "Норд-Вест" документов требованиям Порядка, основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензии у Инспекции отсутствовали.
Указанные обстоятельства подтверждаются заключением Инспекции от 18.09.2023 и актом проверки от 04.08.2023.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
При указанных обстоятельствах какая-либо правовая неопределенность относительно лица, правомочного осуществлять управление спорным многоквартирным домом, на момент рассмотрения заявления ООО "Норд-Вест", отсутствовала, поскольку приложенные к заявлению документы (протокол общего собрания, договор управления) однозначно свидетельствовали о прекращении права, управления многоквартирным домом Обществом и выборе новой управляющей организации.
Односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с управляющей организацией ни Жилищному кодексу, ни Гражданскому кодексу не противоречит.
Довод ООО N "ЖКС N 2 Невского района" о наличии более позднего решения общего собрания обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В Инспекцию от ООО N "ЖКС N 2 Невского района" в соответствии с частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ поступили решения и протокол от 12.09.2023 N 5 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, согласно которому было решено расторгнуть договор управления с ООО "Норд-Вест" и выбрать в качестве управляющей организации ООО N"ЖКС N2 Невского района".
На основании указанного решения общего собрания ООО N "ЖКС N 2 Невского района" 12.09.2023 обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий.
По итогам рассмотрения указанного заявления решением от 03.11.2023 N 5056-рл ООО N"ЖКС N2 Невского района" отказано во внесении изменений в реестр лицензий по основанию, предусмотренному подпунктом "о", "в" пункта 5 Порядка в связи с предоставлением недостоверных сведений о заключении договора управления.
Федеральным законом от 04.08.2023 N 434-ФЗ (далее - Закон N 434-ФЗ) в статью 162 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым часть 8.2 указанной статьи изложена в следующей редакции:
"Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не ранее чем через год с даты Заключения такого договора, за исключением случаев невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом и принять решение о выборе иной управляющей организации или решение об изменении способа управления многоквартирным домом."
Закон N 434-ФЗ вступил в силу с 15.08.2023.
Согласно пояснительной записке к проекту Закона N 434-ФЗ N 201813-8 в целях повышения внимательности и ответственности собственников при выборе и смене управляющей организации, предлагается установить ограничительный период в один год для последующей смены управляющей организации. Управляющей организации данный период также позволит максимально спланировать работы и услуги по обслуживанию и содержанию многоквартирного дома и максимально сконцентрироваться на управлении, а не борьбе с конкурентами.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В силу части 3 статьи 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что решение общего собрания собственников помещений о выборе в качестве управляющей организации ООО "Норд-Вест" и заключении с ней договора управления МКД, оформленное протоколом от 23.07.2023, принято и реализовано до момента вступления в силу Закона N 434-ФЗ.
В свою очередь, решение общего собрания собственников о расторжении договора управления с ООО "Норд-Вест" и выборе в качестве управляющей организации ООО N "ЖКС N 2 Невского района", оформленное протоколом от 12.09.2023, принято после вступления в силу Закона N 434-ФЗ.
В силу части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора управляющей организации принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в' системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания.
Как следует из текста протокола от 12.09.2023, очная часть общего собрания, проведенная 14.08.2023, не состоялась, ввиду отсутствия кворума. Таким образом, по состоянию на 14.08.2023 решение собственниками не принято.
Принимая во внимание положения статьи 6 ЖК РФ, части 1 статьи 46 ЖК РФ в их взаимосвязи решение общего собрания по вопросу расторжения договора управления с ООО "Норд-Вест" считается принятым, когда за него проголосовало более пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме и указанное решение зафиксировано в протоколе, оформленном в соответствии с положениями действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что решение общего собрания собственников, оформленное протоколом от 12.09.2023, принято после вступления в силу Закона N 434-ФЗ.
Исходя из положений части 8.2 статьи 162 ЖК РФ, следует признать, что принятое на общем собрании собственников, оформленным протоколом от 12.09.2023, решение о расторжении договора управления может быть реализовано не ранее чем через год с даты заключения договора с ООО "Норд-Вест". Следовательно, указанное решение общего собрания в данном случае имеет отложенный характер и не свидетельствует о заключении договора управления ООО N "ЖКС N 2 Невского района" на момент вынесения Инспекцией оспариваемого распоряжения.
