город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2023 г. |
дело N А53-41198/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии:
от истца: представитель Тимошенко Л.А. по доверенности от 21.04.2023,
от ответчика: представитель не явился извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления капитального строительства города Таганрога
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.03.2023 по делу N А53-41198/2022
по иску Управления капитального строительства города Таганрога
(ИНН 6154098974, ОГРН 1066154001847)
к обществу с ограниченной ответственностью "Стройпроект"
(ИНН 6102032210, ОГРН 1106189001269)
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление капитального строительства города Таганрога (далее - истец, УКС г. Таганрога, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стройпроект" (далее - ответчик, ООО "Стройпроект, общество) о взыскании 769 008, 91 руб. пени за период с 08.12.2021 по 22.04.2022.
Исковые требования мотивированы нарушением обществом сроков выполнения работ по муниципальному контракту от 19.07.2021 N 48.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по муниципальному контракту. Вместе с тем, суд первой инстанции указал на наличие законных оснований для списания неустойки.
УКС г. Таганрога обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указало на неверное установление судом первой инстанции срока предоставления заказчиком подрядчику исходного документа для выполнения работ - постановления о разработке документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории (далее - ППМТ)), применив 30-ти дневный срок, тогда как в соответствии с постановлением Администрации города Таганрог от 15.12.2022 N 2492 "Об утверждении Положения о порядке подготовки документации по планировке территории муниципального образования "Город Таганрог" общий срок принятия решения о подготовке ППМТ составляет 60 дней. Заявитель также указал на применение судом первой инстанции ненадлежащего нормативно - правового акта в части исчисления сроков просрочки встречного исполнения обязательств заказчиком по предоставлению технических условий (далее - ТУ) по технологическому присоединению к сетям электроэнергии в количестве 7 рабочих дней. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспеческому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" срок предоставления ТУ - 10 рабочих дней. Кроме того, заявитель отметил, что выполнение работ, предусмотренных контрактом, не приостанавливалось, между истцом и ответчиком велась переписка в рабочем порядке по исполнению контракта, ответчик не уведомлял истца о наличии препятствий для выполнения работ в предусмотренный контрактом срок. Следовательно, ответчик не может ссылаться на просрочку исполнения обязательств со стороны истца как на обстоятельство, препятствующее выполнить работы в установленные контрактом сроки. По мнению заявителя, ответчик является профессиональным участником спорных правоотношений в области проектирования и не может не располагать сведениями о требованиях, которые предъявляются к их выполнению, а именно - требований регламента о согласовании и утверждении ППМТ, требований о предоставлении ТУ. Соответственно, при выполнении работ, при прочих равных обстоятельствах риск наступления неблагоприятных последствий должен нести именно подрядчик, как профессиональный участник рынка оказания услуг в соответствующей области.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик апелляционную жалобу не признал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Управлением капитального строительства города Таганрога (далее - заказчик) и ООО "Стройпроект" (далее -подрядчик) заключен муниципальный контракт от 19.07.2021 N 48 на выполнение работ по проектированию объектов: "Строительство внутриквартального проезда с подъездом к дошкольной образовательной организации на 220 мест в г. Таганрог, жилой массив Русское поле по Мариупольскому шоссе, 31-7"; "Реконструкция автомобильной дороги по пер. Кубанский с подъездом к дошкольной образовательной организации на 220 мест, г. Таганрог, ул. Адмирала Крюйса, 25-а"; "Реконструкция автомобильной дороги по ул. Подгорная с подъездом к дошкольной образовательной организации на 220 мест, г. Таганрог, ул. Адмирала Крюйса, 25-а".
Стоимость работ по контракту составляет 11 580 000 руб., НДС не облагается.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта работы должны быть выполнены подрядчиком поэтапно в соответствии с графиком выполнения и оплаты работ (приложение N 4 к контракту).
Согласно пункту 1.4 контракта результатом выполнения работ по каждому этапу работ подрядчиком по контракту является: проектная документация и документы, содержащие результаты инженерных изысканий, рабочая документация, разработанная в соответствии с проектной документацией, сметная документация, а также законченные, рассмотренные, согласованные и утвержденные в установленном порядке проекты планировки и проекты межевания территорий по объектам:
- "Строительство внутриквартального проезда с подъездом к дошкольной образовательной организации на 220 мест в г. Таганрог, жилой массив Русское поле по Мариупольскому шоссе, 31-7";
- "Реконструкция автомобильной дороги по пер. Кубанский с подъездом к дошкольной образовательной организации на 220 мест, г. Таганрог, ул. Адмирала Крюйса, 25-а";
- "Реконструкция автомобильной дороги по ул. Подгорная с подъездом к дошкольной образовательной организации на 220 мест, г. Таганрог, ул. Адмирала Крюйса, 25-а".
