г. Москва |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А41-73536/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования городской округ Лыткарино Московской области - Садиков С.Л., представитель по доверенности N б/н от 13.02.2023, паспорт, диплом;
от Федерального агентства лесного хозяйства - Пузанов А.А., представитель по доверенности N 120-С от 07.07.2022, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования городской округ Лыткарино Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2023 по делу N А41-73536/21 по иску Администрации муниципального образования городской округ Лыткарино Московской области к Федеральному агентству лесного хозяйства об исключении из состава лесного фонда земельного участка с кадастровым номером 50:53:0000000:9688 под кладбищем в испрашиваемых координатах, внесении изменений в ЕГРН в части площади и границ земельного участка;
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Муниципальное бюджетное учреждение "Лесопарк - Лыткарино", Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Лыткарино (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ исковым заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, ответчик) об обязании внести изменения в лесной реестр и ЕГРН путем изменения границ земельного участка с кадастровым номером 50:53:0000000:9688, исключив часть земельного участка, площадью 35129 кв.м. в координатах. указанных на стр. 1-2 решения; установлении местоположения измененных границ земельного участка с кадастровым номером 50:53:0000000:9688 за вычетом площади земельного участка площадью 35129 кв. м, необходимого для использования кладбища в координатах, указанных на стр. 3-4 решения.
К участию в деле в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Муниципальное бюджетное учреждение "Лесопарк - Лыткарино", Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.03.2023 исковые требования удовлетворены частично :
- из ЕГРН исключены сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:53:0000000:9688 площадью 35 129 кв. м согласно каталогу координат:
|
Имя |
Х,м |
У,м |
S, Л1 |
||||
|
точки |
|
|
|
||||
|
1 |
450578,89 |
2 212 694,31 |
|
||||
|
|
|
|
14,21 |
||||
|
2 |
450592,98 |
2 212 696,12 |
|
||||
|
|
|
|
16,89 |
||||
|
3 |
450 607,10 |
2 212 705,38 |
|
||||
|
|
|
|
47,20 |
||||
|
4 |
450618,34 |
2 212 751,22 |
|
||||
|
|
|
16,56 |
|||||
5 |
450627,13 |
2 212 765,26. |
||||||
12,71 | ||||||||
6 |
450636,08 |
2 212 774,29 |
||||||
21,96 | ||||||||
7 |
450657,26 |
2 212 780,08 |
||||||
34,58 | ||||||||
8 |
450683,86 |
2 212 802,18 |
||||||
75,99 | ||||||||
9 |
450693,30 |
2 212 877,58 |
||||||
24,72 | ||||||||
10 |
450682,39 |
2 212 899,76 |
||||||
16,33 | ||||||||
11 |
450686,46 |
2 212915,57 |
||||||
8,14 | ||||||||
12 |
450680,72 |
2 212921,34 |
||||||
30,93 | ||||||||
13 |
450651,43 |
2212911,39 |
||||||
12,89 | ||||||||
14 |
450 639,43 |
2 212916,10 |
||||||
12,25 | ||||||||
15 |
450627,72 |
2212 912,51 |
||||||
32,85 | ||||||||
16 |
450595,33 |
2212 918,01 |
||||||
55,74 | ||||||||
17 |
450546,40 |
2 212 944,70 |
||||||
1,62 | ||||||||
18 |
450545,36 |
2 212943,46 |
||||||
8,72 | ||||||||
19 |
450 538,69 |
2 212 949,08 |
||||||
8,32 | ||||||||
20 |
450531,67 |
2 212 944,62 |
||||||
6,71 | ||||||||
21 |
450 526,27 |
2 212 940,63 |
||||||
17,58 | ||||||||
22 |
450511,96 |
2 212 930,42 |
||||||
17,94 | ||||||||
23 |
450497,26 |
2 212 920,13 |
||||||
40,92 | ||||||||
24 |
450463,91 |
2 212 896,42 |
||||||
15,14 | ||||||||
25 |
450451,45 |
2 212 887,82 |
||||||
0,66 | ||||||||
26 |
450450,89 |
2 212 887,48 |
||||||
29,30 | ||||||||
27 |
450464,05 |
2 212 861,30 |
||||||
48,10 | ||||||||
28 |
450497,08 |
2 212 826,34 |
||||||
61,19 | ||||||||
29 |
450521,91 |
2 212 770,41 |
|
|
|
95,07 |
1 |
450 578,89 |
2 212 694,31 |
|
|