Довод ООО N "ЖКС N 2 Невского района" о нарушении Правил информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 N 289 (далее - Постановление N 289) и статьи 197 ЖК РФ правомерно отклонен судом, как не соответствующий нормам материального права.
Положения Постановления N 289 подлежат применению в случае исключения многоквартирного дома из реестра лицензий в соответствий с пунктами 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ.
В настоящем случае многоквартирный дом из реестра лицензий не исключался, в реестр лицензий были внесены изменения относительно лицензиата, осуществляющего управление спорным многоквартирным домом.
Довод ООО N "ЖКС N 2 Невского района" об отсутствии проверки Инспекции решения общего собрания, оформленного протоколом от 23.07.2023, является несостоятельным, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Рассмотрение заявления ООО "Норд-Вест" было приостановлено Инспекцией 08.08.2023 для проведения проверки поступивших документов. Порядок указанной проверки установлен пунктом 15 Порядка.
В соответствии с пунктом 15 Порядка при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае указанные действия были осуществлены Инспекцией в полном объеме. Актом проверки от 04.08.2023 признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 23.07.2023, не выявлено. На запрос Инспекции ООО "Норд-Вест" представлены доказательства направления протокола от 23.07.2023 и заявления о передаче технической документации в адрес Общества.
Заявление ООО N "ЖКС N 2 Невского района" от 12.09.2023 также рассмотрено Инспекцией в установленном законом порядке с вынесением 03.11.2023 решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий. Сведениями об оспаривании указанного распоряжения Инспекция не располагает.
Вопреки доводам ООО N "ЖКС N 2 Невского района" ни Порядком, ни иными нормами жилищного законодательства не предусмотрено право и обязанность Инспекции в рамках рассмотрения заявлений о внесении изменений в реестр лицензий проводить какие-либо выезды и встречи с жителями, опросы. Как прямо следует из положений пункта 15 Порядка, решение принимается Инспекцией исключительно на основании исследования и оценки документов, представленных обоими лицензиатами.
Также действующим жилищным законодательством не предусмотрены полномочия Инспекции по проверке достоверности подписей, по установлению фальсификации документов, в том числе решений (бюллетеней) для голосования. В своей деятельности Инспекция не подменяет правоохранительные органы по расследования преступлений.
Довод заявителя о том, что Инспекцией не проведена проверка протоколов, предусмотренная частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ, подлежит отклонению как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела. Данная проверка была проведена 04.08.2023, результаты проверки оформлены актом.
При этом, как правомерно отмечено судом, проведение проверки в связи с поступлением в порядке ч. 1.1 статьи 46 ЖК РФ в орган жилищного надзора двух и более протоколов общего собрания в многоквартирном доме, содержащие решения по аналогичным вопросам повестки дня, не является основанием для отказа во внесении изменений в. реестр лицензий либо приостановления рассмотрения заявления лицензиата, обратившегося в Инспекцию в соответствии со статьей 198 ЖК РФ. Указанная проверка проводится вне рамок процедуры внесения изменений в реестр лицензий и не является ее частью.
Инспекция при рассмотрении заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий не вправе выйти за пределы срока, определенного Порядком (пунктами 4, 16 Порядка), который исчисляется с даты поступления заявления и документов от лицензиата.
При указанных обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что у Инспекции отсутствовали какие-либо правовые основания для отказа ООО "Норд-Вест" во внесении изменений в реестр лицензий в части включения МКД в перечень управляемых многоквартирных домов.
Учитывая изложенное, является обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности вынесенного Инспекцией распоряжении N 4556-рл от 18.09.2023. Оспариваемое распоряжение является законным, не нарушает права и законные интересы ООО N "ЖКС N 2 Невского района" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него незаконно какие-либо обязанности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 декабря 2023 года по делу N А56-89499/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Невского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89499/2023
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N2 НЕВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Третье лицо: ООО "Норд-Вест"