г. Москва |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А40-238532/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2023 по делу N А40-238532/22
по заявлению ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
третье лицо - ООО "АЗК СТРОЙ ГРУПП"
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: |
Галанова Т.А. по доверенности от 01.12.2021, Поливода А.А. по доверенности от 28.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
Зарипова Л.М. по доверенности от 15.05.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФГАОУ ВО РНИМУ ИМ. Н.И. ПИРОГОВА МИНЗДРАВА РОССИИ (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) от 08.08.2022 г. по делу N 077/07/00-11147/2022.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2023 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны поддержали свои доводы и возражения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, заслушав мнения сторон, исследовав доводы жалобы, полагает обжалуемый судебный акт Арбитражного суда города Москвы не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, рассмотрев жалобу ООО "АЗК Строй Групп" (далее - Заявитель) на действия ФГАОУ ВО "РНИМУ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией, систем дымоудаления и внутреннего пожарного водопровода для нужд РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России в 2022-2023 г.г. (реестровый N 32211521083) (далее - Закупка), выразившиеся в неправомерном отклонении заявки участника от дальнейшего участия в аукционе за несоответствие участника требованиям, установленным к нему, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган признал жалобу ООО "АЗК Строй Групп" на действия аукционной комиссии РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова обоснованной, а также установил, что в действиях аукционной комиссии Заказчика содержится нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Не согласившись с выводами заинтересованного лица, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее -Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Подпунктом 1 пункта 2.2 Информационной карты установлены обязательные требования, предъявляемые к участникам закупки, в соответствии с которым в том числе:
1) участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки, а именно: Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе:
-монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств
пожаротушения;
-монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте реестров лицензий МЧС России в области пожарной безопасности
(https://digital.mchs.gov.ru/fgpn/license?search=l 147746787759) установил, что ООО "ХОРС" лицензирующим органом - ГУ МЧС России по г. Москве 16.07.2015 выдана лицензия: номер реестровой записи лицензии: 77-06-2015-002915 (Л014-00101-77/00089590), статус действующая.
Согласно Выписке из реестра лицензий с вышеуказанного сайта, у ООО "ХОРС" следующие виды работ:
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и вакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение усконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств
пожаротушения;
Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов.
Согласно пункту 21 Постановления Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается лицензирующим органом, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных. Актуальная информация из реестра лицензий должна отображаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме реального времени либо должна быть отображена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 5 минут с момента внесения изменений в реестр лицензий.
Таким образом, ввиду того, что сведения реестра являются официальным источником информации, что закреплено законодательно, у административного органа отсутствовали правовые основания сомневаться с достоверности информации, содержавшейся в общедоступной информации из реестра лицензий, размещенной на сайте МЧС России.
При этом согласно части 9 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) при намерении лицензиата внести изменения в предусмотренный реестром лицензий перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять работы, оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, но не
предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг.
Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании
конкретного вида деятельности.
В силу пункта 14 статьи 18 Закона о лицензировании, в течение трех рабочих дней со дня представления лицензиатом надлежащим образом оформленного заявления о внесении изменений в реестр лицензий и в полном объеме прилагаемых к нему документов в соответствии с частями 12 и 12.1 настоящей статьи уполномоченное должностное лицо лицензирующего органа принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 3, 7 и (или) 9 настоящей статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата. В случае непредставления лицензиатом в тридцатидневный срок с момента получения уведомления, указанного в частях 12 и 12.1 настоящей статьи, надлежащим образом оформленного заявления о внесении изменений в реестр лицензий и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о внесении изменений в реестр лицензий подлежит возврату лицензиату.
Таким образом, у лицензирующего органа есть 3 рабочих дня для рассмотрения заявления о переоформлении лицензии.
Следовательно, доводы Заказчика о том. что на момент проведения проверки сведений (19.07.2022) у ООО "ХОРС" отсутствовал необходимый вид работ, а Заявителем представлена выписка из реестра лицензий с имеющимся необходимым видом работ (21.07.2022), что по мнению Заказчика свидетельствует о том, что за 2 рабочих дня общество переоформило лицензию, необоснован.
Доводы заявителя о том, что ООО "ХОРС" не соответствует обязательным требованиям, установленным к участнику в связи с отсутствием в составе выписки из реестра лицензий вида работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения, не находят своего подтверждения и опровергается фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В силу с части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Подпунктом 1 пункта 2.2 Информационной карты установлены обязательные требования, предъявляемые к участникам закупки, в соответствии с которым в том числе:
1) участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки, а именно: Наличие 2023-171 действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому
и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе:
-монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств
пожаротушения;
-монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
При этом в силу этого же пункта, в случае если несколько юридических лиц, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, требования, установленные заказчиком к участникам закупки, предъявляются к каждому из указанных лиц в отдельности.
Обществом в составе заявки представлено Соглашение о коллективном участии в закупке N 2 от 13.07.2022, заключенное между ООО "АЗК Строй Групп" и ООО "ХОРС", согласно которому лидером коллективной заявки является - ООО "АЗК Строй Групп".
Указанное Соглашение, в котором Стороны распределили обязанности было заключено ООО "АЗК Строй Групп" и ООО "ХОРС" с целью участия в конкретной Закупке.
Так, в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Соглашению о коллективном участии в закупке N 2 от 13.07.22, Стороны распределили, что работы, связанные с лицензированием на монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных систем пожаротушения выполняет Общество с ограниченной ответственностью "ХОРС". Все остальные работы выполняет ООО "АЗК Строй Групп".
В силу части 5 статьи 3 Закона о закупках. Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Также, по условиям аукционной документации Заказчика Участник закупки -любое юридическое лицо (физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель) или несколько выступающих на стороне одного участника закупки юридических лиц (физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в документации.
В соответствии с пунктом 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими
юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями,
объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц в совокупности.
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав.
В связи с изложенным, требование, изложенное в подпункте 1 пункта 2.2 Информационной карты о том, что в случае если несколько юридических лиц. физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, требования, установленные заказчиком к участникам закупки, предъявляются к каждому из указанных лиц в отдельности, неправомерно и противоречит требованиям законодательства.
При таких данных выводы антимонопольного органа обоснованны и соответствуют представленным в дело доказательствам.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, которые основываются на всестороннем исследовании и оценке имеющиеся в материалах дела доказательствах.
Оснований, предусмотренных статьей 13 ГК РФ, статьями 198, 201 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта недействительным в настоящем деле не установлено.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.02.2023 по делу N А40-238532/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-238532/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "АЗК СТРОЙ ГРУПП"