город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2023 г. |
дело N А53-18174/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Империал"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24 января 2023 года по делу N А53-18174/2022
по иску открытого акционерного общества "Российский железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Империал"
о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российский железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Империал" (далее - ООО "Империал", ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 21 318 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.09.2021 по 01.06.2022 в размере 2 039 руб. 95 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемых на сумму долга 21 318 руб. с 02.06.2022 по день фактического исполнения обязательства, задолженности по транспортно-экспедиционному обслуживанию в размере 1 382 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик в период с 02 по 31 мая 2021 года нарушал сроки оборота (погрузки) поступающих в его адрес порожних вагонов, что приводило к простаиванию части вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2023 исковые требования удовлетворены в полном объёме, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 21 318 руб., проценты в сумме 2 039 руб. 95 коп., а начиная с 02.06.2022 проценты за пользование чужими денежными средствами по день фактической уплаты задолженности, почтовые издержки в сумме 1 382 руб. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт простоя вагонов, прибывающих в адрес ответчика, на путях общего пользования по вине ООО "Империал".
С принятым судебным актом не согласилось ООО "Империал", в порядке предусмотренном нормами главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что несвоевременна подача вагонов была поставлена в зависимость от действий самого истца; сведения, отражённые в документации ОАО "РЖД", носят недостоверный характер.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (далее - перевозчик) и ООО "Империал" (далее - грузоотправитель) путем акцепта оферты, размещенной на официальном сайте ОАО "РЖД" в разделе "Грузовые перевозки", заключен договор на оказание услуг, связанных с организацией работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования силами клиента.
Данное обстоятельство подтверждается заполнением и направлением ответчиком в адрес ОАО "РЖД" соответствующего заявления, форма которого утверждена "Условиями транспортного обслуживания ОАО "РЖД" утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2016 N 525 р (далее - Общие условия)
Согласно п. 2.1 "Условий оказания услуг, связанных с организацией работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования силами клиента" являющиеся приложением N 5 Общих условий, клиент направляет (в бумажном виде или посредством электронного документооборота) в адрес агентства фирменного транспортного обслуживания, в зоне обслуживания которого находится предполагаемая железнодорожная станция оказания услуг (далее АФТО), заполненную часть 1 заявки.
Ответчиком в адрес истца была направлена заявка от 29.01.2021 N 3 на оказание услуг, связанных с организацией работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования силами клиента, которая согласована ОАО "РЖД"
В соответствии с п. 2.3 "Условий оказания услуг, связанных с организацией работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования силами клиента" являющиеся приложением N 5 Общих условий, установлено, что срок действия заявки составляет один год и исчисляется с даты ее согласования, т.е. заявка от 29.012021 N 3 действует до 29.01.2022.
В заявке сторонами были согласованы условия погрузки груза на 35 пути общего пользования, расположенного на железнодорожной станции Азов Северо-Кавказской железной дороги, силами ООО "Империал", 40 вагонов в месяц. Технологические нормы на погрузку грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов - 2 час. 15 мин; на 1 вагон. Максимальное количество вагонов в месте погрузки, выгрузки - 5 вагонов.
Со 2 мая 2021 по 31 мая 2021 на путях общего пользования железнодорожной станции Азов Северо-Кавказской железной дороги простаивали порожние вагоны, прибывшие в адрес ООО "Империал", в ожидании погрузки.
ОАО "РЖД" в мае 2021 года уведомляло способом, указанным в заявке, грузоотправителя о прибытии под погрузку порожних вагонов на станцию Азов Северо-Кавказской железной дороги, что подтверждается внесением соответствующей записи в книге уведомлений о времени подаче вагонов под погрузку или выгрузку, форма ГУ-2ВЦ.
В адрес ответчика была направлена претензия от 29.11.2021 N ТЦФТОюс-04'438 о необходимости внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, причитающейся ОАО "РЖД", которая оставлена без ответа, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно п. 4.6 правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
В соответствии со ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные приказом МПС от 18.06.2003 N 26, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Факт и время простоя вагонов на путях общего пользования зафиксированы актами общей формы.
Представленные в материалы дела акты общей формы составлены в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожном транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45. В актах присутствуют номера вагонов, наименование груза.