- установлено местоположение измененных границ земельного участка с кадастровым номером 50:53:0000000:9688 за вычетом площади земельного участка площадью 35129 кв. м, необходимого для использования кладбища в следующих координатах:
Имя точки |
Х,м |
Y.M |
Б,м |
|
30 |
450592,42 |
221267624 |
|
|
149,99 | ||||
31 |
450734,20 |
2212 725,17 |
||
16,34 | ||||
32 |
450749,65 |
2 212730.50 |
||
99,49 | ||||
33 |
450845,71 |
2212756,41 |
||
28,98 | ||||
34 |
450851,40 |
2212784,83 |
||
93,00 | ||||
35 |
450869,67 |
2 212876,02 |
||
5,56 | ||||
36 |
45086830 |
2212881,41 |
||
2.41 | ||||
37 |
450870.70 |
2212 88124 |
||
28,39 | ||||
38 |
450 87633 |
221290927 |
||
117.09 | ||||
39 |
450790,22 |
2212 988,61 |
||
83.90 | ||||
40 |
450798,68 |
2213 072.08 |
||
393,86 | ||||
41 |
450 441,22 |
2212 906.71 |
||
21,32 | ||||
26 |
450450,89 |
2212 887.48 |
||
0.66 | ||||
25 |
450451.45 |
2 212 887,82 |
||
15,14 | ||||
24 |
450463.91 |
2212 896.42 |
||
40,42 | ||||
23 |
45049726 |
2212 920.13 |
||
17,94 | ||||
22 |
450511,96 |
2212 930.42 |
||
17,58 | ||||
21 |
45052627 |
2 212 940.63 |
||
6,71 | ||||
20 |
450531,67 |
2212 944,62 |
||
8,32 | ||||
19 |
450538,69 |
2212 949,08 |
||
8,72 | ||||
18 |
45054536 |
2212943.46 |
||
17 |
450546.40 |
2212 944.70 |
1,62 |
|
55,74 | ||||
16 |
450 59533 |
2212918,01 |
32,85 |
|
15 |
450627.72 |
2212912,51 |
12,25 |
|
14 |
450639.43 |
2212916,10 |
12.89 |
|
13 |
450651.43 |
221291129 |
30.93 |
|
12 |
450680,72 |
221292134 |
8.14 |
|
11 |
450686.46 |
2212915.57 |
16.33 |
|
10 |
45068239 |
2212 899,76 |
24.72 |
|
9 |
45069330 |
2212 877.58 |
75,99 |
|
8 |
450683,86 |
2212 802.18 |
34,58 |
|
7 |
450 65726 |
2212 780.08 |
21.96 |
|
6 |
450636,08 |
2212 77429 |
12,71 |
|
5 |
450627.13 |
2212 76526 |
16,56 |
|
4 |
45061834 |
221275122 |
47,20 |
|
3 |
450607.10 |
2212 70538 |
16.89 |
|
2 |
450592.98 |
2 212 696,12 |
14,21 |
|
1 |
450578,89 |
2 212 694,31 |
22,57 |
|
30 |
450592,42 |
2 212 676,24 |
|
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования городской округ Лыткарино Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Рослесхоз просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований Администрации в полном объеме, ссылаясь на то, что при принятии решения судом первой инстанции не были приняты во внимание следующие обстоятельства : спорный земельный участок относится к федеральной собственности в силу прямого указания ст. ст. 8 Лесного кодекса РФ, ст. 214 ГК РФ ; земельный участок лесного фонда с КН 50:53:0000000:9688 (образованный из земельного участка с КН 50:53:0010206:5400) поставлен на кадастровый учет в действующих границах в соответствии с материалами лесоустройства, орган, осуществляющий постановку на кадастровый учет каких-либо нарушений не выявил ; из границ участка лесного фонда исключается не только часть участка, фактически занятого захоронениями, но и 0,5 га земельного участка, непосредственно занятого лесом (деревьями), без захоронений, а также расположенного за ограждением кладбища ; истцом не соблюден досудебный порядок перевода земельного участка из одной категории земель в другую;
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования городской округ Лыткарино Московской области заявил ходатайство об отказе от апелляционной жалобы.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования городской округ Лыткарино Московской области в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 265 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подписавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Поскольку указанный отказ от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает права других лиц, Десятый арбитражный апелляционный суд принимает отказ Администрации муниципального образования городской округ Лыткарино Московской области от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2023.
