г. Хабаровск |
|
31 мая 2023 г. |
А73-20048/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края: Васильевой О.Б. представителя по доверенности от 11.01.2023, сроком по 31.12.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "Даниловка": Кольненко К.М. представителя по доверенности от 13.04.2022, сроком на 5 лет;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
на решение от 10.03.2023
по делу N А73-20048/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (ОГРН 1022700922221, ИНН 2721025245)
к обществу с ограниченной ответственностью "Даниловка" (ОГРН 1077907001292, ИНН 7903526750)
о взыскании 3001983 руб. 83 коп.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Даниловка" (далее - ООО "Даниловка", общество, ответчик) о взыскании 3001983 руб. 83 коп., полученных ответчиком средств субсидий по соглашению о предоставлении субсидии сельскохозяйственным производителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники N 129 от 16.07.2018; по соглашению о предоставлении субсидии из краевого бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, в области развития производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы и овощей открытого грунта N 150 от 18.07.2018; по соглашению о предоставлении субсидии из краевого бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семян сельскохозяйственных культур, минеральных и органических удобрений, нефтепродуктов N 121 от 03.07.2020.
Решением суда от 10.03.2023 иск удовлетворен частично: с ООО "Даниловка" в пользу министерства взысканы средства субсидии на сумму 1854735,83 руб.; с ООО "Даниловка" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 23483, 97 руб.; в удовлетворении остальной части отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части возврата субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники в размере 1147248 руб. (в части отказа в удовлетворении иска).
Заявитель жалобы утверждает следующее: условие предоставления субсидии об эксплуатации сельскохозяйственной техники, затраты по приобретению которой возмещаются за счет средств субсидии, не менее пяти лет с даты приобретения обществом соблюдено частично: в отношении одной единицы приобретенной сельскохозяйственной техники (трактор "Беларус - 1523", зав. N 15006519) не соблюдено; из представленной обществом карточки учета следует, что данный трактор снят с учета 23.03.2019, что нарушает Порядок предоставления субсидии, 5 лет эксплуатации истекал в феврале 2020 года; согласно пункту 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1507 "Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники" владельцы обязаны снять технику с государственного учета в случае: прекращения права собственности на технику либо прекращение владения техникой на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; списания (утилизации) техники; вывоза техники из Российской Федерации, за исключением случаев временного вывоза, данный перечень ограниченный и ремонт техники в него не входит.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ООО "Даниловка" отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддерживает ее доводы в полном объеме, просит решение суда в обжалуемой части отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "Даниловка" возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, не возражает против проверки законности и обоснованности решения суда в обжалуемой части.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции лишь в обжалуемой части.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании подпункта 3.2.1 пункта 3.2 раздела 3 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 17.06.2015 N 140-пр, министерство осуществляет поддержку сельскохозяйственного производства.
Министерством в соответствии с Порядком и условиями предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2016 N 382-пр (в редакции, действовавшей на момент предоставления субсидии, далее - Порядок N 382-пр), в 2018 году из краевого бюджета была предоставлена ответчику субсидия на основании соглашения о предоставлении субсидии сельскохозяйственным производителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники от 16.07.2018 N 129.
Согласно разделу 1 соглашения предметом соглашения является предоставление из краевого бюджета в 2018 году субсидии сельскохозяйственным производителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники.
По пункту 2.2 соглашения размер субсидии составляет 4456536 руб. 49 коп. (46,26% от общего объема затрат).
Субсидия в соответствии с пунктом 3.1.1 соглашения была предоставлена на цели, указанные в разделах 1, 2 соглашения.
Согласно пункту 4.1.4 соглашения, министерство обязалось устанавливать показатель результативности использования субсидии в приложении к соглашению, а также осуществлять оценку достижения получателем показателя результативности использования субсидии на основании отчета о достижении значения показателя результативности по форме, утверждаемой министерством.
В приложении к соглашению указано, что показателем результативности использования субсидии является размер чистой прибыли у сельскохозяйственного товаропроизводителя за год, в котором была предоставлена субсидия, плановое значение показателя составляет 7266000 руб., срок, на который запланировано достижение показателя 31.12.20218.
Также согласно Порядку и условиям предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 15.02.2017 N 35-пр, министерством в 2018 году из краевого бюджета предоставлена ответчику субсидия на основании соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, в области развития производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы и овощей открытого грунта от 18.07.2018 N 150.
Размер субсидии составил 26127618 руб. 58 коп. согласно пункту 2.2 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2018 N 1.
Министерством в соответствии с Порядком и условиями предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семян сельскохозяйственных культур, минеральных и органических удобрений, нефтепродуктов, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 28.06.2019 N 259-пр, в 2020 году из краевого бюджета предоставлена ответчику субсидия на основании соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на приобретение семян сельскохозяйственных культур, минеральных и органических удобрений, нефтепродуктов от 03.07.2020 N 121.
Так, размер субсидии составил 18843143 руб. 79 коп. согласно пункту 2.1 соглашения.
Министерство в январе 2022 года провело проверку, по результатам которой составлен акт от 28.01.2022.