Вышеуказанные акты были предъявлены на подпись ответственным представителям ответчика, которые от подписи отказались.
Наличие разногласий либо отказ от подписи актов общей формы не является правовым основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Для начисления платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в составах поездов, остановленных в пути следования на промежуточных станциях, необходимо наличие одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
Факт и время простоя вагонов прибывших в адрес ответчика на путях общего зафиксированы актами общей формы, составленными на начало нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи под погрузку и на окончание нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи. Данные акты указаны в расчете платы, являющимся приложением к настоящему иску. В графе "описание обстоятельств, вызвавших составление акта" актов общей формы указано, что вагоны простаивают на путях общего пользования станции Азов Северо-Кавказской железной дороги, по причинам, зависящим от грузоотправителя, а именно превышение ООО "Империал" технологического времени вагонов находящихся под погрузкой.
Сверхнормативное нахождение вагонов ООО "Империал" на путях общего пользования в результате превышения ответчиком технологического времени вагонов находящихся под погрузкой детально (повагонно) отражен в анализе занятости 35 пути общего пользования станции Азов.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно памятке приёмосдатчика на подачу вагонов ф. ГУ-45 ВЦ (далее - памятка) N 3211 от 01.05.2021 в 13 часов 40 минут подано 5 вагонов N 53801171, 53802435, 53802559, 53804167, 53804456. В соответствии с частью 2 заявки N 3 от 29.01.2021 на оказание услуг, связанных с организацией работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования силами клиента, технологическое время на погрузку 1 вагона составляет 2 часа 15 минут, но отсутствует информация о том, что грузоотправитель может осуществлять погрузку грузов одновременно только в один вагон, в свою очередь определена вместимость мест погрузки, выгрузки - 5 вагонов и размер одновременной подачи на места общего пользования - 5 вагонов. Погрузка грузов в вагоны осуществлялась на местах общего пользования станции Азов (далее - МОП) - 35 путь общего пользования.
В соответствии с пунктом 3.11 приказа Минтранса России N 331 от 02.12.2014 "Об утверждении Свода правил "Станционные здания, сооружения и устройства": "железнодорожные пути общего пользования: железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции", так же, в соответствии с пунктом 3.6 вышеуказанного распоряжения: "грузовой фронт: сооружения и устройства с прилегающим участком погрузочно-выгрузочного железнодорожного пути и автомобильного подъезда, предназначенные для выполнения погрузочно-разгрузочных и других операций с конкретными грузами".
Работа на МОП на станции Азов регламентировала распоряжением ОАО "РЖД" N 525р от 28.03.2016 и телеграммой N ИСХ-18756/С-К ТЦФТО от 19.11.2018. В соответствии с телеграммой ИСХ-18756/С-К ТЦФТО от 19.11.2018: "вместимость мест погрузки, выгрузки определяется в соответствии с ТРА железнодорожной станции", в соответствии с ТРА станции Азов: "погрузочно-выгрузочный путь N 35 имеет 2 действующих фронта для производства грузовых операций:
- контейнерная площадка, имеющая полезную длину 216,03 метра (ПКО+76,75 - ПК2+83,78), вместимостью 15 условных вагонов, находящаяся в ведении структурного подразделения ОАО "РЖД" Северо-Кавказской дирекции по управлению терминально-складским комплексом и используемая для производства грузовых операций по договору с Северо-Кавказской дирекцией по управлению терминально-складским комплексом.
- комплекс погрузочно-выгрузочных устройств, имеющих полезную длину 145,06 метров (ПК2+92,21 - ПК4+37,27), вместимостью 7 условных вагонов, включающих в себя: высокую грузовую платформу вместимостью 2 условных вагона, открытую грузовую площадку вместимостью 3 условных вагона, крытый склад (пакгауз) вместимостью 2 условных вагона (не используется для погрузочно-выгрузочных операций) и используемые для производства погрузочно-выгрузочных операций, как места общего пользования."
