г. Хабаровск |
|
01 июня 2023 г. |
А73-2023/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пинегиной В.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальатп"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.03.2023
по делу N А73-2023/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальатп" (ОГРН 1212700002195, ИНН 2721249911)
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1212500012944, ИНН 2540261603)
об оспаривании постановления от 31.01.2023 N 002035
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дальатп" (далее - ООО "Дальатп") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Хабаровскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее - Отдел МТУ Ространснадзора по ДФО) от 31.01.2023 серия 27 N 002035 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 24.03.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на незаконное привлечение к административной ответственности, полагая, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения. Считает, что перевозка пассажиров осуществлялась им по договору фрахтования, заключенному с ИП Матухно А.С., оформленному в форме заказ-наряда на каждую перевозку, тогда как карта маршрута обязательна только в случае осуществления пассажирских перевозок на основании свидетельства. Настаивает на позиции, что общество выполняло заказные перевозки и не осуществляло продажу билетов на межмуниципальные маршруты регулярных перевозок. Указывает на то, что назначенный штраф является завышенным, в связи с чем, ссылаясь на положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагает, что в данном случае, с учетом исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением общества, имеются основания для его снижения.
Отдел МТУ Ространснадзора по ДФО не согласился в отзыве с позицией заявителя апелляционной жалобы, просил оставить в силе решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Судебной коллегией установлено, что на основании решения от 30.11.2022 N 1Р-27/27 о проведении планового (рейдового) задания сотрудниками надзорного органа проведены обследования транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для перевозки пассажиров.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что 01.12.2022 в 08 часов 18 минут в г. Хабаровске на остановочном пункте "Железнодорожный вокзал", расположенном в районе дома N 81 по ул. Ленинградской, сотрудниками выявлено осуществление перевозки пассажиров транспортным средством категории М3 марки "YUTONG" модели "ZK6122H9" (автобус) государственный регистрационный номер Р099РХ27 (свидетельство о регистрации ТС серии 99 43 N 739416), принадлежащим на праве собственности Чуприну Е.В., находящимся в эксплуатации по путевому листу от 01.12.2022 N 793 у ООО "Дальатп", под управлением водителя Середа В.В. (водительское удостоверение серии 25 17 N 752658) по маршрутам перевозки NN 301а, 301б, 301в, 304а сообщением "г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре" при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
01.12.2022 в 13 часов 50 минут в г. Хабаровске на остановочном пункте "Железнодорожный вокзал", расположенном в районе дома N 81 по ул. Ленинградской, сотрудниками выявлено осуществление перевозки пассажиров транспортным средством категории МЗ марки "YUTONG" модели "ZK6938HB9" (автобус) государственный регистрационный номер Р 404 РМ 27 (свидетельство о регистрации ТС серии 99 40 N 718594), принадлежащим на праве собственности Чуприну Е.В., находящимся в эксплуатации по путевому листу от 01.12.2022 N 797 у ООО "Дальатп", под управлением водителя Дите Е.А. (водительское удостоверение серии 99 03 N 642203) по маршрутам перевозки NN 301а, 301б, 301в, 304а сообщением "г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре" при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
02.12.2022 в 13 часов 45 минут в г. Хабаровске на остановочном пункте "Железнодорожный вокзал", расположенном в районе дома N 81 по ул. Ленинградской, сотрудниками выявлено осуществление перевозки пассажиров транспортным средством категории МЗ марки "YUTONG" модели "ZK6938HB9" (автобус) государственный регистрационный номер Р 404 РМ 27 (свидетельство о регистрации ТС серии 99 40 N 718594), принадлежащим на праве собственности Чуприну Е.В., находящимся в эксплуатации по путевому листу N 761 от 02.12.2022 у ООО "Дальатп", под управлением водителя Петрова С.А. (водительское удостоверение серии 27 29 N 691610) по маршрутам перевозки NN 301а, 301б, 301 в, 304а сообщением "г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре" при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
