город Ростов-на-Дону |
|
31 мая 2023 г. |
дело N А53-3851/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бобровой М.Ю.,
при участии:
от истца: представитель Залюбовский М.В. по доверенности от 01.01.2023;
от ответчика: представитель Емельянович С.А. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Аксайского городского поселения Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.04.2023 по делу N А53-3851/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Юг"
к администрации Аксайского городского поселения Ростовской области
о признании незаконным отказа, обязании установить сервитут,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Юг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к администрации Аксайского городского поселения Ростовской области (далее - уполномоченный орган, администрация) о признании незаконным отказа от 17.11.2022 N 63.20.1/7273, об обязании принять решение об установлении публичного сервитута, взыскании судебной неустойки.
Решением суда от 06.04.2023 требования удовлетворены, суд признал незаконным как противоречащие нормам Земельного кодекса Российской Федерации решение администрации Аксайского городского поселения от 17.11.2022 N 63.20.1/7273 и обязал администрацию Аксайского городского поселения в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков с кадастровыми номерами 61:02:0000000:59, 61:02:0600010:5347, 61:02:0601001:3, 61:02:0601003:32, 61:02:0601003:22, 61:02:0601003:33, 61:02:0601003:7, 61:02:0601003:3, 61:02:0600010:13596, 61:02:0600010:2558, 61:02:0600010:4896, 61:02:0600010:5348, 61:02:0600010:13595, 61:02:0600010:11136, 61:02:0600010:1168, 61:02:0000000:7016, 61:02:0000000:6168, 61:02:0000000:6167, 61:02:0000000:5884 в целях эксплуатации объекта электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4; взыскана неустойка в размере 100 руб. в день за неисполнение решения суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В апелляционной жалобе уполномоченный орган ссылается на то, что в перечне документов, приложенных ПАО "Россети Юг" к заявлению об установлении публичного сервитута, поданному в администрацию Аксайского района в целях размещения объекта электросетевого хозяйства, отсутствовали документы, подтверждающие право собственности заявителя на инженерные сооружения. Инвентарная карточка на объекты общества не является основанием возникновения права, необходимость предоставления сервитута не обоснована.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества просил суд оставить решение без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Россети Юг" письмом от 11.11.2022 N 04/111122 обратилось с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях эксплуатации объекта электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4, указывая, что является его собственником.
Письмом от 17.11.2022 N 63.20.1/7273 администрация Аксайского городского поселения отклонила ходатайство ПАО "Россети Юг", в связи с отсутствием документов подтверждающих право на инженерное сооружение, а также отсутствия установленной охранной зоны инженерного сооружения.
Полагая отказ незаконным, общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, 23, 39.37, 39.38, 39.39, 39.40, 39.41, 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что публичный сервитут испрашивался сетевой компанией на земельные участки, под уже размещенный на них объект электросетевого хозяйства, право собственности на который не подлежит регистрации, поскольку объект является движимым (линейным), суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что администрация не подтвердила наличие обстоятельств, препятствующих установлению публичного сервитута, в связи с чем признала заявление общества подлежащим удовлетворению.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (Закон N341-ФЗ) введена в действие статья 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Закон N 137-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ установлено, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях па основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления пли право хозяйственного веления на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
В соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков в (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электроснабжения населения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в релях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации и не указанных в подпунктах 1-3 названной статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
Статьей 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть указаны в ходатайстве об установлении публичного сервитута.
В соответствии с частью 2 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об отказе в установлении публичного сервитута должны быть приведены все основания для такого отказа.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 39.41 к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано.
Согласно выводам экспертного заключения от 30.01.2023 N 04/300123 общества с ограниченной ответственностью "ГЕО Инвест-Информ" установлено, что объект электросетевого хозяйства: ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4, не является объектом недвижимого имущества.
Согласно правовой позиции Минэкономразвития России, выраженной в письме от 11.02.2019 N Д23и-3919 возникновение права на линейные объекты до 01.09.2018 может подтверждаться как выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, так и иными документами (выписки из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности и т.п.) при отсутствии государственной регистрации права на соответствующие объекты в случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе если такое имущество является движимым.