В соответствии с пунктом 3 "Стоимость Услуг и порядок расчетов" распоряжения ОАО "РЖД" N 525р от 28.03.2016: "3.1 за оказанные клиент уплачивает ОАО "РЖД": в) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по правилам и ставкам таблицы N 1 тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1 с применением коэффициентов индексации, в том числе:
- за время задержки вагонов под грузовыми операциями свыше технологического времени, установленного настоящим договором;
- за время ожидания подачи под погрузку или выгрузку к местам погрузки, выгрузки по причинам, зависящим от клиента;
- за время нахождения под таможенными операциями;
- за время ожидания переадресовки".
Заявлением N 79/51/525р от 21.12.2018 ООО "Империал" сообщило о том, что в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации ознакомлено и полностью согласно с условиями транспортного обслуживания ОАО "РЖД" и стоимостью оказания услуг, размещёнными на сайте ОАО "РЖД" по адресу www.rzd.ru в разделе "Грузовые перевозки", а также с условиями оказания услуги: услуги, связанные с организацией работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования силами клиента.
Исходя из всего вышеизложенного, основываясь на нормативной документации ОАО "РЖД" и местных условиях работы станции Азов видно, что подача вагонов на 35 путь общего пользования осуществлена единовременно в количестве 5 вагонов, в соответствии с памяткой N 3211 от 01.05.2021 в 13 часов 40 минут, и препятствия к погрузке 5 вагонов одновременно отсутствовали, т.к. доступ к грузовому фронту по станции Азов обеспечен в соответствии с приказом Минтранса России N 331 от 02.12.2014.
Таким образом, технологическое время на погрузку 5 вагонов не может составлять 11 часов 15 минут., как указывает ООО "Империал", а составляет 02 часа 15 минут на один вагон, с учетом того, что поданы одновременно 5 вагонов, а вместимостью места погрузки, выгрузки является количество вагонов, с которыми возможно одновременное проведение грузовых операций на местах погрузки, выгрузки грузов, и данная вместимость определена частью 2 заявки N 3 от 29.01.2021, в количестве 5 вагонов, все 5 вагонов должны были быть загружены за 2 часа 15 минут. 01.05.2021 в 10 часов 38 минут на железнодорожную станцию Азов прибыл поезд N 4802 индекс 5100-355-5108 в количестве 8 порожних вагонов N 53802559, 53804167, 53804456, 53802435, 53801171, 53802690, 53801304, 53805461, а поданы были 5 вагонов, в соответствии с вместимостью фронта, на тот момент по станции Азов находились 3 порожних вагона под погрузку грузоотправителем ООО "Империал", в ожидании подачи на места общего пользования - 35 путь станции Азов по причинам, зависящим от грузоотправителя.
Согласно уведомлениям о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке ф.ГУ-2б (далее - уведомление), предоставленным ответственным представителем грузоотправителя ООО "Империал", вагоны N 53804167, 53804456 были погружены 01.05.2021 в 16 часов 00 минут., что фактически составило 02 часа 20 минут на каждый вагон. Вагоны N 53801171, 53802435, 53802559 продолжили простаивать на 35 пути общего пользования под погрузкой, в связи с чем был составлен акт общей формы ф.ГУ-23 ВЦ (далее - АОФ) N 8192 от 01.05.2021 на простой вагона N 53802690 в ожидании подачи на места общего пользования станции Азов - 35 путь станции Азов, по причинам, зависящим от грузоотправителя. Т.к. уборка на загруженные вагоны N 53804167, 53804456 не была произведена сразу после завершения грузовых операций, вагоны N 53805461, 53801304, простаивающие по станции Азов в ожидании подачи на МОП - 35 путь станции Азов простаивали по причинам, зависящим от ОАО "РЖД", а именно:
по причине занятости локомотива перевозчика маневровыми работами, подачей/уборкой вагонов к местам необщего и общего пользования, о чём составлен АОФ N 8203 от 01.05.2021 в 16 часов 05 минут, что отражено в анализе занятости путей общего пользования грузоотправителем ООО "Империал" в период с 01.05.2021 по 31.05.2021.
АОФ на ответственность грузоотправителя ООО "Империал" составлен только на то количество вагонов, которые было невозможно подать, по причинам, зависящим от грузоотправителя, при необеспечении подачи вагонов на МОП - 35 путь станции Азов, по причинам, зависящим от перевозчика, АОФ были составлены на ответственность перевозчика.