Актом и отчетом о результатах проверки от 26.05.2022 установлено, что целевое использование средств субсидии, а также условие предоставления субсидии о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя края документально подтвержденных затрат по соглашению от 18.07.2018 N 150 подтверждено в сумме 24435231 руб. 38 коп.
При этом целевое использование средств субсидии, предоставленной ответчику по соглашению от 03.07.2020 N 121, а также соблюдение условия предоставления указанной субсидии о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя края фактических затрат подтверждено в сумме 18680795 руб. 16 коп.: условие предоставления субсидии об эксплуатации сельскохозяйственной техники, затраты по приобретению которой возмещаются за счет средств субсидии, не менее пяти лет с даты приобретения ООО "Даниловка" соблюдено частично: в отношении одной единицы приобретенной сельскохозяйственной техники (трактор "Беларус - 1523", зав. N 15006519) не соблюдено.
Министерством 26.08.2022 направлено требование в адрес общества о возврате полученных средств субсидии в краевой бюджет в размере, в том числе 1147248 руб., в срок 10 рабочих дней со дня получения требования, о возврате субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники.
Поскольку ответчиком не были возвращены в краевой бюджет указанные субсидии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным Законом от 29.12.2006 N 64-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 64-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 5 Закона N 64-ФЗ одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе в виде предоставления бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Закона).
Как указано в статье 4 Закона Хабаровского края от 26.07.2005 N 228 "О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае", поддержка сельскохозяйственного производства в форме предоставления субсидий осуществляется в порядке и на условиях, установленных Правительством Хабаровского края.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ введенным Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В части требования истца о возврате 1147248 руб. субсидии по соглашению от 16.07.2018 N 129, суд правомерно пришел к следующим выводам.
Согласно п/п.9 п.2.1 Порядка N 382-пр одним из условий предоставления субсидии является эксплуатация сельскохозяйственной техники, затраты по приобретению которой возмещаются за счет средств субсидии, не менее пяти лет с даты приобретения.
При этом показатели результативности п/п.7 п.2.1, п.3.2 порядка N 382-пр, пункты 4.14, 4.1.5, приложение к соглашению N129 ответчиком в рассматриваемой части достигнуты согласно акту проверки.
Как верно установлено судом, вывод министерства о несоблюдении ответчиком условий получения субсидии сделан исключительно ввиду несоблюдения им пятилетнего срока эксплуатации приобретенного трактора, при этом министерством не приведены иные основания считать условия предоставления субсидии не соблюденными.
Кроме того вывод о нарушении пятилетнего срока эксплуатации сделан поскольку приобретенный на основании договора поставки от 04.02.2015 акт приема-передачи от 05.03.2015нг., товарная накладная от 05.03.2015 трактор "Белорус 1523", зав.N 15006519 на момент проверки у ответчика отсутствовал (акт осмотра от 13.12.2021).
Из письма общества от 24.02.2022 следует, что трактор находился в разобранном состоянии в Вяземском районе, снят с учета в Гостехнадзоре как непригодный для дальнейшей эксплуатации ввиду сильного технического износа.
Согласно карточке учета указанного трактора по состоянию на момент проверки (январь 2022) трактор снят с учета 23.03.2019.
В соответствии с ГОСТ 25866-83 "Эксплуатация техники" под эксплуатацией техники понимается стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Под технической эксплуатацией понимается часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт изделия.
Согласно представленной на основании приказа предприятия-ответчика комиссией дефектной ведомости от 14.03.2019 на трактор, ему требовался капитальный ремонт (замена цилиндров поршневой группы, шлифовка коленчатого вала и пр.).
Между тем обществом подтверждено, что после ремонта 18.05.2022 трактор поставлен на учет в Гостехнадзоре актуальный паспорт самоходной техники, то есть в настоящее время эксплуатируется.
На основании пункта 5.1 "Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)", утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995 (действовали при снятии трактора с учета, далее - Правила госрегистрации) владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации только в случаях списания (утилизации) машин.
Правила госрегистрации не предусматривали снятие с учета самоходных машин в случае их ремонта.
Однако указанное формальное обстоятельство снятие трактора с учета через четыре года не свидетельствует о нарушении истцом пятилетнего срока, определенного Порядком N 382-пр.
Согласно пункту 2.15 Правил госрегистрации свидетельство о регистрации служит регистрационным документом, подтверждающим принадлежность машины.
Как следует из п/п.9 п.2.1 Порядка N 382-пр нарушением пятилетнего срока эксплуатации будет отчуждение приобретенной техники сельскохозяйственными товаропроизводителями края, получившими субсидии, до истечения указанного срока.
Между тем как верно установлено судом, выход из строя трактора ранее указанного срока по технеисправности по объективным причинам, не образует соответствующего нарушения при том, что в данном случае трактор после ремонта введен в эксплуатацию, используется.
С учетом установленных обстоятельств в совокупности, суд первой инстанции правомерно отказал в иске в части взыскания 1147248 руб. субсидии по соглашению от 16.07.2018 N 129.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 марта 2023 года по делу N А73-20048/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20048/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Ответчик: ООО "Даниловка"