31 мая 2023 г. |
Дело N А83-4129/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 марта 2023 года по делу N А83-4129/2022 по заявлению акционерного общества "Медиалпром" к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымский винодельческий завод", Совета министров Республики Крым, Администрации Черноморского района Республики Крым, Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, о признании незаконными действий и об обязании совершить определенный действия,
УСТАНОВИЛ:
АО "Медиалпром" подало в Арбитражный суд Республики Крым заявление (с уточнением) о признании незаконными действий Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по отказу в предоставлении земельного участка площадью 80.800 кв.м., КН:90:14:090701:99, расположенного по адресу: Республика Крым, Черноморский район, Черноморский сельский совет, в аренду без торгов как собственнику расположенных на этом земельном участке зданий и сооружений.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, оспоренные действия МИЗО признаны незаконными, на МИЗО возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении заявителю без торгов земельного участка в аренду. С МИЗО в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что заявитель является собственником 17 зданий и сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, купленных по заключенному 09.07.2021 на основании постановления Госсовета Крыма N 780-2/21 от 30.04.2021 договору купли-продажи.
МИЗО подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права и процессуального права, так как земельный участок расположен в различных территориальных зонах, что не позволяет определить вид разрешенного использования земельного участка, и в различных охранных зонах (санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 1 пояса, АЗС, ЛЭП0кВ, существующего газопровода и планируемого тепловой сети).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что заявитель не согласен с доводами апелляционной жалобы, так как имеет право на предоставление в аренду без торгов земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему здания и сооружения, земельный участок не имеет ограничений в гражданском обороте.
О месте и времени судебного заседания участники извещены в установленном законом порядке.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Администрации Черноморского района РК и Черноморского сельского поселения Черноморского района РК просили рассмотреть дело без участия в судебном заседании их представителей.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
07.12.2021 МИЗО письмом N 57597/01-10/6 за подписью заместителя министра А. Заиченко сообщило АО "Медиалпром" об отказе в предоставлении в аренду без торгов земельного участка КН:90:14:090701:99, так как категория испрашиваемого земельного участка - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а по пункту 17 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду является предназначение земельного участка по утвержденным документам территориального планирования и (или) документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Из поданного 19.10.2021 АО "Медиалпром" в МИЗО заявления (вх. N 57597/01-10) следует, что АО "Медиалпром" просило предоставить земельный участок для использования - пищевая промышленность, право на предоставление земельного участка без торгов обосновано расположением на земельном участке принадлежащих заявителю на праве собственности объектов недвижимого имущества, приобретенных по договору купли-продажи от 09.07.2021 у Республики Крым. В подтверждение права собственности на объекты недвижимости представлены договор купли-продажи и выписки из ЕГРН на 52л, справка-сообщение.
Действительно, из представленных письменных доказательств следует, что 09.07.2021 между ГУП РК "Крымский винодельческий завод" (продавец) и АО "Медиалпром" (покупатель) в простой письменной форме заключен договор купли-продажи 17 объектов, расположенных на земельном участке КН: 90:14:090701:99, по адресу: Республика Крым, пгт. Черноморское, ул. Евпаторийская.
Этот договор заключен на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2021 N 780-2/21 и распоряжения Совета министров Республики Крым от 25.05.2021 N 626-р о согласовании отчуждения путем продажи на открытом аукционе закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП РК "Крымский винодельческий завод" недвижимого имущества согласно Приложению.
17.08.2021 переход права собственности к АО "Медиалпром" на нежилые здания и сооружения, 1980 года завершения строительства, по вышеназванному договору купли-продажи подтвержден выписками из ЕГРН:
1) нежилое здание главного корпуса площадью 7099,1 кв.м., КН: 90:14:010102:12762, запись N 90:14:010102:12762-90/090/2019-5;
2) нежилое здание главного корпуса цеха производства коньяка площадью 870,6 кв. м., КН: 90:14:010102:12767, запись N 90:14:010102:12767-90/090/2019-5;
3) нежилое здание винодельческого цеха площадью 1254,1 кв.м., КН: 90:14:010102:12781, запись N 90:14:010102:12781-90/090/2019-5;
4) нежилое здание цеха переработки отходов площадью 190,8 кв.м., КН: 90:14:010102:12770, запись N 90:14:010102:12770-90/090/2019-5;
5) нежилое здание склада площадью 149,2 кв.м., КН: 90:14:010102:12764, запись N 90:14:010102:12764-90/090/2019-5;
6) нежилое здание материального склада площадью 158,2 кв.м., КН: 90:14:010102:12773, запись N 90:14:010102:12773-90/090/2019-5;
7) нежилое здание спиртоприемного склада площадью 66 кв.м., КН: 90:14:010102:12766, запись N 90:14:010102:12766-90/090/2019-5;
8) нежилое здание проходного пункта площадью 29,7 кв.м., КН: 90:14:010102:12772, запись N 90:14:010102:12772-90/090/2019-5;
9) нежилое здание котельной площадью 413,6 кв.м., КН: 90:14:010102:12761, запись N 90:14:010102:12761-90/090/2019-5;
10) нежилое здание гаража площадью 195,4 кв.м., КН: 90:14:010102:12776, запись N 90:14:010102:12776-90/090/2019-5;
11) нежилое здание автовесовой площадью 34 кв.м., КН: 90:14:010102:12765, запись N 90:14:010102:12765-90/090/2019-5;
12) нежилое здание столовой площадью 55,4 кв.м., КН:90:14:010102:12771, запись N 90:14:010102:12771-90/090/2019-5;
13) сооружение водозаборное - артезианская скважина, площадь застройки 13,6кв.м., КН:90:14:010102:12763, запись N 90:14:010102:12763-90/090/2019-5;
14) сооружение водозаборное - водонапорная башня, площадь застройки 6,7 кв. м., КН: 90:14:010102:12777, запись N 90:14:010102:12777-90/090/2019-5.
