город Ростов-на-Дону |
|
31 мая 2023 г. |
дело N А32-43003/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобровой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дроздовой Татьяны Васильевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.12.2022 по делу N А32-43003/2022
по иску общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЮг"
к индивидуальному предпринимателю Дроздовой Татьяне Васильевне
о взыскании задолженности и неустойки
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЮг" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Дроздовой Татьяне Васильевне о взыскании задолженности в сумме 854 297,54 руб. за период с 01.01.2020 по 28.02.2022.
Решением от 16.12.2022 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в сумме 854 297,54 руб. за период с 01.01.2020 по 28.02.2022.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба мотивирована следующим.
Истцом при расчете стоимости услуг применен неверный норматив, так как основной деятельностью ответчика по спорному адресу является продажа мебели, люстр, ковров, зеркал, сувениров и иного. Истцом не подтвержден факт оказания услуг на спорную сумму. Кроме ответчика имеются иные абоненты, для которых место складирования ТКО определено г. Новороссийск, ул. 9 Января, д.28. Дополнительным соглашением к договору были внесены изменения, а именно скорректированы условия договора в части расчета и объема, принимаемых ТКО.
В отзыве истец указал на несостоятельность доводов жалобы.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 12.11.2018 N 490 ООО "ЭкоЮг" (ранее - ООО "Мехуборка-Юг") присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Новороссийской зоне деятельности, в которую входят г. Новороссийск и г-к Геленджик, на основании чего общество является единственным поставщиком указанных услуг и осуществляет свою деятельность с 01.01.2020.
После получения от предпринимателя заявки на заключение договора, общество подготовило два экземпляра договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 904-ЮН-21, которые направлены ответчику 08.02.2022.
Получив проект договора, ответчик направил истцу протокол разногласий от 01.04.2022, в котором не согласился со следующими условиями договора: с датой начала оказания услуг - с 01.01.2020, (п. 2.5 договора); с произведением коммерческого учета объема и (ли) массы ТКО расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, поскольку необходимо учитывать индивидуальные особенности бизнеса ответчика, возвращающего в 100% объеме картонную тару своим поставщикам (п. 5.1 договора); с освобождением от ответственности регионального оператора при отсутствии беспрепятственного доступа мусоровоза к месту накопления ТКО, в т.ч. ввиду отсутствия подъездных путей из-за припаркованных транспортных средств (7.3.1 договора); с условием о взыскании с ответчика неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы задолженности за каждый день (п. 7.4 договора).
Истец уведомил ответчика заказным письмом от 16.04.2022 о том, что разногласия по проекту договора не урегулированы и приложил проект договора в редакции Типового договора от 06.04.2022 N 904ЮН/21, утвержденного Постановлением N 1156.
Данное уведомление получено ответчиком лично 05.05.2022.
Ответчик подписанный экземпляр типового договора не вернул; мотивированный отказ от подписания не направил, соответственно, договор считается заключенным.
Истец оказал ответчику услуги по вывозу ТКО за период с 01.01.2021 по 28.02.2022 на сумму 854 297,54 руб. Расчет объема оказанных услуг произведен в соответствии с пунктом 15 Типового договора.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Согласно пункту 8 (15) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
Следует учитывать, что по норме пункта 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункта 5 Правил N 1156, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в типовом договоре условиях.
Оказание Региональным оператором услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
С учетом изложенного договор считается заключенным на условиях Типового договора.
Кроме того, пунктом 8 (17) постановления N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Истец разместил проект типового договора и предложение о заключении договора на официальном сайте в сети "Интернет", в газете "Кубанские новости" от 24.12.2019 N 199 (6774), в газете "Прибой" от 26.12.2019 N 153-154, газете "Новороссийский рабочий" от 28.12.2019.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В обоснование исковых требований и подтверждение оказанных услуг общество представило в материалы дела типовой договор, акты сверки, счета, акты оказанных услуг на спорную сумму (приложение N 14 к иску).
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (пункт 7 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Ответчиком не представлено доказательств наличия в его собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Поскольку любая хозяйственная деятельность влечет за собой образование ТКО, на предпринимателе лежит обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
В силу статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы;
г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов. Пунктами 5, 6 Правил установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.
Определение нормативов накопления производится отдельно по каждой категории объектов.
Таким образом, законодательством не предусмотрено установление норматива накопления ТКО в индивидуальном порядке.
Нормативы накопления ТКО утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039). В силу пункта 3 названных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1039).
Согласно приложению N 1 к договору у ответчика имеется торговый комплекс. Расчет задолженности ответчика в период с 01.01.2020 по 28.02.2022 производился истцом на основании нормативов накопления ТКО.
В апелляционной жалобе заявителем указано, что истцом при расчете стоимости услуг применен неверный норматив, так как основной деятельностью ответчика по спорному адресу является продажа мебели, люстр, ковров, зеркал, сувениров и иного.
Указанный довод заявителя отклоняется в связи с тем, что в заявке предпринимателя указан вид объекта "торговый комплекс", также в приложении N 1 к договору указано на тип объекта "торговый комплекс 0,16", в связи с чем, расчет объема ТКО произведен истцом исходя именно из указанного вида объекта, с учетом утвержденного норматива.
Как указано выше, оказание услуг на спорную сумму подтверждено представленными в материалы дела актами сверки, счетами, актами оказанных услуг (приложение N 14 к иску).
При этом, доказательств оказания спорных услуг иными лицами, либо вывоза ТКО самостоятельно предпринимателем, а также отсутствия ТКО в спорный период в материалы дела не представлено.
Также отклоняется довод заявителя о наличии иных абонентов по спорному адресу складирования ТКО, так как указанное не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Расчет объема и стоимости услуг произведен по утвержденному нормативу, с учетом характеристик объекта ответчика. Доказательств складирования ТКО в меньшем объеме ответчиком не представлено.
Заявитель указывает в жалобе, что дополнительным соглашением к договору были внесены изменения, а именно скорректированы условия договора в части расчета и объема, принимаемых ТКО.
Указанное дополнительное соглашение в материалы дела не представлено, в связи с чем данный довод отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Таким образом, возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2022 по делу N А32-43003/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43003/2022
Истец: ООО "ЭкоЮг"
Ответчик: Дроздова Т В
Третье лицо: АО "Почта России"