В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Администрации муниципального образования городской округ Лыткарино Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Федерального агентства лесного хозяйства, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области; Комитета лесного хозяйства Московской области; Муниципального бюджетного учреждения "Лесопарк - Лыткарино"; Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Законом Московской области от 25.10.2004 N 128/2004-03 (с изменениями и дополнениями в ред. от 24.12.2019) утверждены границы городского округа Лыткарино, в границах которого расположен земельный участок площадью 1,4 га с кадастровым номером 50:53:0010206:5564 с видом разрешенного использования "для размещения кладбища", относящийся к землям населенных пунктов.
Обращаясь с иском, администрация указала, что фактически занимаемая захоронениями площадь составляет около 4,4 га (включая вышеуказанный земельный участок и часть земельного участка с кадастровым номером 50:53:0000000:9688, относящегося к землям лесного фонда.
В указанных границах кладбище существует с 1922 года. Данный объект (Петровское кладбище) является исторически сложившимся и осуществить перезахоронение не представляется возможным.
По результатам проведенных администрацией работ по подготовке Схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 50:53:0010206:5400, из которого был впоследствии образован земельный участок с кадастровым номером 50:53:0000000:9688, было установлено, что площадь участка, занимаемого кладбищем, составляет 29 916 кв. м.
Письмами N 122Исх-1659 от 20.04.2021 и N 122Исх3541 от 26.08.2021 истец обращался в адрес Рослесхоза с требованием исключить часть земельного участка с кадастровым номером 50:53:0010206:5400 площадью 2,99 га. из состава земель лесного фонда, вместе с тем получил отказ, мотивированный тем, что в целях исключения из земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:53:0010206:5400 части земельного участка занятой захоронениями Петровского кладбища необходимо осуществить перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
Также сообщено, что согласно ст. 114 Лесного кодекса РФ изменение границ земель, на которых располагаются зеленые зоны и лесопарковые зоны, которое может привести к уменьшению площади таких земель, не допускается.
В соответствии с Генеральным планом городского округа Лыткарино Московской области (в редакции решения Совета депутатов г.о.Лыткарино от 31.10.2019 N 454/54) границы населенного пункта совпадают с границей городского округа Лыткарино.
Истец полагает, что в данном конкретном случае, для осуществления перевода земель лесного фонда в земли населенного пункта не требуется утверждение либо изменение Генерального плана городского округа.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (ред. от 19.04.2021) "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" Рослесхозу предоставлено право не только согласовывать включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель, но и принимать решения об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса.
Согласно ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 2.07.2021) "О государственной регистрации недвижимости" по заявлению правообладателя такого земельного участка, орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов (в случае, если такой земельный участок расположен в границах населенного пункта) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, истец полагает, что ответчик имел возможность и обязан был предпринять необходимые действия для исключения земельного участка, занятого кладбищем, из состава земель лесного фонда.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Администрации в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под них, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок находится в муниципальной собственности, пришел к выводу о том, что право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона и с момента принятия Федерального закона "О погребении и похоронном деле", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок в силу положений данных нормативных актов фактически был переведен из земель лесного фонда в иную категорию земель. Факт наличия пересечений земель лесного фонда и участка с кадастровым номером 50:53:0000000:9688 подтвержден экспертным заключением.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушений прав смежных землепользователей.
Так, согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Согласно пункту 4 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу пункта 5 статьи 16 Закона о погребении размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Следовательно, для того, что бы предоставлять участок земли на кладбище соответствующий субъект должен обладать каким-либо правом на соответствующую территорию.
Кроме того, независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и в силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 8-ФЗ создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
По смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 8-ФЗ места погребения по своей принадлежности могут быть государственные или муниципальные.
При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 8-ФЗ все общественные кладбища находятся только в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища (статья 9).
Следовательно, земельные участки, на которых располагаются общественные кладбища, в силу прямого указания закона, могут находиться в собственности соответствующего муниципального образования, на территории которого располагаются указанные кладбища.
Поскольку материалами дела подтверждается, что Петровское кладбище, расположенное по адресу: Московская обл., г. Лыткарино, ул. Колхозная, относится к общественным кладбищам, вывод суда первой инстанции о том, что занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под них, земельный участок на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона, основан на правильном применении норм земельного законодательства.
С момента принятия Федерального закона "О погребении и похоронном деле", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок в силу положений данных нормативных актов фактически был переведен из земель лесного фонда в иную категорию земель.
Истец просит суд исключить часть земельного участка площадью 35 129 кв. м, необходимого для использования кладбища по назначению с учетом санитарных норм и обеспечения доступа из состава земельного участка с кадастровым номером 50:53:0000000:9688 и установить границы указанного земельного участка за вычетом площади земельного участка, необходимого для использования кладбища.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Из положений пункта 3 статьи 6 ЗК РФ следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
Истцом по данной категории дел может выступать лицо, которому земельный участок, в отношении которого он просит установить границы, принадлежит ему на праве собственности либо на ином вещном праве, а ответчиком правообладатель смежного земельного участка с которым возник спор по установлению смежной границы земельных участков.
В целях установления площади и границ земельного участка фактически занятого кладбищем по ходатайству истца определением Арбитражного суда Московской области от 25.04.2022 назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Геокадгрупп" Лопаткину Д.А. и Иноземцеву И.Н.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
3.1. Установить с выездом на место фактические границы исторически сложившихся захоронений (кладбища) на части земельного участка с кадастровым номером 50:53:0010206:5400, с указанием площади и координат местоположения границ земельного участка, занятого захоронениями и необходимого для использования по назначению кладбища с учетом санитарных норм и обеспечения доступа к нему, с приложением картографического материала.
3.1.2. После установления границ земельного участка при ответе на вопрос 3.1 установить имеется ли пересечение границ данного земельного участка с иными земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а также с землями лесного фонда, в том числе, с земельным участком с кадастровым номером 50:53:0010206:5400. Если имеется, то установить площадь и границы пересечения с указанием координат и площади пересечения и приложением графического материала.
3.1.3. В том случае, если при ответе на вопрос 3.1.2 будет установлено, что границы земельного участка под кладбищем, установленные при ответе на вопрос 3.1.2, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:53:0010206:5400 или иных земельных участков, то установить границы и площадь данных земельных участков за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем.
Согласно представленному в материалы дела Заключению N 03/07-2022 эксперты пришли к следующим выводам:
Из земельного участка с кадастровым номером 50:53:0010206:5400 были образованы земельные участки, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 50:53:0000000:9688, в границах которого расположена часть территории Петровского кладбища.
В результате проведенного исследования по вопросам суда NN 3.1 и 3.1.2 разработан вариант установления границ земельного участка, необходимого для использования кладбища по назначению с учетом санитарных норм и обеспечения доступа (Вариант N 1) с учетом фактического пользования, путем включения в границы данного земельного участка контейнерной площадки N 2 и подъездных путей, а также территории вдоль захоронений по северо-восточной границе, необходимой для обеспечения пешего доступа.
Установленные границы соответствуют участку пересечения границ с земельным участком с кадастровым номером 50:53:0000000:9688, являющегося земельным участком лесного фонда и границы иных земельных участков по сведениям ЕГРН не пересекают.
В результате установления границ, площадь земельного участка (площадь пересечения) составила 35129 кв. м.