Согласно памятке N 3230 от 02.05.2021 в 03 часа 30 минут подано 3 вагона N 53802690, 53801304, к ранее поданным двум вагонам N 53801171, 53804456 01.05.2021 в 13 часов 40 минут. Таким образом, 02.05.2021 на 35 пути общего пользования простаивали 5 порожних вагонов под погрузкой.
02.05.2022 в 05 часов 59 минут на железнодорожную станцию Азов прибыл поезд N 3602 индекс 5100-357-5108 в количестве 42 вагонов, в составе которого находились 3 порожних вагона N 53804654, 53802484, 53804639 в адрес грузоотправителя ООО "Империал".
Транспортные железнодорожные накладные на вышеуказанные вагоны были переданы ответственному представителю ООО "Империал" для раскредитования. После раскредитования накладных данных вагонов они простаивали на путях общего пользования станции Азов. Два вагона N 53804654, 53802454 простаивали по причине занятости локомотива перевозчика, т.к. ответственным представителем грузоотправителя ООО "Империал" было предоставлено уведомление на вагоны N 53801304, 53805461, один вагон был поставлен на простой грузоотправителя ООО "Империал" в соответствии с АОФ N8243 от 02.05.2021 10 часов 30 минут., 02.05.2021 в 19 часов 00 минут АОФ N8243 от 02.05.2021 10 часов 30 минут на 1 вагон был закрыт, о чём составлен АОФ N8258, т.к. грузоотправителем были закончены грузовые операции на вагон N53802690 в соответствии с переданным уведомлением.
Согласно памятке N 3317 от 05.05.2021 в 08 часов 10 минут подано 3 вагона N 53802740, 53800785, 53803292, к ранее поданным 2 вагонам N 53801171, 53804456 01.05.2021 в 13 часов 40 минут. Таким образом, 05.05.2021 в 08 часов 10 минут на 35 пути общего пользования простаивали 5 порожних вагонов под погрузкой. По станции Азов простаивали три вагона N 53800769, 53803441, 53801924 на путях общего пользования в ожидании подачи на МОП - 35 путь станции Азов по причинам, зависящим от ООО "Империал", в соответствии с АОФ N8397 от 05.05.2021 10 часов 25 минут, 06.05.2021 в 10 часов 00 минут было предоставлено уведомление на 1 вагон, АОФ так же был закрыт на 1 вагон N 53803441, в соответствии с АОФ N8471 от 06.05.2021 10 часов 00 минут, вагон простаивал по ответственности перевозчика, далее 06.05.2021 в 11 часов 00 минут ответственным представителем грузоотправителя было предоставлено уведомление на 1 вагон, АОФ N8397 от 05.05.2021 в 10 часов 25 минут был закрыт на 1 вагон N 53800769, в соответствии с составленным АОФ N 8412 от 05.05.2021 11 часов 00 минут., вагон простаивал по ответственности перевозчика, далее 06.05.2021 в 13 часов 00 минут представителем грузоотправителя было предоставлено уведомление на 1 вагон, АОФ АОФ N8397 от 05.05.2021 10 часов 25 минут был закрыт на 1 вагон N 53801924, в соответствии с составленным АОФ N 8472 от 06.05.2021 13 часов 00 минут, вагон простаивал по ответственности перевозчика.
Согласно памятке N 3365 от 07.05.2021 в 05 часов 00 минут подано 5 вагонов N 53800769, 53803441, 53804241, 53802526, 53805404. Находящиеся на станции 2 вагона N 53805552, 53801924 поставлены на простой по ответственности грузоотправителя ООО "Империал", в соответствии с АОФ N 8512 от 07.05.2021 в 07 часов 15 минут. Далее грузоотправителем 07.05.2021 в 11 часов 00 минут было предоставлено уведомление, и на 1 вагон N 53805552 АОФ N 8512 от 07.05.2021 в 07 часов 15 минут в соответствии с составленным АОФ N 8527 от 07.05.2021 в 11 часов 00 минут, вагон простаивал по ответственности ОАО "РЖД". Так же на станцию Азов 07.05.2021 в 05 часов 50 минут прибыл порожний вагон N 53802427 под погрузку грузоотправителю ООО "Империал", после раскредитования транспортной железнодорожной накладной, данный вагон был поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД", т.к. грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон 07.05.2021 в 17 часов 00 минут. После предоставления уведомления на 1 вагон 07.05.2021 в 19 часов 00 минут, простой на вагон N 53801924 по АОФ N 8512 от 07.05.2021 был закрыт в соответствии с составленным АОФ N8536 от 07.05.2021 в 19 часов 00 минут, простаивал по ответственности ОАО "РЖД".
Согласно памятке N 3392 от 08.05.2021 в 05 часов 00 минут подано 3 вагона N 53801924, 53805552, 53802427 к ранее поданным двум вагонам 07.05.2021 в 05 часов 00 минут. Находящиеся на станции 11 вагонов N 53805271, 53802419, 53803102, 53805966, 53805784, 53805859, 53803078, 53801981, 53801684, 53800983, 53803896 поставлены на простой по ответственности грузоотправителя ООО "Империал", в соответствии с АОФ N 8592 от 08.05.2021 в 10 часов 15 минут, 08.05.2021 в 15 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 52805271 был снят с простоя по ответственности ООО "Империал", в соответствии с составленным АОФ N 8601 от 08.05.2021 в 15 часов 00 минут и простаивал по ответственности ОАО "РЖД". 08.05.2021 в 18 часов 50 минут был составлен АОФ N8603 на окончание простоя вагона N 53802419 ввиду отказа получателя от приема порожнего вагона, т.к. 08.05.2021 больше уведомлений от грузоотправителя не поступало, вагоны продолжили простаивать по ответственности ООО "Империал" и далее АОФ закрывались по мере поступления уведомлений от грузоотправителя, кроме 1 вагона, простаивающего по ответственности ОАО "РЖД", ввиду его неподачи на МОП - 35 путь станции Азов, ввиду занятости локомотива перевозчика.
Согласно памятке N 3431 10.05.2021 в 05 часов 00 минут подано 5 вагонов N 53805271, 53803102, 53805966, 53805784, 53805859. Находящиеся на станции вагоны были поставлены на простой по ответственности ООО "Империал. 10.05.2021 в 15 часов 00 минут грузоотправителем было предъявлено уведомление на 2 вагона и 2 вагона N 53803896, 53802112 были сняты с простоя ООО "Империал" и простаивали по ответственности ОАО "РЖД".
Согласно памятке приёмосдатчика N 3463 от 11.05.2021 в 11 часов 40 минут подано 3 вагона N 53800983, 53801684, 53803896 к ранее поданным двум вагонам 10.05.2021в 05 часов 00 минут. Находящиеся на станции вагоны поставлены на простой по причинам, зависящим от грузоотправителя.
11.05.2021 в 09 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53801684 был снят с простоя ООО "Империал", в соответствии с составленным АОФ N 8786 от 11.05.2021 09 часов 00 минут и простаивал по ответственности ОАО "РЖД", далее 11.05.2021 в 16 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53802609 был снят с простоя ООО "Империал", в соответствии с составленным АОФ N 8819 от 11.05.2021 в 16 часов 00 минут. Также 12.05.2021 в 12 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 2 вагона и 2 вагона N 53803078, 53801981 были сняты с простоя ООО "Империал", в соответствии с составленным АОФ N 8903 от 12.05.2021 в 12 часов 00 минут и поставлены на простой по ответственности ОАО "РЖД".
12.05.2021 в 19 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и все вагоны, простаивающие по станции Азов были сняты с простоя ООО "Империал", в соответствии с составленными АОФ N 8909, 8910, 8911, 8912 и поставлены на простой по ответственности ОАО "РЖД", т.к. грузоотправителем были завершены операции по погрузке грузов со всеми 5 вагонами, простаивающих на МОП.
Согласно памятке N 3525 от 13.05.2021 в 05 часов 30 минут подано 4 вагона N 53803078, 53803045, 53802609, 53801981. Находящиеся на станции 4 вагона поставлены на простой по причинам, зависящим от грузоотправителя. 13.05.2021 в 10 часов 00 минут, грузоотправителем было предоставлено уведомление на 2 вагона и 2 вагона N 53800074, 53802112 были сняты с простоя ООО "Империал", в соответствии с составленным АОФ N 8942 от 13.05.2021 в 10 часов 00 минут и простаивали по ответственности ОАО "РЖД". 13.05.2021 в 19 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53802757 был снят с простоя ООО "Империал", в соответствии с составленным АОФ N 8965 от 13.05.2021 19 часов 00 минут. 13.05.2021 в 20 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон был снят с простоя ООО "Империал" в соответствии с составленным АОФ N 8971 от 13.05.2021 в 20 часов 00 минут и поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД".
Согласно памятке N 3729 от 19.05.2021 в 10 часов 30 минут подано 3 вагона N 53801379, 53802286, 53805156 к ранее поданным 2 вагонам. Находящиеся на станции 8 вагонов проставлены на простой по причинам, зависящим от грузоотправителя. 19.05.2021 в 15 часов 00 минут грузоотправителем было передано уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53801957 был снят с простоя ООО "Империал" и поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД", в соответствии с составленным АОФ N 9334 от 19.05.2021 в 15 часов 00 минут. 19.05.2021 в 19 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 2 вагона и 2 вагона N 53801932, 53800637 были сняты с простоя ООО "Империал" и поставлены на простой по ответственности ОАО "РЖД".
Согласно памятке N 3746 от 20.05.2021 в 05 часов 00 минут подано 3 вагона к ранее поданным 2 вагонам, т.е. на МОП - 35 пути станции Азов находились 5 вагонов и находящиеся на станции вагоны были проставлены на простой по причинам, зависящим от грузоотправителя. 20.05.2021 в 08 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 2 вагона и 2 вагона N 53801205, 53802849 были сняты с простоя ООО "Империал" в соответствии с составленным АОФ N 9359 от 20.05.2021 в 08 часов 00 минут, поставлены на простой по ответственности ОАО "РЖД". 20.05.2021 в 15 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53801262 был снят с простоя ООО "Империал", в соответствии с составленным АОФ N 9367 от 20.05.2021 в 15 часов 00 минут и поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД". 20.05.2021 в 19 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53802914 был снят с простоя ООО "Империал", в соответствии с составленным АОФ N 9397 от 20.05.2021 в 19 часов 00 минут и поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД". 20.05.2021 в 22 часа 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон, оставшийся на станции, в ожидании подачи на МОП N 53804308 был снят с простоя ООО "Империал" в соответствии с составленным АОФ N 9380 от 20.05.2021 в 22 часа 00 минут и поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД".
Согласно памятке N 3 825 от 22.05.2021 в 05 часов 00 минут подано 5 вагонов N 53801205, 53801262, 53802849, 53802914, 53804118. Находящиеся на станции вагоны поставлены на простой по ответственности ООО "Империал". 24.05.2021 в 09 часов 00 минут грузоотправителем предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53804555 был снят с простоя ООО "Империал", в соответствии с составленным АОФ N9566 от 24.05.2021 в 09 часов 00 минут и поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД". 24.05.2021 в 12 часов 00 минут грузоотправителем предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53801353 был снят с простоя ООО "Империал", в соответствии с составленным АОФ N 9581 от 24.05.2021 в 12 часов 00 минут и поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД". 24.05.2021 в 19 часов 00 минут грузоотправителем предоставлено уведомление на 3 вагона и все 4 вагона N 53800413, 53801361, 53804233, 53805974, простаивающие по станции Азов, в ожидании подачи на МОП, были сняты с простоя ООО "Империал" в соответствии с составленным АОФ N 9586 от 24.05.2021 в 19 часов 00 минут, т.к. грузоотправителем были закончены операции по погрузке грузов на все 5 вагонов и поставлены на простой по ответственности ОАО "РЖД".
Согласно памятке N 3904 от 25.05.2021 в 04 часа 00 минут подано 4 вагона N 53800413, 53801361, 53804233, 53805974. Так же на МОП - 35 путь станции Азов простаивал загруженный грузоотправителем вагон N 53804118 в ожидании оформления перевозочных документов, по причине запрета оформления по тех. плану, о чём был составлен АОФ N 9608 от 24.05.2021 в 19 часов 00 минут, т.е. на момент 25.05.2021 в 04 часа 00 минут на МОП - 35 путь станции Азов простаивали 5 вагонов. Находящиеся на станции 3 вагона поставлены на простой ООО "Империал", по истечении технологического времени на погрузку вагонов. 25.05.2021 в 15 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53801353 был снят с простоя ООО "Империал" в соответствии с составленным АОФ N 9635 от 25.05.2021 в 15 часов 00 минут и поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД". 25.05.2021 в 18 часов 23 минуты был снят запрет погрузки с вагона N 53804118, о чем был составлен АОФ N 9643 от 25.05.2021 в 18 часов 23 минуты и 1 вагон N 53804555 был снят с ответственности ООО "Империал" в соответствии с составленным АОФ N 9639 от 25.05.2021 в 18 часов 23 минуты и поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД".
Согласно памятке N 3964 от 27.05.2021 в 05 часов 00 минут подано 2 вагона N 53804555, 53801353. Находящиеся на станции вагоны поставлены на простой по ответственности ООО "Империал". 27.05.2021 в 12 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53803680 был снят с простоя по ответственности ООО "Империал", в соответствии с составленным АОФ N 9791 от 27.05.2021 в 12 часов 00 минут и поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД". 27.05.2021 в 19 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и оставшиеся по станции вагоны были сняты с простоя ООО "Империал" в соответствии с составленным АОФ N 9790 от 27.05.2021 в 19 часов 00 минут и поставлены на простой по ответственности ОАО "РЖД".
13. Согласно памятке N 4035 от 29.05.2021 в 04 часа 40 минут подано 5 вагонов. Находящиеся на станции вагоны поставлены на простой по ответственности ООО "Империал". 29.05.2021 в 14 часов 00 минут грузоотправителем предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53803706 был проставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД".
30.05.2021 в 12 часов 00 минут грузоотправителем предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53803755 был снят с простоя ООО "Империал", в соответствии с АОФ N 9966 от 30.05.2021 в 12 часов 00 минут и поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД". 30.05.2021 в 15 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53805412 был снят с простоя ООО "Империал", в соответствии с АОФ N 9968 от 30.05.2021 в 15 часов 00 минут и поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД". 30.05.2021 в 17 часов 00 минут грузоотправителем было предоставлено уведомление на 1 вагон и 1 вагон N 53805503 был снят с простоя ООО "Империал", в соответствии с составленным АОФ N9 969 от 30.05.2021 в 17 часов 00 минут и поставлен на простой по ответственности ОАО "РЖД".
Исходя из вышеизложенного усматривается, что АОФ на ответственность грузоотправителя ООО "Империал" составлялись только при наличии оснований, в данном случае, при нарушении технологического времени погрузки грузов в вагоны. Все вышеуказанные акты общей формы составлялись только после истечения технологического времени на погрузку грузов (2 часа 15 мин), определённым частью 2 заявки N 3 от 29.01.2021 на оказание услуг, связанных с организацией работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования силами клиента, подписанной как со стороны ОАО "РЖД", так и со стороны грузоотправителя ООО "Империал" и только на те вагоны, которые было невозможно подать, ввиду не завершения грузовых операций на местах общего пользования грузоотправителем ООО "Империал". После завершения грузовых операций, акты общей формы закрывались по времени фактического завершения грузовых операций и далее вагоны простаивали по ответственности ОАО "РЖД", что подтверждается составленными актами общей формы, анализом занятости путей общего пользования грузоотправителем ООО "Империал" в период с 01.05.2021 г по 31.05.2021, уведомлениями о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке ф.ГУ-2б, предоставляемыми со стороны ООО "Империал" и памятками приёмосдатчика на подачу и уборку вагонов ф.ГУ ВЦ.
Представленными в материалы дела документами, а именно актами общей формы, подтверждается факт нарушения технологического времени погрузки вагонов со стороны ООО "Империал". Из представленных актов общей формы усматривается, что они составлялись только после истечения технологического времени на погрузку грузов (2 часа 15 мин.), определённым частью 2 заявки N 3 от 29.01.2021 на оказание услуг, связанных с организацией работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования силами клиента, подписанной как со стороны ОАО "РЖД", так и со стороны грузоотправителя ООО "Империал", и только на вагоны, которые было невозможно подать, ввиду не завершения грузовых операций на местах общего пользования грузоотправителем ООО "Империал".
После завершения грузовых операций акты общей формы закрывались по времени фактического завершения грузовых операций и далее вагоны простаивали по ответственности ОАО "РЖД", что подтверждается составленными актами общей формы, анализом занятости путей общего пользования грузоотправителем ООО "Империал" в период с 01.05.2021 по 31.05.2021, уведомлениями о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке ф.ГУ-2б, предоставляемыми со стороны ООО "Империал", и памятками приёмосдатчика на подачу и уборку вагонов ф.ГУ-45 ВЦ.
Таким образом, ООО "Империал" нарушило технологические сроки оборота вагонов, в связи с чем отсутствовала возможность подачи вагонов на пути необщего пользования. Факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушением сроков доставки и факт невыполнения (нарушения) норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтвержден материалами дела. В актах общей формы указаны вагоны, задержанные на станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки. Письменные возражения на содержание актов общей формы ООО "Империал" в адрес железной дороги не направляло.
На основании вышеизложенного, а также проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в части взыскания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 21 318 руб.
Доводы апеллянта относительно пропуска сроков исковой давности отклоняются ввиду следующего.
Согласно отчету сайта "Почта России" об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 80102166006608, претензия ОАО "РЖД" от 29.11.2021 N ТЦФТОюс-04/438 о необходимости внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, направленная в адрес ООО "Империал", получена последним 13.01.2022.
Пунктом 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 126 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ иски перевозчиков к грузоотправителям, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления таких исков.
В рассматриваемом споре, датой наступления событий, послуживших основанием для предъявления иска, является дата составления актов общей формы составленных по прибытии под погрузку вагонов на станцию Азов Северо-Кавказской железной дороги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается.
Остающаяся часть срока исковой давности, если она составляет менее шести месяцев, удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев, до срока исковой давности (пункт 4 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в силу пунктов 3, 4 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности было приостановлено с момента направления претензий и увеличено на 30 календарных дней.
Истцом также было заявлено требование о взыскании с ответчика 2 039 руб. 95 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.09.2021 по 01.06.2022.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Согласно пункту 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Проверив представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, апелляционный суд находит его неверным, поскольку при расчёте процентов за пользование чужими денежными средствами истец не учёл мораторий, введённый постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), неустойка (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
Названный мораторий действует в отношении процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежавших начислению за период с 01.04.2022 до 01.10.2022, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Учитывая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции исключает период начисления процентов с 01.04.2022 по день окончания моратория.
В результате произведенного апелляционным судом перерасчёта с учетом введенного моратория - за период с 22.09.2021 по 31.03.2022, размер процентов, подлежащих взысканию с ответчика, составил 1 104 руб. 89 коп., в удовлетворении остальной части требований надлежит отказать.
Истцом также было заявлено требование о взыскании процентов, начиная с 02.06.2022 по день фактического исполнения обязательства.
Обоснованность заявленного требования в части взыскания процентов по день фактической уплаты долга подтверждается содержанием пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положении Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно которому сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом, исходя из периодов, имевших место до указанного дня.
Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (п. 3 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом, день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
С учетом изложенного, а также моратория, введённого постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022, требование истца о взыскании процентов за пользование суммой займа подлежит удовлетворению за период с 02.10.2022 до момента фактического исполнения обязательства в части платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Требование о взыскании 1 382 руб. задолженности по транспортно-экспедиционному обслуживанию (почтовые издержки) обоснованно удовлетворено судом первой инстанции, поскольку материалами дела подтверждается факт несения истцом заявленных расходов.
В силу пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции в части или полностью и принять по делу новый судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24 января 2023 года по делу N А53-18174/2022 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Империал" (ИНН 6161078697, ОГРН 1166196097605) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 21 318 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 104 руб. 89 коп., а начиная с 02.10.2022 проценты за пользование чужими денежными средствами по день фактической уплаты задолженности, почтовые издержки в сумме 1 382 руб., по правилам ст. 395 ГК РФ, взыскать государственную пошлину в сумме 2 000 руб."
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18174/2022
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российский железные дороги"
Ответчик: ООО "ИМПЕРИАЛ"