г. Москва |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А41-17113/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатовой Е.А., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "АННИНСКОЕ" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.03.2023 по делу N А41-17113/22, по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918, ИНН: 5024129468) к ОАО "АННИНСКОЕ" (ОГРН: 1045011651772, ИНН: 5075018043), третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН: 1025005245055, ИНН: 7725131814), Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298; ИНН 7705598840; дата регистрации: 24.05.2004), Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; ИНН 7716642273), Администрация Рузского городского округа Московской области (ОГРН: 1025007589199, ИНН: 5075003287), Министерство экологии и природопользования Московской области (ОГРН: 1025002042009, ИНН: 5018061444) об обязании прекратить незаконное использование лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0050309:144, 50:19:0050309:145, 50:19:0000000:19110, 50:19:0000000:19112,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ОАО "АННИНСКОЕ" (далее - ответчик, общество) с требованиями, исходя из принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ,:
- Обязать ОАО "АННИНСКОЕ" прекратить незаконное использование лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0050309:145, 50:19:0000000:19112.
- Обязать ОАО "АННИНСКОЕ" прекратить незаконное использование лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0050309:144 и 50:19:0000000:1911 до получения разрешения, установленного частью 2 статьи 42 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" и исполнения требований пунктов 7, 15, 21 Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация Рузского городского округа Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.03.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "АННИНСКОЕ" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0050309:145, 50:19:0000000:19112, 50:19:0050309:144, 50:19:0000000:1911, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Как указал истец, ответчик без наличия разрешительной документации (порубочного билета), а равно иных разрешений, согласований осуществляет рубку лесных насаждений, расположенных на указанном земельном участке, чем причиняет вред окружающей среде.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно разъяснениям, данным в п. п. 45, 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В связи с изложенным, истцом избран надлежащий способ защиты прав и надлежащий круг лиц, участвующих в деле.
Статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьями 6 - 8 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, использование, охрана, защита, воспроизводство которых осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
Согласно положениям статей 71 - 74 ЛК РФ юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В силу статьи 26 ЛК РФ законное освоение лесных участков и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Таким образом, приведенные нормы свидетельствуют о безусловной необходимости заключения договора аренды лесного участка при использовании, а также разработки и получения проекта освоения лесов с предоставлением лесной декларации в случае получения в аренду лесного участка.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 60 ЗК РФ закреплено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Материалами дела подтверждается, что собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 50:19:0050309:145, 50:19:0000000:19112, 50:19:0050309:144, 50:19:0000000:1911 является ОАО "АННИНСКОЕ".
В соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 N 106/5, земельные участи с кадастровыми номерами 50:19:0050309:145, 50:19:0000000:19112 имеют наложение на границы существующей особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника "Озеро Глубокое с прилегающими к нему массивами леса".
Границы и режим особой охраны утверждены постановлением правительства Московской области от 27.06.2017 N 511.
Так, в соответствии с п. Б раздела 12 Постановления правительства Московской области от 27.06.2017 N 511 запрещены следующие виды деятельности:
а) все виды рубок, кроме санитарных;
б) мелиоративные работы;
в) прогон и пастьба скота;
г) охота;
д) сбор и повреждение дикорастущих растений;
е) проведение массовок и туристических слетов;
ж) туристические стоянки (кроме стоянок на специально отведенных местах на северо-восточном берегу озера Глубокое);
з) заезд на территорию заказника машин и мотоциклов;
и) засорение и загрязнение территории и акватории заказника;
к) нарушение тишины.
Согласно статье 24 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и нести за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0050309:144, 50:19:0000000:1911 в границы существующих либо планируемых к организации особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон не входят.
Таким образом, что прежде чем осваивать земельные участки с кадастровыми номерами земельные участи с кадастровыми номерами 50:19:0050309:145, 50:19:0000000:19112, обществу-собственнику необходимо получить специальное разрешение на вырубку леса.
Тот факт, что назначение земли - земли сельскохозяйственного значения не имеет правового значения, не исключает нахождение лесных насаждение и запрет на их вырубку.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
С 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ).
Согласно статье 7 указанного Закона, пункту 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Под лесом понимается целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи внутренней и с внешней средой (п. 3.1.3 Стандарта отрасли OCT 56-108-98 "Лесоводство. Термины и определения", утв. Приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. N 203).
В соответствии со ст. 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 95, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (далее - Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П) лес в качестве одной из разновидностей природных объектов определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие спои природные свойства.
В силу двойственности понятия "лес" при регулировании отношений по возмещению вреда в тех случаях, когда лес рассматривается как экосистема, превалирует экологический фактор и проявляются особенности особой экологической ответственности, предполагающей расходы на восстановление всех компонентов экосистемы на поврежденном участке; если же речь идет о лесе как природном ресурсе, то лес рассматривается в качестве экономической категории, а потому в причиненный ущерб включается стоимость утраченных компонентов, что характерно для компенсаторной функции, выполняемой гражданским законодательством.
Согласно абз. 5 п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 1 2-П лес как природный pecypc является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.
Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например, лесной растительности, животному миру, подземным водам. Модельный Лесной кодекс для государств - участников СНГ (новая редакция) (принят в г. Санкт-Петербурге 27.03.2017 Постановлением N 46-17 на 46-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) в абз. 2 ст. 1 определяет лес как совокупность естественной и (или) искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, живого напочвенного покрова, диких животных и микроорганизмов, образующую природный комплекс.
В настоящее время разработан механизм правового регулирования использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях сельскохозяйственного назначения.
Это леса, которые в прежнее время находились в пользовании сельскохозяйственных организаций, а также заросшие или зарастающие деревьями и кустарниками, не используемые земли, правовой статус которых закреплен ст. 123 ЛК РФ, внесенной в ЛК РФ ФЗ от 27.12.2018 г. N 538-ФЗ "О внесении изменений в лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Таким образом, леса, как в спорных земельных участках, находящиеся на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат такой же защите.
В силу пункта 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Пунктами 2, 3 статьи 76 ЗК РФ установлено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.
В силу ч. 1 ст. 123 ЛК РФ леса на земельных участках сельскохозяйственного назначения подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
Согласно ч. 2 ст. 123 ЛК РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правительством РФ издано Постановление от' 21.09.2020 N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" (вместе с "Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения").
Как следует из документов землеотвода, земельные участки покрыты лесными насаждениями. Лесные насаждения представлены сельским лесом. В соответствии с таксационным описание материалов лесоустройства средний возраст лесных насаждений составляет 60-90 лет, преобладающие породы ель, береза, осина.
То есть ответчик не осуществлял действий, направленных на создание леса на земельном участке.
На момент приобретение земельные участки были обременен природным объектом - лесом, который в установленном порядке ответчику не передавался.
Из положений вышеуказанных норм и разъяснений Конституционного суда РФ следует, что лесные насаждения - это природный ресурс (объект) с особым правовые режимом, и при переходе права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения не следует переход права собственности на лесные насаждения, произрастающие на нем.
Постановлением Главы Рузского городского округа Московской области от 12.04.2018 N 1277 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета на территории Рузского городского округа Московской области". Согласно указанному регламенту, вырубка любых зеленых насаждения возможно только после получения порубочного билета.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О благоустройстве в Московской области", в целях повышения ответственности юридических лиц и граждан при осуществлении лесопользования, обеспечения охраны и восстановления древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на территории Рузского городского округа Московской области Постановлением Главы Русского городского округа Московской области от 12.04.20 18 N 1277 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждении - порубочного билета на территории Русского городского округа Московской области".
В соответствии с пунктом 6.1 указанного регламента заявитель (представитель Заявителя) обращается в уполномоченный орган посредством РПГУ или МФЦ за получением разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории Русского городского округа Московской области.
Согласно пункту 9.1 указанного регламента Основными нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление Муниципальной услуги, являются Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014 OЗ "О благоустройстве в Московской области", Правила благоустройства территории Рузского городского округа Московской области. Подпунктом а) части 3 статьи 42 указанного Закона Московской области установлена обязанность обеспечивать сохранность зеленых насаждений Собственниками (правообладатели) территорий (участков) с зелеными насаждениями.
В соответствии с частью 3 указанной статьи вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, производится только на основании разрешения, выдаваемого в установленном порядке. Разрешение на производство вырубки деревьев и кустарников в муниципальных образованиях выдается органом местного самоуправления.
Ответчик за выдачей разрешения на вырубку зеленых насаждений порубочного билета на территории Рузского городского округа Московской области в администрацию Русского городского округа Московской области не обращался.
Доказательств, что земельные участки освобождены от лесных насаждений в соответствии с установленным законом, или перешли в собственность ответчику без лесных насаждения, ответчиком в материалы дела не представлено.
Так, в материалы дела представлен акт осмотра территории от 07.07.2022, согласно которому:
1) на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0050309:144, расположенном вблизи д. Новогорбово Рузского г. о., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 10,1368 га в предыдущие периоды (определить точное время не представляется возможным) произведена рубка насаждений до степени прекращения роста на площади около 0.4 га, определить объем и породный состав срубленной древесины не представляется возможным. Древесина частично расположена на месте проведения рубки, место рубки не очищено от порубочных остатков;
2) На земельном участке с кадастровым номером 50:19:0050309:145, расположенном вблизи д. Новогорбово Рузского г. о., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 108,2097 га в предыдущие периоды (определить точное время не представляется возможным) произведена рубка насаждений до степени прекращения роста на площади около 2 га, определить объем и породный состав срубленной древесины не представляется возможным. Древесина частично расположена на месте проведения рубки, место рубки не очищено от порубочных остатков;
3) На земельном участке с кадастровым номером 50:19:0000000:19110, расположенном вблизи д. Новогорбово Рузского г.о., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 25,9597 га - рубка насаждений не выявлена;
4) На земельном участке с кадастровым номером 50:19:°000000:19112, расположенном вблизи д. Новогоробово Рузского г.о., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 170,3992 га в предыдущие периоды (определить точное время не представляется возможным) произведена рубка насаждений до степени прекращения роста на площади около 10 га, определить объем и породный состав срубленной древесины не °представляется возможным. Древесина частично расположена на месте проведения рубки, место рубки не очищено от порубочных
Как верно отмечено судом первой инстанции, правовая позиция ответчика, что в его собственности находятся земли сельскохозяйственного назначения, что является основанием для отказа в иске, основаны на неверном толковании норм права.
Поскольку, как установлено выше, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О благоустройстве в Московской области", в целях повышения ответственности юридических лиц и граждан при осуществлении лесопользования, обеспечения охраны и восстановления древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на территории Рузского городского округа Московской области Постановлением Главы Русского городского округа Московской области от 12.04.20 18 N 1277 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждении - порубочного билета на территории Русского городского округа Московской области".
Отсутствие указания на получение порубочного билеты является самостоятельным основанием для обращения общества в суд, но не освобождает его от обязанности соблюдать Постановление Главы Русского городского округа Московской области от 12.04.20 18 N 1277.
Вырубка леса в отсутствие порубочного билета нарушает имущественные интересы Российской Федерации, так же несанкционированная рубка лесных насаждений делает невозможным его восстановление, ведет к невозможности контроля объема вырубленной древесины, исключает вовлечение спорных кварталов в освоение лесов.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.03.2023 по делу N А41-17113/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17113/2022
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: АО "АННИНСКОЕ"