Результаты установления границ представлены в Приложении N 4. Описание местоположения установленных границ земельного участка (участка пересечения границ), необходимого для использования кладбища по назначению с учетом санитарных норм и обеспечения доступа приведено в Таблице N 2.
В рамках проведенного исследования по вопросу 3.1.3 было проведено сопоставление установленных границ с границами земельного участка с кадастровым номером 50:53:0000000:9688 по сведениям ЕГРН. В результате сопоставления были определены измененные границы земельного участка с кадастровым номером 50:53:0000000:9688 за вычетом площади земельного участка, необходимого для использования кладбища с учетом санитарных норм и обеспечения доступа. Площадь указанного земельного участка составила 65143 кв. м. Описание местоположения измененных границ земельного участка с кадастровым номером 50:53:0000000:9688 приведено в Таблице N 3.
Суд, исследовав заключение экспертов, с позиции статьи 71 АПК РФ, установил, что представленное заключение соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, отвечает критериям относимости, допустимости и достаточности доказательств.
Экспертное заключение положено истцом в обоснование заявленных требований, никем не оспорено, не признано противоречивым либо недостоверным.
Судом установлено, что граница участка с кадастровым номером 50:53:0000000:9688 подлежит уточнению в соответствии с результатами экспертного заключения, а из земель лесного фонда надлежит исключить земельный участок площадью 35 129 кв. м, занятый кладбищем и необходимый для его использования по назначению с учетом санитарных норм и обеспечения доступа.
Согласно пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если на стадии принятия иска суд придет к выводу о том, что избранный способ защиты права собственности или другого вещного права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы Рослесхоза о том, что границы земельного участка лесного фонда установлены в соответствии с действующим законодательством, земли лесного фонда являются собственностью Российской Федерации, правовых оснований для требования об установлении границ спорного земельного участка в площади большей, чем по правоустанавливающим документам, не имеется, истец не наделен полномочиями по оспариванию содержащихся в ЕГРН сведений, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 50:53:0000000:9688, фактически занятый захоронениями, с момента принятия Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в силу положений данных нормативных актов фактически переведены из земель лесного фонда в иную категорию земель, и является собственностью муниципального образования.
В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек. Истцом по данной категории дел может выступать лицо, которому земельный участок, в отношении которого он просит установить границы, принадлежит ему на праве собственности либо на ином вещном праве, а ответчиком - правообладатель смежного земельного участка, с которым возник спор по установлению смежной границы земельных участков.
Доказательств наличия у Рослесхоза оснований для отнесения земельного участка в силу его значимости, особого статуса, либо в силу иных причин, к объектам федеральной собственности, а также полномочий на содержание и обустройство спорного земельного участка в обозначенных целях в случае сохранения его в границах лесного фонда, судом не установлено.
Довод Рослесхоза о необходимости инициирования процедуры перевода земельного участка лесного фонда, занятого спорным участком, в земли иных категорий, то есть избрание иного способа внесудебной защиты, также исследовался судом первой инстанции и признан несостоятельным, поскольку в данной конкретной ситуации с учетом всех обстоятельств дела не может являться самостоятельным основанием для отказа в праве на судебную защиту и отказе в удовлетворении требований, основанных на законе.
Учитывая, что спорное кладбище не относятся к кладбищам, которые находятся в ведении Российской Федерации, а, следовательно, земельный участок на котором оно находится не может находиться в федеральной собственности, принимая во внимание, что материалами дела подтверждается факт нахождения кладбища в муниципальной собственности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования об исключении из земельного участка с кадастровым номером 50:53:0000000:9688 площади и границ земельного участка фактически занятого кладбищем, а также об установлении границы лесного участка за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем, с учетом выводов судебной экспертизы.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют изложенные в отзыве, по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 49, 110, 150, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ Администрации муниципального образования городской округ Лыткарино Московской области от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2023 по делу N А41-73536/21.
Производство по указанной апелляционной жалобе прекратить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2023 по делу N А41-73536/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-73536/2021
Истец: Администрация муниципального образования городской округ Лыткарино Московской области, ООО "ГЕОКАДГРУПП"
Ответчик: УФРС по МО, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА