г. Самара |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А65-20673/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Котельникова А.Г., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андрееевой С.С.,
с участием:
от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - Гузаеров Р.Г., представитель по доверенности от 03.02.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2023 года в зале N 3 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Автозаводский" (правопреемник Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания Автозаводский") на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 октября 2022 года по делу N А65-20673/2022 (судья Хасаншин И.А.),
по иску Некоммерческой организации "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства РТ", г.Казань (ОГРН 1131600004337, ИНН 1655258891) к Муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания Автозаводский", г.Набережные Челны (ОГРН 1151650003152, ИНН 1650302900) о взыскании 12 184 363 руб. 69 коп. долга, 1 228 825 руб. 62 коп. процентов, с последующим их начислением начиная с 1.10.2022 по день фактического исполнения обязательств,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства РТ" (далее - истец, Фонд ЖКХ РТ), обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания Автозаводский" (далее - ответчик, Управляющая организация), о взыскании 12 184 363 руб. 69 коп. долга, 1 228 825 руб. 62 коп. процентов, с последующим их начислением начиная с 1.10.2022 по день фактического исполнения обязательств.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 октября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2022 г. по делу N А65-20673/2022.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2023 года рассмотрение апелляционной жалобы отложено в связи с необходимостью ответчику представить сведения за спорный период в отношении размера денежных средств перечисленных собственниками МКД в адрес АО "Татэнергосбыт" и размера денежных средств перечисленных АО "Татэнергосбыт" истцу, с подтверждением первичными документами.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 в связи с отпуском судьи Деминой Е.Г. в судебном составе произведена замена судьи Деминой Е.Г. на судью Котельникова А.Г. в связи с чем рассмотрение настоящего дела начато сначала.
От представителя ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела контррасчета, письменных пояснений с расчетом и правовым основанием, доказательства направления в адрес истца не представлено.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 рассмотрение апелляционной жалобы отложено.
16.02.2023 от ответчика поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых ответчик указывает, что заявленная ко взысканию с ответчика сумма, составляет неуплаченные собственниками помещений взносы на капитальный ремонт. Однако, поскольку как в законе, так и в договоре отсутствует обязательство Компании уплачивать взносы на капитальный ремонт вместо собственников помещений, не исполнивших возложенную на них законом обязанность, иск о взыскании таких сумм с управляющей компании является необоснованным.
При отсутствии встречного предоставления со стороны истца и связанного с ним денежного обязательства ответчика у суда не имелось оснований для применения гражданско-правовой ответственности по статье 395 ГК РФ.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2022 по делу N А65-20673/2022 без изменения, а апелляционную жалобу МУП "УК АВТОЗАВОДСКИЙ" без удовлетворения поскольку судом было установлено, что перечисление ответчиком взносов на капитальный ремонт в пользу регионального оператора в полном объеме не произведено. Истец, заявляя исковые требования, исходит из наличия задолженности по взносам на капитальный ремонт, рассчитанной исходя из общей площади спорного МКД (согласно договору), размеров взносов на капитальный ремонт, установленных соответствующими постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан, за период с июля 2015 года по март 2022 года. Ответчиком расчет задолженности ни в досудебном порядке, ни после обращения истца в суд, оспорен не был.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, МУП "УК Автозаводский" осуществляет управление многоквартирными домами (далее - МКД), расположенными в г.Набережные Челны по ул.40 лет Победы:
МКД 1 - МКД 7, МКД10 - МКД12, МКД14, МКД15, МКД19 - МКД22 с 01.04.2016, МКД 8, МКД9, МКД18 с 01.10.2016,
МКД16 - с 01.08.2017,
МКД17 - с 01.07.2015.
Многоквартирные дома (далее - МКД) в г.Набережные Челны N 1 (МКД1), N 10 (МКД2), N 12 (МКД3), N 14 (МКД4), N 4 (МКД5), N 6 (МКД6), N 8 (МКД7) по б-ру Автомобилестроителей, N 36 корп.В по пр. им. Вахитова (МКД 8), N 140Б (МКД9), N 142 (МКД10), N 144 (МКД11), N 148 (МКД12), N 152 (МКД13), N 158 (МКД 14), N 166 (МКД15) по пр.Московский, N 85 по пр.Сююмбике (МКД16), N 114/35 по пр.Чулман (МКД17), N 45а (МКД18), N 63 (МКД19), N 65 (МКД20), N 69 (МКД21), N 71 (МКД22) по ул.40 лет Победы включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146, опубликованную 04.03.2014 (далее - постановление N 1146, Региональная программа).