Проектная документация и инженерные изыскания признаются результатом работ по каждому этапу контракта при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Истец указал, что окончательный срок выполнения работ по контракту нарушен, проектная документация по объектам в срок до 07.12.2021, 09.12.2021, 30.01.2022 не предоставлена, акт сдачи-приемки выполненных работ предоставлен в УКС г. Таганрога 22.04.2022. Работы оплачены УКС г. Таганрога 19.05.2022 в полном объеме.
Также истец указал, что после заключения контракта им направлено заявление в Администрацию города Таганрога от 03.08.2021 для подготовки постановлений о разработке документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) для размещения линейных объектов.
Срок издания постановления согласно регламенту работы Администрации города Таганрога составляет 30 дней.
06.09.2021 приняты следующие постановления Администрации города Таганрога:
- "О разработке документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для размещения линейного объекта - внутриквартальный проезд по адресному ориентиру: г. Таганрог, около Мариупольское Шоссе, 31-7";
- "О разработке документации по планировке территории (проект планировки и межевания территории) для размещения линейного объекта - частей автомобильных дорог по адресам: г. Таганрог, пер. Кубанский, г. Таганрог, ул. Подгорная"
После получения разработанной ППМТ 05.10.2021 УКС г. Таганрога направил данную документацию на согласование в комитет по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога (далее - КАиГ).
Срок согласования ППМТ в соответствии с пунктом 12.12 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) составляет 15 дней.
В процессе рассмотрения ППМТ КАиГ были выставлены замечания от 14.10.2021 и 15.10.2021, которые направлены в адрес подрядчика письмами от 14.10.2021, 18.10.2021, 20.10.2022.
После согласования КАиГ ППМТ данная документация направлена для ее утверждения. Контрактом сроки утверждения ППМТ не установлены.
В то же время, в соответствии с пунктом 12.12 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такой документации, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса, об утверждении такой документации или о направлении ее на доработку.
Согласно статье 14 Положения "О порядке организации и проведения публичных слушаний в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования "Город Таганрог", утвержденного решением Городской Думы г. Таганрога от 26.01.2017 N 306, процедура утверждения ППМТ состоит из следующих этапов:
1. решение об опубликовании ППМТ принимается в течение 10 дней со дня получения ППМТ;
2. срок проведения публичных слушаний в срок не менее 1 месяца и не более 3 месяцев со дня официального оповещения жителей города;
3. не позднее чем через 15 дней со дня проведения публичных слушаний КАиГ направляет подготовленную документацию ППМТ, протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний;
4. в течение 15 дней после предоставления ППМТ принимает решение об утверждении ППМТ, которое оформляется постановлением Администрации города Таганрога.
Итого, максимальный срок утверждения ППМТ составляет 4 месяца 10 дней (10 дней+3 месяца+15 дней+15 дней),
Таким образом, максимальные сроки согласования и утверждения ППМТ составляют 4 месяца и 25 дней (15 дней на согласование ППМТ и 4 месяца 10 дней на утверждение ППМТ).
Решения о проведении публичных слушаний приняты Городской Думой г. Таганрога 18.11.2021, о чем письмом от 19.11.2022 сообщено подрядчику.
Публичные слушания по ППМТ состоялись 10.12.2021. Однако после проведения публичных слушаний повторно выявлены замечания КАиГ от 13.12.2021,15.12.2021, которые направлены в адрес подрядчика.
Подрядчиком устранены замечания только 21.01.2022, что подтверждается письмом (исх. N СП-000031), после чего ППМТ были утверждены:
- постановлением Администрации города Таганрога от 03.02.2022 N 141"Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) для размещения линейного объекта- внутриквартальный проезд по адресному ориентиру: г. Таганрог, около Мариупольское Шоссе, 31-7";
- постановлением Администрации города Таганрога от 02.02.2022 N 126 "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) для размещения линейного объекта - частей автомобильных дорог по адресам: г. Таганрог, пер. Кубанский, ул. Подгорная";
- постановлением Администрации города Таганрога от 02.02.2022 N 131"Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) для размещения линейного объекта - частей автомобильных дорог по адресам: г. Таганрог, пер. Кубанский, ул. Подгорная", и направлены в адрес подрядчика.
Также УКС г. Таганрога велась работа по получению технических условий, которые были предоставлены подрядчику.
Учитывая просрочку выполнения работ, УКС г. Таганрога направило в адрес подрядчика претензию от 10.06.2022 N 19 об оплате пени за просрочку исполнения обязательств в размере 769 008, 91 руб.
Претензия оставлена ответчиком без финансового удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.
Сложившиеся между сторонами правоотношения по государственному контракту регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре подряда, а также нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 766 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
На основании статьи 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно пункту 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором, согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Согласно статье 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работ. При этом за нарушение срока выполнения работ неустойка может взыскиваться, если она установлена законом или договором.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда"; далее - информационное письмо N 51).
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 Кодекса).
В статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что ответчиком был нарушен срок выполнения работ по контракту, проектная документация по объектам в срок предусмотренный контрактом (до 07.12.2021, 09.12.2021, 30.01.2022), не предоставлена, акт сдачи-приемки выполненных работ предоставлен в УКС г. Таганрога 22.04.2022.
Как следует из положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка является одним из способов защиты нарушенного права.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться в том числе неустойкой, предусмотренной законом или договором.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9.1 контракта стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по данному контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 9.7 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных подрядчиком.
Согласно расчету истца, просрочка исполнения обязательств подрядчиком составила: по I этапу - за период с 08.12.2021 по 22.04.2022 (включительно) - 136 дней; по II этапу - за период с 10.12.2021 по 22.04.2022 (включительно) - 134 дня; по III этапу - за период с 31.01.2022 по 22.04.2022 (включительно) - 82 дня.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что срок проектирования по условиям контракта составляет по 1 этапу 142 дня, по 2 этапу 144 дня, по 3 этапу 196 дней, а фактически срок проектирования по трём этапам составляет 277 дней. Однако, работы были сданы только 22.04.2022, что на 135 дней больше по 1 этапу, на 133 дня больше по 2 этапу и на 81 день дольше по 3 этапу, по причине нарушения истцом встречных обязательств по контракту в виде предоставления исходных данных для выполнения работ.
Так, во исполнение пункта 4.2.1 контракта, заказчик обязан был предоставить юридическому лицу, осуществляющему подготовку проектной документации на основании договора подряда, решение о подготовке документации по планировке территории и проекта межевания территории.
Однако, заказчик предоставил подрядчику такое решение только 16.09.2021, чем просрочил исполнение своего обязательства по предоставлению данного документа, необходимого для выполнения проектных работ, с учетом сроков исполнения такого обязательства с момента подписания контракта (не имеющего обусловленных контрактом сроков исполнения), установленных статьей 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (7 дней), на 51 день, с 27.07.2021 (19.07.2021+7 дней) по 16.09.2021.
Пунктом 6 задания на проектирование, а также в рамках обязанностей, возложенных на заказчика градостроительным законодательством, заказчик обязан предоставить ТУ на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Для запроса и получения заказчиком от ресурсоснабжающей организации технических условий на техническое присоединение к электросетям, подрядчиком 17.09.2021 передан расчет электрических нагрузок для эксплуатации объекта.
С учетом установленных действующим на тот момент Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения" сроков предоставления ТУ организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (7 рабочих дней с даты получения запроса) и направлением заказчиком самого запроса, который он должен был направить незамедлительно, уже 20.09.2021 (с учетом выходных дней 18-19.09), не позднее 30.09.2021 должен был предоставить ТУ подрядчику.
Однако, заказчик предоставил ТУ на электроснабжение по 2-му и 3-му этапам только 28.10.2021, с просрочкой в 28 дней, а по 1-му этапу заказчик 11.01.2022 направил подрядчику неподписанный, в копии и без даты договор на техприсоединение, без технических условий. Подрядчик самостоятельно истребовал ТУ на электроснабжение у ресурсоснабжающей организации 18.01.2022. Из вышеуказанного следует, что указанные ТУ подрядчик получил 18.01.2022, с просрочкой в 109 дней (с 30.09.2021 по 17.01.2022).
