г. Санкт-Петербург |
|
07 марта 2024 г. |
Дело N А21-3171/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): представитель Лузан А.В. по доверенности от 24.04.2023 (посредством системы веб-конференции)
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27555/2023) (заявление) Администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.06.2023 по делу N А21-3171/2023 (судья Гурьева И.Л.), принятое по иску (заявлению)
общества с ограниченной ответственностью "Омега"
к Администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области"
3-е лицо: Баданин Геннадий Арсентьевич
о признании незаконным отказ
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Омега" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации МО "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 39:05:010322:1, изложенного в письме от 14.03.2023 N 1755ю/01-24.
Определением суда от 31.03.2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Баданин Геннадий Арсентьевич. По информации, поступившей от сторон, Боданин Г.А. скончался 10.06.2023 г.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 26.06.2023 по делу N А21-3171/2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Администрация муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила вышеуказанное решение отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на то, что в установленном законом порядке право ООО "Омега" на земельный участок и расположенный на нем объект не было зарегистрировано, в связи с чем оснований для согласование границ у Администрации не имелось. Кроме того, подготовка схемы расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом или входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, до ее утверждения подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, чего не было сделано. Также в случае формирования земельного участка по предложенной обществом схеме, по мнению Администрации, теряется смысл предоставления части земельного участка с кадастровым номером 39:05:010322:1 обществу в аренду для обслуживания нежилого помещения.
Определением апелляционного суда от 12.02.2024 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено, обществу было предложено представить документы, приложенные им к заявлению об уточнении границ спорного земельного участка от 16.11.2023.
В настоящее судебное заседание явился представитель заявителя, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в ранее представленных в материалы дела отзыве и письменных пояснениях, пояснил, что не имеет возможности представить документы во исполнение определения апелляционного суда от 12.02.2024, поскольку их оригиналы были сданы в регистрирующий орган, копиями не располагает.
Также сторонами в материалы дела были направлены письменные пояснения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.12.1993 г. между Администрацией (арендодатель) и акционерным обществом закрытого типа "Омега" (арендатор) заключен договор N 82 (97) аренды (далее - договор) земельного участка, расположенного по ул. Первомайской, 18, в г. Зеленоградске, площадью 145 кв. м, пропорционально площади бывшего магазина "Птица", сроком на 50 лет.
01.02.2003 г. земельному участку присвоен кадастровый номер 39:05:010322:1.
28.11.2022 г. общество преобразовано в ООО "Омега".
Поскольку границы земельного участка носят декларативный характер, общество письмом от 02.02.23 г. обратилось в Администрацию с заявлением о согласовании его границ.
Письмом от 14.03.2023 г. Администрация отказала заявителю в согласовании границ земельного участка в связи с наличием других границ земельного участка.
Полагая, что данный отказ неправомерен, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене ввиду следующего.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11.3, положениям статей 11.9 и 11.10 ЗК РФ одним из документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельного участка, является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема земельного участка), которая представляет собой изображение его границ, содержит указание на его площадь. Схема земельного участка может быть подготовлена лицом, заинтересованным в предоставлении участка, и подлежит утверждению уполномоченным органом, если отсутствуют предусмотренные законом основания для отказа в ее утверждении.
В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в ЕГРН (пункт 7 статьи 11.4 ЗК РФ).
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В силу пункта 19 статьи 11.10 ЗК РФ не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных ЗК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно оспариваемому отказу, основанием для него послужило то обстоятельство, что согласно договора аренды N 97 земельный участок с кадастровым номером 39:05:010322:1 площадью 145 кв.м. имеет другие границы, отличающиеся от акта границ, предоставленного к согласованию. Кроме того, в указном отказе заявителю было сообщено о наличии у него задолженности по пене за 2019-2021 гг.
Между тем, сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 39:05:010322:1 носят декларативный характер.
До вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции до 01.01.2017) сведения о земельных участках вносились в государственный земельный кадастр (затем -государственный кадастр недвижимости (ГКН), а в настоящее время - ЕГРН) в рамках проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках в соответствии с Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденными Росземкадастром 10.04.2001 (далее -Указания).
В соответствии с Указаниями осуществлялась инвентаризация имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках для отражения сведений о ранее учтенных земельных участках в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала (далее - инвентаризационная опись). Инвентаризационная опись представляла собой документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело. В перечень ранее учтенных земельных участков включались сведения, подлежащие отражению (внесению) в государственный реестр земель кадастрового района. На инвентаризационном плане земельных участков в квартале и в каталоге координат узловых и поворотных точек границ земельных участков отражались сведения, подлежащие отражению на дежурной кадастровой карте.
Таким образом, сведения о координатах характерных точек границ ранее учтенных земельных в процессе инвентаризации ранее учтенных участков могут быть внесены в ЕГРН условно, для таких земельных участков тип площади указывался как "декларированная площадь", а точность определения координат характерных точек границ не соответствует нормативной, установленной для земельных участков определенной категории земель.
Земельный участок с кадастровым номером 39:05:010322:1 был поставлен на государственный кадастровый учет до 01.03.2008 (дата вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости").
При этом координаты характерных точек границ указанного земельного участка были определены не на основании межевания, а в процессе инвентаризации земель.
В соответствии с частью 8 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 - ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) площадью земельного участка, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При этом важным является то обстоятельство, что границы такого земельного участка должны быть определены в соответствии частью 9 статьи 22 Закона о регистрации, то есть установлены посредством определения координат характерных точек таких границ.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места", положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее - характерные точки) описывается плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Другими словами, уточненная площадь - это площадь, определенная по результатам межевания, как площадь геометрической фигуры, которая образуется границами земельного участка по характерным точкам границ земельного участка.
Таким образом, исходя из системного толкования норм действующего законодательства, границы земельного участка с кадастровым номером 39:05:010322:1 не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Данный факт подтверждается представленной Администрацией к отзыву на заявление при рассмотрении дела судом первой инстанции выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 13.04.2023 N КУВИ-001/2023-87972792, где в графе "Особые отметки" сделана отметка о том, что "Границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством".
Также следует отметить, что при вынесении отказа в согласовании схемы расположения земельного участка заинтересованным лицом не указано на конкретные основания, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Судом первой инстанции также обоснованно было отклонено возражение Администрации о том, что у заявителя не имеется законного интереса в уточнении границ спорного земельного участка.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Данная позиция закреплена в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010, из которой следует, что лицо, обратившееся в суд, должно доказать свое право владения на имущество.
Право владения на недвижимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В данном случае заявитель владеет и пользуется земельным участком на основании Договора аренды от 04.12.1993 N 82, что неоднократно подтверждалось Заинтересованным лицом, в том числе в процессе судебного разбирательства в Арбитражном суде Калининградской области по вопросу расторжения названного договора аренды (арбитражное дело N А21-2218/2019) и путем подписания акта сверки взаимных расчетов по названному договору аренды (акт сверки от 06.03.2023).
Доводы заинтересованного лица о том, что на спорном земельном участке, принадлежащем ООО "ОМЕГА", располагается объект недвижимости - многоквартирный жилой дом, в котором ООО "ОМЕГА" не имеет на праве собственности помещений, опровергается материалами дела, поскольку согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН по состоянию на 09.01.2024 в отношении спорного земельного участка в его пределах отсутствуют объекты недвижимости.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела заявителем были уточнены границы спорного земельного участка на основании межевого плана, заказанного заявителем, в подтверждение чего в материалы дела была представлена выписка из ЕГРН от 09.01.2024.
Таким образом, судом первой инстанции было обоснованно установлен факт несоответствия оспариваемого отказа закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества.
Апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.06.2023 А21-3171/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3171/2023
Истец: ООО "Омега"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Зеленоградский городской округ", Администрация муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области"
Третье лицо: Баданин Геннадий Арсентьевич