Фонд ЖКХ РТ создан в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, Законом Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - Закон N 52-ЗРТ), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2013 N 394 "О создании некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" и осуществляет в Республике Татарстан функции регионального оператора. Учредителем Фонда ЖКХ РТ выступает Кабинет Министров Республики Татарстан.
Во исполнение законодательства между Фондом ЖКХ РТ и ответчиком заключен договор о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах от 08.12.2015 N 456 (далее - договор) (л.д.18).
В соответствии с условиями договора от 08.12.2015 N 456 ответчик обязался обеспечивать ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным, поступление на счет Фонда ЖКХ РТ взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах г.Казани, указанных в Приложении N 1 к договору с дополнительными соглашениями, на уровне не ниже установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан размера минимального взноса на капитальный ремонт (п.3.2.3 договора), формировать платежные документы и производить ежемесячно начисление платежей собственникам помещений в многоквартирных домах по взносам на капитальный ремонт общего имущества (п.3.2.2 договора).
Согласно п.3.2.4., 3.2.5. договора от 08.12.2015 N 456 ответчик обязался принимать меры по недопущению образования задолженности собственников помещений по уплате взносов на капитальный ремонт. Осуществлять взыскание задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и представлять информацию о проделанной работе в Фонд ЖКХ РТ.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком допущена просрочка в исполнении обязательств по договору от 08.12.2015 N 456, на момент предъявления иска в суд долг ответчика составляет 12 184 363 руб. 69 коп., что явилось основанием для обращения в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском о взыскании 12 184 363 руб. 69 коп. долга, а также 1 228 825 руб. 62 коп. процентов, с последующим их начислением начиная с 1.10.2022 по день фактического исполнения обязательств.
В соответствии с редакцией ч. 4 ст. 2 Закона РТ от 25.06.2013 N 52-ЗРТ, действовавшей в спорные периоды, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
Многоквартирные дома (далее - МКД) в г.Набережные Челны N 1 (МКД1), N 10 (МКД2), N 12 (МКД3), N 14 (МКД4), N 4 (МКД5), N 6 (МКД6), N 8 (МКД7) по б-ру Автомобилестроителей, N 36 корп.В по пр. им. Вахитова (МКД 8), N 140Б (МКД9), N 142 (МКД10), N 144 (МКД11), N 148 (МКД12), N 152 (МКД13), N 158 (МКД 14), N 166 (МКД15) по пр.Московский, N 85 по пр.Сююмбике (МКД16), N 114/35 по пр.Чулман (МКД17), N 45а (МКД18), N 63 (МКД19), N 65 (МКД20), N 69 (МКД21), N 71 (МКД22) по ул.40 лет Победы были включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146, опубликованную 04.03.2014. Соответственно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в МКД 1 - МКД 22 возникла с июня 2014.
Истец пояснил, что МУП "УК Автозаводский" управляет МКД 1 - МКД 7, МКД10 - МКД12, МКД14, МКД15, МКД19 - МКД22 с 01.04.2016, в связи с чем, расчет задолженности по МКД 1 - МКД 7, МКД10 - МКД12, МКД14, МКД15, МКД19 - МКД22 произведен с апреля 2016 года.
МКД 8, МКД9, МКД18 МУП "УК Автозаводский" управляет с 01.10.2016, в связи с чем, расчет задолженности по МКД 8, МКД9, МКД 18 произведен с октября 2016 года.
МКД16 МУП "УК Автозаводский" управляет с 01.08.2017, в связи с чем, расчет задолженности по МКД16 произведен с августа 2017 года.
МКД17 МУП "УК Автозаводский" управляет с 01.07.2015, в связи с чем, расчет задолженности по МКД17 произведен с июля 2015 года.
В соответствии с п.4 ст.2 Закона РТ 52-ЗРТ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме N 11А по бульвару Цветочный (МКД23) по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ от 02.09.2016 N 612, опубликованном на официальном портале правовой информации РТ 13.09.2016, МКД23 включен в Региональную программу. Соответственно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в МКД23 возникла с декабря 2016 года.
В соответствии с п.4.1. ст.2 Закона РТ 52-ЗРТ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирных домах N 54 лит.А (МКД24), N 54 лит.В (МКД25) по пр. им.Вахитова, N 74 лит.А по пр. Сююмбике (МКД26), введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при ее актуализации, возникает по истечении пяти календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включены эти многоквартирные дома.
Согласно Постановлению Кабинета Министров РТ от 02.09.2016 N 612 МКД24 - МКД26 включены в Региональную программу, соответственно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений МКД24 - МКД26 возникла с марта 2017 года.
В соответствии с п. 4.1 ст. 2 Закона 52-ЗРТ (в редакции, действовавшей до 14.05.2018) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирных домах N 54 лит.Б (МКД27), N 54 лит.Г (МКД28) по пр. им. Вахитова, N 6 по ул.Аделя Кутуя (МКД29), введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при ее актуализации, возникает по истечении пяти календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включены эти многоквартирные дома.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 21.03.2017 N 161, опубликованным на официальном портале правовой информации РТ 10.08.2017, МКД27, МКД28, МКД29 включены в Региональную программу, таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников МКД27, МКД28, МКД29 с февраля 2018 года.
В соответствии со ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлены следующие способы формирования фонда капитального ремонта: на специальном счете или на счете регионального оператора.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны РТ от 18.04.2014 N 2316 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города" определен способ формирования фонда капитального ремонта в отношении МКД2, МКД4, МКД5, МКД6, МКД7, МКД8, МКД9, МВД 10, МКД11, МВД12, МВД13, МВД14, МВД15, МВД18, МКД20, МКД21, МКД22 на счете регионального оператора.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны РТ от 19.01.2017 N 181 "О внесении изменений в приложение к постановлению исполнительного комитета от 18.04.2014 N 2316 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города"" определен способ формирования фонда капитального ремонта в отношении МВД24 - МКД27 на счете регионального оператора.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны РТ от 05.12.2017 N 7542 "О внесении изменений в приложение к постановлению исполнительного комитета от 18.04.2014 N 2316 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города"" определен способ формирования фонда капитального ремонта в отношении МКД28, МКД29 на счете регионального оператора.
Протоколами общего собрания собственников помещений по вопросу формирования фонда капитального ремонта от 28.03.2014, от 01.04.2015, от 04.04.2014, от 10.04.2014 по МКД16, МКД23, МКД1, МКД19, МКД17 определен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Согласно Закону РТ N 52-ЗРТ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме.
Перечисление взносов осуществляется на счет регионального оператора, указанный в платежном документе.
Как указал истец, на момент предъявления иска в суд, взносы на капитальный ремонт по МКД1 - МКД29 на счет регионального оператора поступили не в полном объеме.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 29.06.2013 N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан в период с 2014 по 2016 год включительно в размере 5 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц, с 2017 по 2019 год включительно в размере 5,85 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц, с 2020 по 30 июня 2021 года - 6,11 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц, с 01 июля 2021 года - 6,38 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц.
Истцом представлен подробный расчет задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт по домам, находящимся в управлении ответчика, начиная с июля 2015 года по март 2022 включительно, с указанием поступившей от ответчика в указанный период суммы, а также суммы начислений, исходя из установленных нормативов.
Согласно расчету истца, сумма задолженности ответчика по перечислению взносов на счет регионального оператора по договору с учетом поступивших оплат составляет 12 184 363,69 руб. за период с июля 2015 г. по март 2022 г. Расчет произведен исходя из общей площади помещений, указанных в договоре и размеров взносов на капитальный ремонт, установленных Постановлениями Кабинета Министров РТ.
Истцом указано, что в адрес ответчика направлялась претензия от 26.05.2022 N 611-ф с требованием о перечислении задолженности по взносам на капитальный ремонт на счет Фонда ЖКХ Республики Татарстан, однако, требования, указанные в претензии, выполнены не были.
Установив, что наличие и размер долга подтверждены документально, тогда как ответчиком представленный расчет задолженности ни в досудебном порядке, ни после обращения истца в суд, оспорен не был, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 309-310, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
В силу статьи 395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
В соответствии с представленным расчетом сумма процентов за пользование чужими средствами по МКД1 - МКД29 за период с 31 августа 2015 по 31 марта 2022 составила 1 228 825,62 руб. Из расчета задолженности по процентам за пользование денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ истец правомерно исключил период действия моратория на начисление процентов (с 06.04.2020 г. по 01.01.2021 г. включительно), введенный Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также мораторий, введенный Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" на начисление процентов за пользование денежными средствами в соответствии со ст.395 ГК РФ в период с 01.04.2022 по 01.10.2022 включительно.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Между тем, при принятии обжалуемого решения, судом первой инстанции не учтено следующее.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.07.2022 N 30-П "По делу о проверке конституционности части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 7.1 Закона Смоленской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области" в связи с жалобой гражданина М.А. Стрельцова" (далее - Конституционный Суд, постановление N 30-П), в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания имущества, ему принадлежащего (статья 210 ГК РФ), Жилищный кодекс устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность нести расходы на их содержание и участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 158).