По договору купли-продажи заявитель также купил: ограждение винодельческого завода протяженностью 1160,0 м, бетонное покрытие территории винодельческого завода площадью 4200кв.м., дымовую трубу высотой 35-м.
Из выданного 05.07.2001 государственного акта на право постоянного пользования землей (бланк II-км N 004692) следует, что ранее земельный участок площадью 87,08 га был предоставлен агропромышленной фирме "Прибрежная" под винзавод.
В соответствии с подпунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в ред. от 06.12.2021) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Согласно подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений.
При этом, пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусматривает, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как установлено заявитель является собственником зданий и сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, ранее данный земельный участок был предоставлен под винзавод. Таким образом, заявитель имеет исключительное право на предоставление земельного участка в аренду без торгов.
АО "Медиалпром" не испрашивало земельный участок для строительства новых объектов, а МИЗО не доказало наличие утвержденных документов территориального планирования и (или) документации по планировке территории, которыми испрашиваемый земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Ответы Минстроя Крыма N 01-15/15032/1 от 21.10.2021, Минприроды Крыма N 39157/1 от 26.10.2021 и Госкомводхоза Крыма N11219/09-17.1/1 от 26.10.2021 в адрес МИЗО свидетельствует об отсутствии планирования объектов регионального значения на земельном участке КН:90:14:090701:99, этот земельный участок располагается вне границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, вне границ водоохранных зон Черноморского и Азовского морей, не отнесен к землям лесного фонда, санитарной охраны источников водоснабжения, внутренних водных объектов, их водоохранных зон, объектов мелиоративной сети.
Ответ Администрации Черноморского района Республики Крым N 02-14/15199/2 от 23.11.2021 о расположении испрашиваемого земельного участка в разных зонах ППЗ (О1 - общественно-делового назначения, Сп5 - санитарно-защитного назначения, П1 - производственных объектов на территории населенных пунктов, И - инженерной инфраструктуры), частично - в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 1 пояса, частично в санитарно-защитной зоне существующего объекта АЗС, охранной зоны ЛЭП10В, охранной зоны существующего газопровода, охранной зоны планируемой тепловой сети, санитарной полосы отчуждения планируемой стоянки транспортных средств не свидетельствует о наличии законных оснований для отказа заявителю в предоставлении без торгов в аренду земельного участка исходя из следующего.
Как установлено испрашиваемый земельный участок не является вновь образуемым земельным участком, на нем с 1980 года располагаются законченные строительством здания и сооружения, предназначенные для эксплуатации в производственной деятельности винзавода, в том числе объект питьевого водоснабжения (артезианская скважина), принадлежащие заявителю на праве собственности. Заявитель не обращался за предоставлением земельного участка для нового строительства, стоянка транспортных средств и тепловая сеть как объекты с санитарными зонами не существуют, испрашиваемый земельный участок не зарезервирован для государственных и/или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами; могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 56.1 ЗК РФ предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Данные нормы закона предусматривают основания для ограничения прав на земельные участки, но не являются основаниями для отказа в реализации преимущественного права собственника зданий и сооружений на предоставление земельного участка, на котором расположены такие здания и сооружения, в аренду.
Отказ МИЗО в предоставлении заявителю в аренду земельного участка не основан на требованиях закона, нарушает права АО "Медиалпром" и не отвечает интересам бюджета Республики Крым на получение дохода от арендной платы за использование земельного участка государственной собственности, и не соответствует принципам земельного законодательства - единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, платности использования земли.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права, иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного решения не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 марта 2023 года по делу N А83-4129/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4129/2022
Истец: АО "МЕДИАЛПРОМ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Администрация Черноморского района Республики Крым, Администрация Черноморского района РК, Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД", СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