город Омск |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А75-21921/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Халявина Е.С.,
судей Бодунковой С.А., Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Парфеновой П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3711/2023) публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" на решение от 22.02.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-21921/2022 (судья Заболотин А.Н.) по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к публичному акционерному обществу "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОГРН: 1052600002180; ИНН: 2607018122; адрес: 356126, Ставропольский край, Изобильненский р-н, п. Солнечнодольск) в лице филиала Сургутская ГРЭС-1 (адрес: 628406, Ханты-Мансийский АО - Югра, г. Сургут, ул. Электротехническая, соор.23/1) о взыскании излишне понесенных расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности в размере 16 943 руб.
В судебном заседании посредством веб-конференции принял участие представитель публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" Злобин И.А. по доверенности от 13.12.2021 сроком действия по 09.12.2023.
Суд установил:
государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением о взыскании с публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - общество, ответчик) излишне понесенных расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности в размере 16 943 руб.
Решением от 22.02.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры произведена замена истца с государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - отделение). Исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обосновании требований указано, что, поскольку Зуйко Р.Р. осуществляла уход за одним ребенком в возрасте до 1,5 лет, Зуйко К.Е. обоснованно и правомерно выдан листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи (вторым ребенком в возрасте до 1,5 лет). Общество предоставило все корректные сведения и документы в отделение для выплаты пособия, вместе с тем, если истец не согласен с данными, именно на нем как на уполномоченном органе лежит обязанность по осуществлению контроля за соблюдением страхователями законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при представлении ими сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения.
В письменном отзыве отделение просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определением от 17.05.2023 рассмотрение жалобы отложено на 23.05.2023.
Иные лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании суда представитель общества поддержал доводы жалобы.
Рассмотрев материалы дела, жалобу, отзыв, заслушав пояснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в 2021 году на основании сведений, представленных обществом, региональным отделением назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности Зуйко К.Е. на основании листков нетрудоспособности от 25.05.2021 N 910067168172 (за период с 25.05.2021 по 28.05.2021), от 06.07.2021 N 910071333969 (за период с 06.07.2021 по 09.07.2021) в размере 16 943 руб.
После выплаты пособия по временной нетрудоспособности страхователь направил в региональное отделение новые реестры сведений в электронном виде, содержащие перерасчет, согласно которому сумма к выплате 0 руб. 00 коп. Корректирующие реестры представлены в отношении листка нетрудоспособности N 910067168172 с отметкой страхователя "Перерасчет листка нетрудоспособности N 910067168172 от 25.05.2021 и в отношении листка нетрудоспособности N 910071333969 с отметкой страхователя "Перерасчет листка нетрудоспособности N 910071333969 от 06.07.2021.
В связи с корректировкой сведений сумма излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности составила 16 943 руб.
В адрес страхователя направлено письмо от 02.12.2021 N 01-01-20/8662-5952 о компенсации расходов, излишне понесенных страховщиком, которым ответчику предложено в досудебном порядке возместить региональному отделению переплату пособия по временной нетрудоспособности. Страхователь денежные средства страховщику не возместил.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ОФПСС в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило основанием для обращения ответчика в суд с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой апелляционная коллегия установила основания для отмены обжалуемого решения суда.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу положений статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии со статьей 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора (пункт 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ).
Исходя из разъяснений, изложенных в статье 22 Закона N 165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно статье 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1.2 Закона N 255-ФЗ обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Законом.
По смыслу пунктаа 5 части 2 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ на страховщика возложена обязанность по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при представлении ими сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя.
Таким образом, страховщик наделен полномочиями по управлению средствами обязательного социального страхования, включая учет и контроль использования их страхователем в соответствии с действующим законодательством, и не может допустить нецелевого расходования бюджетных средств.
Страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (пункт 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Содержащаяся в Законе N 165-ФЗ норма, предоставляющая страховщикам право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением закона, корреспондирует с пунктом 18 Раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, в соответствии с которым расходы по государственном социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе, не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 1.4 Закона N 255-ФЗ являются, в частности, выплаты пособия по временной нетрудоспособности и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ)
Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях, предусмотренных законом, в частности, в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ). Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (часть 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности предусмотрены статьей 6 Закона N 255-ФЗ. Согласно части 5 данной статьи пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно_профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ).
Таким образом, ежемесячное пособие по уходу за ребенком и пособие по временной нетрудоспособности в связи с необходимостью осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет носят самостоятельный характер и представляют собой разные виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 09.02.2015 N 10-КГ14-6.
Выдача листков нетрудоспособности регулируется Порядком выдачи листков нетрудоспособности, Приказом Минздрава России от 01.09.2020 N 925н (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 40 которого листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.
На основании пункта 41 Порядка листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным членом семьи, в частности, ребенком в возрасте до 7 лет: за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях.
Согласно пункту 42 Порядка при необходимости по уходу за больным членом семьи могут выдаваться (формироваться) листки нетрудоспособности попеременно разным лицам, осуществляющим уход, в пределах сроков, установленных пунктами 11, 19, 20, 25, 40 и 41 Порядка.
В случаях, когда один из членов семьи, иной родственник находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет и другому члену семьи, иному родственнику требуется освобождение от работы по уходу за другим больным ребенком, листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком выдается (формируется) в соответствии с пунктами 11, 19, 20, 25, 40 и 41 Порядка (пункт 47 Порядка).
Материалами дела подтверждается, что в 2021 году на основании сведений, представленных ответчиком, истцом назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности Зуйко К.Е. на основании листков нетрудоспособности от 25.05.2021 N 910067168172 (за период с 25.05.2021 по 28.05.2021), от 06.07.2021 N 910071333969 (за период с 06.07.2021 по 09.07.2021) в размере 16 943 руб.
В силу взаимосвязанных положений статей 1, 6, 9 Закона N 165-ФЗ Зуйко Е.К. как работник общества является застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию, поэтому при наступлении страхового случая, предусмотренных законом, имеет право на страховое обеспечение. Приведенными выше положениями правового регулирования спорных отношений не исключается выплата пособия по временной нетрудоспособности сотруднику предприятия при наступлении страхового случая (заболевания члена семьи).
Взаимосвязанными положениями Закона N 255-ФЗ и Порядка устанавливается, что матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, листок нетрудоспособности выдан быть не может, однако не исключается выдача листка нетрудоспособности другому родственнику, осуществляющему фактический уход за ребенком, если в силу каких-либо причин мать не может осуществлять этот уход сама. Иной подход нарушал бы конституционные права граждан на социальное обеспечение и социальные пособия (статья 39 Конституции Российской Федерации).
С учетом изложенных выше норм возможность предоставления пособия по временной нетрудоспособности напрямую связывается с фактическим осуществлением ухода за больным членом семьи.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании частей 2, 4, 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В рассматриваемом случае бремя доказывания неправомерного получения листков нетрудоспособности и пособия в отсутствие реального ухода за больным членом семьи, возлагается на истца.
Доказательства того, что указанный выше работник не осуществлял фактический уход за заболевшим ребенком на протяжении поименованных в листке нетрудоспособности периода времени, в материалы дела не представлены. При этом суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что в силу требований Порядка данный документ выдается тому лицу, которое будет осуществлять фактический уход за ребенком.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в рассматриваемой ситуации у семьи Зуйко трое детей (двое до 1,5 лет и один до 7 лет (свидетельства о рождении детей)).
Мать детей в спорный период находилась в отпуске по уходу за детьми 1,5 лет до достижения ими возраста 3-х лет.
Один из 1,5 годовалых детей заболел, в связи с чем отцу ребенка выдан листок нетрудоспособности по уходу за данным ребенком.
Очевидно, что болеющему ребенку и здоровому ребенку требуется иной подход в уходе (режим дня, питание, посещение медицинского учреждения, прогулки и т.д.). Следовательно, объективно, мать данных детей, находящаяся в отпуске по уходу за детьми, физически не может осуществлять одновременный уход за одним болеющим ребенком и двумя здоровыми детьми в возрасте до 1,5 и 7 лет.
Учитывая изложенное, выписка отцу детей листка нетрудоспособности и, как следствие, выплата спорных сумм не противоречит названному Порядку и согласуется с конституционными правами граждан в данной сфере.
Вывод суда первой инстанции о том, что с момента подачи корректирующих сведений страхователь заявил об отсутствии оснований для выплаты Зуйко К.Е. пособия по временной нетрудоспособности, в связи с чем выплаченная сумма подлежит возврату, отклоняется судом апелляционной инстанции, в силу того, что именно на уполномоченный орган возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при представлении ими сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя (пункт 5 части 2 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Решение от 22.02.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-21921/2022 подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, с истца в пользу ответчика подлежат взысканию 3 000 руб. судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.02.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-21921/2022 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.С. Халявин |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-21921/2022
Истец: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Ответчик: ПАО "ВТОРАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