Таким образом, учитывая факт отнесения объекта электросетевого хозяйства к движимому имуществу (ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4), право собственности ПАО "Россети Юг" подтверждается инвентарной карточкой учета объекта N 610900002312 от 07.06.2017 года.
Объекты в 2008 году переданы в промышленную эксплуатацию ПАО "МРСК Юга" (ныне - ПАО "Россети Юг" от ОАО "Ростовэнерго" в ходе присоединения последнего на основании договора от 03.12.2007, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, ГРН N 2086164117125 от 31.03.2008.
В соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ), пунктом 9 решения годового общего собрания акционеров ОАО "МРСК Юга" от 22.06.2015 (протокол N13 от 22.06.2015) утвержден устав в новой редакции. Согласно уставу (в новой редакции) полное фирменное наименование общества на русском языке: публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", сокращенное фирменное наименование общества на русском языке: ПАО "МРСК Юга".
На основании решения внеочередного общего собрания акционеров ПАО "МРСК Юга" (протокол N 21 от 08.11.2019 года) внесены изменения в устав публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", а именно: изменено наименование общества с ПАО "МРСК Юга" на ПАО "Россети Юг".
Таким образом, ПАО "Россети Юг" является правопреемником государственного производственного объединения энергетики и электрификации.
Принадлежность указанного объекта подтверждается инвентарной карточкой о принятии на учет основного средства и фактом владения объектом электроснабжения со стороны ПАО "Россети Юг", как специализированной сетевой организацей.
Таким образом, сведениями о возникновении права собственности на указанный объект заинтересованное лицо располагало (приложение к ходатайствам об установлении публичного сервитута).
Проектной документацией линейного объекта электросетевого хозяйства "ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4" рассчитаны границы публичного сервитута. С учетом длины траверсы (устройство для крепления проводов, кабеля, каната, изоляторов, разъединителей на линии электропередач и РУ до 10 кВ), разъединяющей крайние провода ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4, длина которой составляет 1,4 метра, границы публичного сервитута для эксплуатации ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4 21,4 метра, то есть по 10 метров от крайнего провода ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4 в обе стороны, плюс длина траверсы (1,4 м). Граница публичного сервитута определена аналитическим методом исходя из сведений о местоположении конструктивных элементов (опор) ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4, которое определено методом спутниковых геодезических измерений. Средняя квадратическая погрешность определения координат (местоположения) характерных точек не превышает 0,10 м.
В ходе проведения проектных работ установлено наличие ошибки в местоположении границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4, внесенной в ЕГРН с реестровым номером 61:00-6.279. Соответственно, обоснованием установления границ публичного сервитута в пределах, превышающих размеры соответствующих охранных зон, границы которых внесены в ЕГРН, является наличие указанной выше ошибки в местоположении границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4. Также в разделе 2.5. настоящей проектной документации определены фактические границы охранной зоны объекта электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4, с учетом нормативов, установленных действующим законодательством размеры фактические границы охранной зоны и определенные границы публичного сервитута объекта электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4 идентичны. После проведения работ по исправлению сведений о местоположении границ охранной зоны с реестровым номером 61:00-6.279, превышение размеров границ публичного сервитута над границами охранной зоны будет устранено.
Возражая против доводов заявителя, заинтересованное лицо указывает на несоответствие испрашиваемых границ сервитута границам охранных зон линейного сооружения, однако предметных доказательств этому не предоставлено.
Согласно информационному письму ПАО "Россети Юг" от 07.09.2022 года N РЭ09/001/1800 объект ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4 ранее имел наименование "ВЛ-10 KB ЗКМ Ф14".
В перечне объектов недвижимого имущества ОАО "Ростовэнерго" входящих в уставный капитал по состоянию на 01.07.1992, утвержденном заместителем главы администрации Ростовской области, спорный объект отражен в строке N 547. Таким образом, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие вхождение объекта ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4 в состав имущества, подлежащего приватизации, данное обстоятельство заинтересованное лицо не оспаривает.
Один и тот же объект не может находиться одновременно в перечне объектов подлежащих приватизации и перечне объектов, которые не подлежали приватизации.
В своих возражениях заинтересованное лицо указывает, что в перечне объектов недвижимого имущества ОАО "Ростовэнерго" входящих в уставный капитал по состоянию на 01.07.1992, утвержденным заместителем главы Администрации Ростовской области, в строке 547 в графе местонахождение (район) объекта "ВЛ-10 КВ ЗКМ Ф14" (старое наименование) указано - Ростовская обл., Аксайский р-н, п. Рассвет, в связи с чем у заинтересованного лица отсутствуют полномочия по установлению публичного сервитута.
В соответствии с областным законом Ростовской области от 27.12.2004 N 240-ЗС "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования "Аксайский район" и муниципальных образований в его составе" муниципальное образование Аксайского городского поселения входит в состав муниципального образования Аксайский район с административным центром в городе Аксай.
Согласно справке кадастрового инженера от 10.03.2023 N 04/1003223 объект электросетевого хозяйства ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4 располагается в границах Аксайского городского поселения и Большелогского сельского поселения Аксайского района, а испрашиваемые границы публичного сервитута в отношении объекта ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4, согласно ходатайства об установлении публичного сервитута, полностью расположены в территориальных границах Аксайского городского поселения.
Таким образом, как следует из представленных схем, справки кадастрового инженера, ПАО "Россети Юг" обратилось к заинтересованному лицу в отношении части объекта, расположенного в границах Аксайского городского поселения.
В настоящем деле речь идет о ВЛ-10 кВ ВЛ-414 Р-4 (год ввода в эксплуатацию - 01.05.1977.).
Факт ввода спорного объекта в эксплуатацию в 1977 году свидетельствует о том, что нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 в данном случае применены быть не могут (действие нормативного акта во времени).
Кроме того, земельные участки, необходимые для эксплуатации ВЛ предоставлены в аренду частным лицам, нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 к спорным объектам не применимы.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 не распространяется на построенные (введенные в эксплуатацию) линейные объекты, а относится к размещаемым (еще не возведенным) объектам, после вступления в силу указанного Постановления.
Согласно письму Минэкономразвития России от 01.03.2019 N Д23и-6636 собственники существующих линейных сооружения вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом - основанием установления публичного сервитута будет являться правоустанавливающий документ на такой линейный объект, либо выписка из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности (с учетом положений приказа Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 542).
Таким образом, для оформления публичного сервитута под существующие сооружения электроэнергетики не требуется обоснования его установления, предусмотренного статьей 39.41 ЗК РФ, а также доказывать иные обстоятельства значимости инженерного сооружения.
Письмом от 22.12.2022 N 11-02878/22 Росреестр сообщает, что в целях установления публичного сервитута для эксплуатации существующего объекта подготовка документации по планировке территории не осуществляется. Таким образом, положения пункта 3 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат применению.
В рассматриваемом случае, заявитель (ПАО "Россети Юг") является сетевой компанией и эксплуатирует на праве собственности объект электросетевого хозяйства, в связи с чем, в порядке с пункта 1 статьи 39.40 ЗК РФ имеет право на обращение в орган местного самоуправления с ходатайством об установлении публичного сервитута.
В рассматриваемом случае, учитывая, что права на ВЛ возникли у ПАО "Россети Юг" до 01.09.2018, для оформления публичного сервитута на существующие сооружения электроэнергетики не требуется обоснование его установления и доказывание обстоятельств значимости инженерного сооружения, принятое администрацией решения об отказе не соответствует закону и нарушает права общества.
Основанием для установления публичного сервитута является необходимость защиты интересов неопределенного крута лиц, которую нельзя обеспечить другим способом.
Обременение в виде публичного сервитута возможно в отношении земельных участков, находящихся как в частной, так в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданных в срочное или бессрочное пользование. После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом, силу ч. ч. 5, 6 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся.
Таким образом, отказ администрации Аксайского городского поселения противоречит нормам действующего законодательства, а потому обоснованно признан судом первой инстанции незаконным на основании положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.04.2023 по делу N А53-3851/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3851/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЮГ", ПАО "Россети Юг"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АКСАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ, Администрация Аксайского городского поселения Ростовской области