В силу части 3 статьи 158 Жилищного кодекса обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В пункте 3 постановления N 30-П Конституционный Суд указал, что собственники помещений - в силу таких объективных причин, как их многочисленность, сложность и разнообразие объектов, относящихся к общему имуществу, высокая стоимость капитального ремонта и связанная с этим затруднительность одномоментного сбора средств на его проведение, невозможность его проведения исключительно силами собственников, - несут расходы на капитальный ремонт в соответствии с установленным жилищным законодательством специальным регулированием.
Так, в Жилищном кодексе установлены основные правила организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядок его финансирования (раздел IX, глава 15), в том числе способы и источники формирования фонда капитального ремонта за счет обязательных взносов собственников помещений, которые могут принять решение о формировании фонда на специальном счете либо на счете регионального оператора, создаваемого на основании нормативного акта субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 158, пункт 3 части 1 статьи 167, часть 1 статьи 169, части 1 и 3 статьи 170).
Судом установлено, что фонд капитального ремонта общего имущества в спорных МКД формируется за счет обязательных взносов собственников помещений на счете регионального оператора.
Собственники помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (за исключением ряда случаев) в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса). Согласно части 3 статьи 169 данного Кодекса обязанность по уплате взносов возникает у собственников помещений по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации и составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 его статьи 170.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного Жилищным кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса). В силу пункта 1 части 2 статьи 181 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 данного Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171 Жилищного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса).
Согласно части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Частью 2 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - Закон N 52-ЗРТ) предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники жилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Перечисление взносов на капитальный ремонт осуществляется на счет регионального оператора, указанный в платежных документах.
Из материалов дела, объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, в том числе взносов на капитальный ремонт, в спорных МКД является АО "Татэнергосбыт" на основании договора, заключенного с ответчиком.
Оформленные платежные документы АО "Татэнергосбыт" передает ответчику, который обязан передать их собственникам помещений.
В свою очередь собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на счет АО "Татэнергосбыт", аккумулирующего денежные средства собственников и в дальнейшем перечисляющего их истцу.
Денежные средства собственников помещений в МКД на счет ответчика не поступают.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела агентским договором N 219/Д131/71А от 01.04.2019 г.
Из представленных в материалы дела сторонами расчетов усматривается, лицами, участвующими в деле подтверждается, что сумма поступившей оплаты составила 128112313 руб. 18 коп.
Разногласий в части размера указанной суммы у сторон не имеется.
Заявленная ко взысканию с ответчика сумма, составляет неуплаченные собственниками помещений взносы на капитальный ремонт.
Размер данного требования был исчислен Фондом расчетным путем исходя из площади общего имущества всех МКД, управление которыми осуществляет ответчик, и минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан установленных соответствующими постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан, за период с июля 2015 года по март 2022 года, за вычетом перечисленных Фонду АО "Татэнергосбыт" текущих платежей, уплаченных собственниками помещений.
Между тем, поскольку как в законе, так и в договоре отсутствует обязательство Компании уплачивать взносы на капитальный ремонт вместо собственников помещений, не исполнивших возложенную на них законом обязанность, иск о взыскании таких сумм с управляющей компании является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2023 г. по делу N А65-18602/2021.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.08.2015 г. по 31.03.2022 г. в размере 1 228 825 руб. 62 коп. в соответствии с положениями статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, с последующим их начислением начиная с 01.10.2022 г. по день фактического исполнения обязательств.
Поскольку в удовлетворении основного искового требования о взыскании долга судом отказано, производное от основного требования требование истца в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на заявленную сумму долга, также удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ в связи с неприменением закона, подлежащего применению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с истца в пользу ответчика подлежит взысканию 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 октября 2022 года по делу N А65-20673/2022 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Некоммерческой организации "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства РТ" отказать.
Взыскать с Некоммерческой организации "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства РТ", г.Казань (ОГРН 1131600004337, ИНН 1655258891) в пользу общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Автозаводский" (правопреемник Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания Автозаводский") 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
А.Г. Котельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20673/2022
Истец: Некоммерческая организация "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства РТ", г.Казань
Ответчик: МУП "Управляющая компания Автозаводский", г.Набережные Челны
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд