г. Москва |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А40-11345/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФКП "Управление заказчика КС Министерства Обороны Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2023 по делу N А40-11345/23 (144-79)
по заявлению ФКП "Управление заказчика КС Министерства Обороны Российской Федерации"
к Управлению (государственного строительного надзора) Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства Обороны РФ
об отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФКП "Управление заказчика КС Министерства Обороны Российской Федерации" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению (государственного строительного надзора) Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства Обороны РФ (далее - административный орган, Управление) об отмене постановления от 14.12.2022 по делу об административном правонарушении N 111-46-2022.
Решением суда от 20.03.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Кроме того, ссылается на малозначительность правонарушения.
Административным органом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.10.2022 на основании решения о проведении выездной проверки от 09.08.2022 N 65 должностным лицом УГСН ГУКНД МО РФ на объекте капитального строительства, шифр 318/РК-4р, 1 этап, расположенного по адресу: Калужская обл. (далее - Объект) проведена выездная проверка.
В результате проверки было выявлено, что предприятием, осуществляющим строительство Объекта в качестве застройщика (технического заказчика), допущены нарушения проектной документации, что зафиксировано актом проверки от 20.10.2022 N 111-65-2022.
Экземпляр указанного акта проверки направлен правонарушителю с письмом от 24.10.2022 исх. 111/2/3883нс.
Согласно данным предприятием объяснениям (в письмах исх. N фкп/оссот/2805дсп от 11.11.2022, исх. N фкп/оссот/3025дсп от 06.12.2022), предприятие строительство Объекта не выполняет, вину в совершении вмененного административного правонарушения правонарушитель не признал.
Из акта проверки от 20.10.2022 N 111-65-2022, протокола об административном правонарушении от 21.11.2022 N 111-46-2022 следует, что проверкой, проводившейся 09.08.2022 было выявлено совершенное правонарушителем административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований проектной документации: альбома 318/РК-4-АС в части л. 3, 318/РК-4-АС2 в части л. 3.
Ответчиком в ходе проверки установлено, что предприятие участвует в строительстве Объекта в качестве застройщика (технического заказчика) и не выполнило свою обязанность по соблюдению ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (в соответствии с которой строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией).
Постановлением Управления (государственного строительного надзора) Главного Управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны РФ от 14.12.2022 ФКП "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" признано виновным и привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ за совершение административного правонарушения предприятию назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с заявлением о признании его незаконным и отмене в Арбитражный суд г.Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях Общества вмененного ему правонарушения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 52 Градостроительского кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Исходя из п. 16, 22 ст. 1 ГрК РФ предприятие отвечает признакам застройщика (технического заказчика) поскольку обеспечивал на принадлежащем ему (на вещном праве - праве пользования) земельном участке строительство Объекта, а также обеспечивая выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для реконструкции.
Кроме того, на основании заключённого с Минобороны России государственного контракта, предприятие выполняло переданные ему функции застройщика, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
При этом то, что договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции заключаются непосредственно Минобороны России, не свидетельствует об отсутствии статуса технического заказчика (как и любое другое юридическое лицо, Минобороны России было вправе данные полномочия не передавать, а оставить за собой).
Присутствие генподрядной организации на Объекте, расположенном на земельном участке, находящемся у предприятия, самостоятельная организация производства работ по планам и графикам, не свидетельствуют об отсутствии вины предприятия, организовавшего осуществление строительства и сопровождавшего строительство таким образом, который привел к нарушению требований проектной документации.
В содержании постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" и ст. 53 ГрК РФ положений, ограничивающих действия застройщика (технического заказчика) только лишь проведением строительного контроля (проверкой выполненных работ и выдачей замечаний подрядчику), не установлено.
Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
Как следует из п. 10,11 Устава Предприятия (см. распоряжение Правительства РФ от 11.03.2008 N 290-р) к компетенции Предприятия отнесены: выполнение работ и оказание услуг в т.ч. в сфере организации строительства объектов для нужд обороны (обеспечение разрешительной документацией в отношении строительства объектов, выполнение работ по организации строительства объектов, организация строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства).
Из сопоставления правового статуса Предприятия и данного в п. 22 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определения понятия "технический заказчик" следует, что Предприятие, являясь техническим заказчиком (уполномочен застройщиком и от имени застройщика подготавливает задания на выполнение соответствующих работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство объектов капитального строительства документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности), выполняет при строительстве Объекта функции застройщика (обеспечивает на принадлежащем Предприятию на праве безвозмездного пользования земельном участке строительство объекта капитального строительства).
Положения Градостроительного кодекса РФ не связывают со статусом технического заказчика выполнение строгой совокупности действий (какие-то действия могут быть исключены), поэтому то, что Предприятие не заключало от имени Минобороны договор строительного подряда с ФГУП "ГВСУ N 5" не имеет юридического значения.
Таким образом, оспариваемое постановление Управления (государственного строительного надзора) Главного Управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны РФ от 14.12.2022 по делу об административном правонарушении N 111-46-2022 является законным и обоснованным, вынесено уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры.
Исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п.16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что событие административного правонарушения, имеющего формальный состав, и вина общества в его совершении доказаны в полном объеме.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения со ссылкой на ст.2.9 КоАП РФ правомерно отклонены, поскольку указанные заявителем обстоятельства не могут характеризовать совершенное правонарушение как имеющее малозначительный характер (п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях и производится с учетом положений п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Кроме того, Высший арбитражный суд Российской Федерации в своем определении от 27.11.2009 г. N ВАС-1517/09 указал, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении Предприятия к публично-правовой норме о необходимости строительства объектов капитального строительства в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая характер и тяжесть совершенного административного правонарушения, размер причиненного ущерба и степень вины общества, административным органом соразмерно и обоснованно назначено обществу за выявленные административные правонарушения наказание в виде штрафа в пределах санкции ч.1 ст.9.4 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 отсутствуют, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных ФКП "Управление заказчика КС Министерства Обороны Российской Федерации" в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2023 по делу N А40-11345/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11345/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