05.12.2022 в 08 часов 15 минут в г. Хабаровске на остановочном пункте "Железнодорожный вокзал", расположенном в районе дома N 81 по ул. Ленинградской, сотрудниками выявлено осуществление перевозки пассажиров транспортным средством категории МЗ марки "JAK" модели "НК6120" (автобус) государственный регистрационный номер Т858УХ27 (свидетельство о регистрации ТС серии 99 42 N 050646), принадлежащим на праве собственности Чуприну Е.В., находящимся в эксплуатации по путевому листу от 05.12.2022 N 809 у ООО "Дальатп" под управлением водителя Дендиберия В.Г. (водительское удостоверение серии 27 29 N 011118) по маршрутам перевозки NN 301а, 301б, 301в, 304а сообщением "г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре" при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
05.12.2022 в 13 часов 30 минут в г. Хабаровске на остановочном пункте "Железнодорожный вокзал", расположенном в районе дома N 81 по ул. Ленинградской, сотрудниками выявлено осуществление перевозки пассажиров транспортным средством категории МЗ марки "YUTONG" модели "ZK6938HB9" (автобус) государственный регистрационный номер Р 404 РМ 27 (свидетельство о регистрации ТС серии 99 40 N 718594), принадлежащим на праве собственности Чуприну Е.В., находящимся в эксплуатации по путевому листу от 05.12.2022 N 811 у ООО "Дальатп", под управлением водителя Дите Е.А. (водительское удостоверение серии 99 03 N 642203), по маршрутам перевозки NN 301а, 301б, 301 в, 304а сообщением "г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре" при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
Результаты осмотра зафиксированы в актах постоянного рейда от 01.12.2022, от 02.12.2022, от 05.12.2022 N N 259, 261, 264, 265, 266.
При этом на сайте сервиса по поиску и покупке билетов RFBUS.RU размещена информация о возможности приобретения билетов на автобус, сообщением "ЖД вокзал" г. Хабаровска - г. Комсомольск-на-Амуре (Автовокзал) с ежедневным отправлением от остановочного пункта "ЖД вокзал" в г. Хабаровске в направлении г. Комсомольск-на-Амуре, а также от остановочного пункта "Автовокзал" в г. Комсомольск-на-Амуре, в направлении г. Хабаровска соответственно.
По сведениям содержащихся в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Хабаровского края, размещенного на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края (www.mintrans.khabkrai.ru), на маршруте сообщением "г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре" осуществляют перевозки пассажиров два перевозчика - ООО "Вираж" (ИНН 2724081103) по маршруту N N 301в, 304а "г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре" и ООО "Вираж-1" (ИНН 2724086670) по маршруту NN 301а, 301б "г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре". Между тем, данных о перевозчике ООО "Дальатп", осуществляющем перевозки пассажиров по указанным маршрутам, реестр не содержит.
По факту осуществления 01.12.2022, 02.12.2022 и 05.12.2022 регулярной перевозки пассажиров по межмуниципальному маршруту сообщением "г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре" при отсутствии документов, подтверждающих право осуществления регулярных перевозок, в частности свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок на транспортные средства, выданные уполномоченным органом Министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, должностным лицом надзорного органа вынесено определение от 13.12.2022 N 232 о возбуждении дела об административном правонарушении и об истребовании сведений.
В отношении ООО "Дальатп" в отсутствии законного представителя при его надлежащем извещении, составлен протокол от 11.01.2023 серия 27 N 002022 об административном правонарушении по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в отсутствии законного представителя, при надлежащем его извещении, вынесено постановление 31.01.2023 серия 27 N 002035, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием об отмене.
Согласно части 4 статьи 11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
Субъектом ответственности может являться водитель транспортного средства, должностное лицо, а также юридическое лицо.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
Наряду с указанными в части 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Закона N 220-ФЗ 220-ФЗ).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному (межмуниципальному, смежному) маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ 220-ФЗ).
Карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
В силу положений части 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (часть 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ).
Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и представлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (часть 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ).
Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, который подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок. Карта маршрута - это тот документ, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку автомобильным транспортом, должны иметь в силу действующего законодательства.
Осуществление перевозчиком ООО "Дальатп" регулярных перевозок пассажиров по маршруту г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре с ежедневным отправлением от остановочного пункта "Железнодорожный вокзал" в г. Хабаровске в направлении г. Комсомольск-на-Амуре, а также от остановочного пункта "Автовокзал" в г. Комсомольск-на-Амуре, в направлении г. Хабаровска, стоимость проезда - 1 166 рублей, систематически в одно и то же установленное время отправления, в отсутствие выданных уполномоченным органом карт маршрута регулярных перевозок на транспортные средства подтверждается протоколом об административном правонарушении от 11.01.2023 серия 27 N 002022, актами постоянного рейда от 01.12.2022 NN 259, 261, от 02.12.2022 N 264, от 05.12.2022 N 265, 266, протоколами опроса водителей от 01.12.2022, от 02.12.2022, от 05.12.2022, протоколами осмотра от 01.12.2022, от 02.12.2022, от 05.12.2022, протоколами инструментального обследования от 01.12.2022, от 02.12.2022, от 05.12.2022, информацией на интернет-сайте RFBUS.RU об осуществлении реализации проездных билетов на ежедневные рейсы неопределенному кругу лиц и по существу обществом не опровергнуто.
В связи с чем, довод общества об осуществлении заказных перевозок правомерно отклонен судом первой инстанции. При этом оформление заявителем договора фрахтования и заказов-нарядов не соответствует реально сложившимся правоотношениям с участием неопределенного круга лиц (пассажиров), перевозка которых фактически осуществлялась по маршруту регулярных перевозок, следовательно, получение карт маршрута для общества являлось обязательным.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Материалы дела также подтверждают наличие вины общества в совершении административного правонарушения, поскольку, являясь профессиональным участником экономической деятельности, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой риск, должен знать требования действующего законодательства в сфере организации и осуществления регулярных перевозок и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в соблюдении требований законодательства; в материалах дела отсутствуют сведения о принятии обществом мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, по недопущению вменяемого правонарушения и невозможности его предотвращения.
При этом перевозка организованных фрахтователем групп по маршруту следования транспортных средств, используемых апеллянтом для осуществления пассажирских перевозок, имеющих признаки регулярных, не может являться основанием для освобождения общества от обязанности исполнения требований части 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о доказанности в действиях ООО "Дальатп" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для признания перевозки пассажиров в качестве регулярной отклоняется как несостоятельный, поскольку, исходя из используемого порядка проезда и его оплаты, определения маршрута и времени отправления, порядка посадки в транспортное средство наличие договора фрахтования не подтверждают совершение перевозки в форме заказа-наряда ИП Матухно А.С., а ООО "Дальатп" создана видимость осуществления заказной перевозки.
Факт отсутствия в маршрутах регулярных перевозок N N 301а, 301б, 301в и 304а остановочного пункта "Железнодорожный вокзал" не имеет правового значения, поскольку не исключает нарушение заявителем части 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ, в частности использование автобусов для регулярных перевозок без карты маршрута.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 КоАП РФ, административным органом соблюдены, права заявителя, указанные в статье 25.2 КоАП РФ и иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел оснований для признания его малозначительным и возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ. У судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки указанного вывода суда.
Условия для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлены ввиду привлечения ООО "Дальатп" ранее к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, основания для снижения размера административного штрафа и применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ также отсутствуют, поскольку судом по материалам дела не установлено для этого исключительных обстоятельств.
Само по себе несогласие с размером административного штрафа не является достаточным основанием для признания доводов общества обоснованными.
Проверка довода апелляционной жалобы о размере наложенного на общество обжалованным постановлением административного штрафа показала, что он назначен в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, с учетом тяжести совершенного правонарушения, а также при наличии отягчающего обстоятельства, установленного пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.
Суд первой инстанции в полном объеме установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
На основании изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.03.2023 по делу N А73-2023/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2023/2023
Истец: ООО "Дальатп", ООО "Дальатп" - представитель Савченко И.П.
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу, МТУ Ространснадзора по ДФО, ТО государственного автодорожного надзора по Хабаровскому краю МТУ Ространснадзора по ДФО