Таким образом, общий срок неисполнения встречных обязательств заказчиком, по мнению подрядчика, составил 161 день, следовательно, подрядчиком выполнены работы раньше установленных контрактом сроков поэтапного выполнения:
- по 1 этапу на 26 дней (из 277 дней общего фактического выполнения - 161 день просрочки заказчиком обязательств = 116 дней фактического выполнения обязательств подрядчиком из 142 дней, установленных контрактом),
- по 2 этапу на 28 дней, (из 277 дней общего фактического выполнения - 161 день просрочки заказчиком обязательств, 16 дней фактического выполнения обязательств подрядчиком из 144 дней, установленных контрактом),
- по 3 этап на 80 дней (из 277 дней общего фактического выполнения - 161 день просрочки заказчиком обязательств, 16 дней фактического выполнения обязательств подрядчиком из 196 дней, установленных контрактом).
Согласно пункту 1 статьи 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника; суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки самого кредитора.
Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (пункт 1 стать 406 ГК РФ).
Как усматривается из материалов дела, несвоевременное предоставление заказчиком решения о подготовке документации по планировке территории и проекта межевания территории привело к нарушению срока окончания работ подрядчиком.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон, обоснованно пришел к выводу, что по первому этапу просрочка заказчика составила 109 дней в связи с поздним предоставлением технических условий по электроснабжению. В этот период уже входит просрочка заказчика на выдачу решения проекта планировки. По второму и третьему этапам также имеются нарушения заказчика по выдаче технических условий на энергоснабжение по 27 дней по каждому этапу.
По расчету суда первой инстанции, с учетом просрочки предоставления документации заказчиком и применения положений ст. 193 ГК Российской Федерации, пеню следует начислять по первому этапу с 29.03.2022 по 22.04.2022, что составит в размере 53 255,72 руб.; по второму этапу - с 11.01.2022 по 22.04.2022, что составит в размере 227 327,70 руб., по третьему этапу - с 01.03.2022 по 22.04.2022, что составит 116 762,62 руб. В связи с чем, сумма пени по всем этапам составляет - 397 346,04 руб.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доказательства и пояснения сторон, апелляционный суд приходит к выводу, что ответчик действительно нарушил срок выполнения работ, но в связи с невыполнением самим истцом обязательств по передаче необходимой и предусмотренной муниципальным контрактом документации.
При этом, ссылка истца на неприостановление ответчиком работ в порядке ст. 719 ГК РФ не принимается, поскольку сам факт отсутствия приостановления работ со стороны подрядчика не свидетельствует об отсутствии просрочки исполнения своих обязательств заказчиком.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 N 5467/14, продолжение работ подрядчиком при наличии оснований для их приостановления на основании статьи 719 ГК РФ само по себе не исключает возможности применения судом положений статьи 404 ГК РФ для определения размера ответственности при наличии вины кредитора.
Вместе с тем, суд первой инстанции, разрешая вопрос о возможности взыскания неустойки, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783", вступившим в силу 12.03.2022, из названия, преамбулы и текста Правил N 783 исключены слова "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах".
Согласно пункту 2 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 3 Правил установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случаях и порядке:
а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" данного пункта;
б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик осуществляет списание 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до 01.01.2021, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" данного пункта;
в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 5 Правил при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является:
а) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015, 2016 или 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом;
б) в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 3 Правил, в дополнение к документам, указанным в подпункте "а" данного пункта, - информация администратора доходов бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика, автономного учреждения или юридического лица (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с частью 4 или юридического лица в случаях осуществления им закупок в соответствии с частями 4 (1) и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ;
в) в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 3 Правил, - исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
Подрядчик выполнил обязательства по контракту 22.04.022 на общую сумму 11 580 000 рублей, данный факт сторонами не оспаривается.
Пункт 11 Правил N 783 устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 данных Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на 2 основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам (определение Верховного Суда Российской Федерации по делу от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Поскольку обязанности по контракту исполнены, а размер неустойки не превышает 5% от цены контракта, у суда первой инстанции имелись основания для вывода о необходимости списания начисленной неустойки в соответствии с вышеприведенными требованиями Правил.
Подобный правовой подход соответствует закону и сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561).
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
На момент рассмотрения спора в суде первой инстанции соответствующие изменения в Правила N 783 в части списания неустоек вступили в силу и подлежали применению при рассмотрении спора.
Аналогичная правовая позиция о списании неустойки приведена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.02.2023 по делу N А32-20258/2022, от 27.12.2022 по делу N А53-22631/2022, от 07.12.2022 по делу N А53-15996/2022, от 07.11.2022 по делу N А53-12705/2022.
При таких обстоятельствах, у апелляционного суда отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы истца и отмены решения суда первой инстанции.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.03.2023 по делу N А53-41198/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-41198/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА ТАГАНРОГА
Ответчик: ООО "СТРОЙПРОЕКТ"