31 мая 2023 г. |
Дело N А84-5437/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю - Пастухова Э.В.,
представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя "Городская больница N 4" - Чумаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 ноября 2022 года и дополнительное решение Арбитражного суда города Севастополя от 14 марта 2023 года по делу N А84-5437/2022 по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя "Городская больница N 4" о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
УФНС по г. Севастополю обратилось в суд первой инстанции с заявлением (с учетом уточнений) о взыскании с ГБУЗС "Городская больница N 4" задолженности за январь-март 2022 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии, на обязательное медицинское страхование работающего населения, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и пени по ним по состоянию на 10.05.2022.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2022 требования удовлетворены частично, с ГБУЗС "Городская больница N 4" полностью взыскана задолженность за январь-март 2022 года по страховым взносам (на ОПС в суммах 1.928.416,52 руб., 4.148.151,45 руб., 4.603.879,95 руб., на ОМС - 428.077,03 руб., 961.616,87 руб., 1.067.262,99 руб., на ВНМ - 259.728,56 руб., 546.801,90 руб., 606 875,11 руб.) и частично взысканы пени по страховым взносам (на ОПС - 119 610,53 руб., 44 246,95 руб., 61 998,92 руб., на ОМС - 27 727,91 руб., 10 257,25 руб., 14 372,47 руб., на ВНМ - 15 766,85 руб., 5 832,56 руб., 14 372,47 руб.). С ГБУЗС "Городская больница N 4" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2.000 руб.
Дополнительным решением суда первой инстанции от 14.03.2023 отказано в удовлетворении требований о взыскании пени за период с 01.04.2022 по 10.05.2022 по ОПС, ОМС и ВНМ за отчетные периоды январь-февраль 2022 года.
Судебные акты мотивированы тем, что Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 после 31.03.2022 введен мораторий на взыскание пени; наличие задолженности по страховым взносам плательщик не оспаривает и это подтверждено письменными доказательствами.
УФНС поданы апелляционные жалобы на основное и дополнительное решения суда первой инстанции, в которых налоговый орган просит изменить основное решение и отменить дополнительное решение и заявленные требования удовлетворить полностью по тем основаниям, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права.
Отзывов на апелляционные жалобы не поступило.
В судебном заседании представитель УФНС поддержал доводы апелляционных жалоб; представитель ГБУЗС "Городская больница N 4" возражала против этих доводов, так как с введением моратория начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов недопустимо.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции, истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
22.04.2022 ГБУЗС "Городская больница N 4" подало в 9200 налоговый орган расчет по страховым взносам за 1 квартал 2022 года, которым задекларированы обязательства по страховым взносам.
Полностью задекларированную сумму обязательства ГБУЗС "Городская больница N 4" не уплатило, в связи с чем 11.05.2022 УФНС направлено ГБУЗС "Городская больница N 4" требование N106600 о недоимке и пени, срок уплаты по которому истек 03.06.2022.
Из письменных доказательств следует, что по данным налогового органа задолженность по страховым взносам и пени составила:
1) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года):
- за январь 2022 года в размере 1.928.416,52 руб., пени за период с 16.02.2022 по 10.05.2022 в размере 228.150,60 руб.;
- за февраль 2022 года взносы - 4.148.151,45 руб., пени с 16.03.2022 по 10.05.2022 - 139.516,16 руб.;
- за март 2022 года взносы - 4.603.879,95 руб., пени за период с 16.04.2022 по 10.05.2022 - 61.998,92 руб.;
2) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года:
- за январь 2022 года в размере 428.077,03 руб., пени за период с 16.02.2022 по 10.05.2022 - 52.076,29 руб.;
за февраль 2022 года - 961.616,87 руб., пени за период с 16.03.2022 по 10.05.2022 - 32.342,38 руб.;
- за март 2022 года - 1.067.262,99 руб., пени за период с 16.04.2022 по 10.05.2022 14.372,47 руб.;
3) по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года):
за январь 2022 года в размере 259.728,56 руб., пени за период с 16.02.2022 по 10.05.2022 - 29.213,24 руб.;
- за февраль 2022 года - 546.801,90 руб., пени за период с 16.03.2022 по 10.05.2022 - 18.390,77 руб.;
- за март 2022 года - 606.875,11 руб., пени за период с 16.04.2022 по 10.05.2022 - 8.172,59 руб.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца обязаны производить исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно; сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 28-го числа следующего календарного месяца.
Пункты 1, 4 статьи 75 НК РФ предусматривают, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 (в ред. от 13.07.2022) "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Согласно данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснениям:
- целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам (пункт 1 Постановления Пленума);
- мораторий вводится со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации не установлено иное (пункт 3 Постановления Пленума);
- предусмотренные мораторием мероприятия предоставляют лицам, на которых он распространяется, преимущества (в частности, освобождение от уплаты неустойки и иных финансовых санкций) (пункт 4 Постановления Пленума);
- в период действия моратория пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ) не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (пункт 7 Постановления Пленума).
Как установлено налоговым органом пени начислены на обязательства по уплате страховых взносов за январь-февраль 2022 года, возникших до введения с 01.04.2022 моратория. А потому судом первой инстанции обосновано и в соответствии с требованиями законодательства отказано во взыскании с плательщика страховых взносов пени за период с 01.04.2022 по 10.05.2022 по обязательствам за январь-февраль 2022 года.
Доводы налогового органа о неправильном применении моратория к ГБУЗС "Городская больница N 4" являются не состоятельными исходя из следующего.
Действительно, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (в ред. от 28.12.2022) "О несостоятельности (банкротстве)", пунктом 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) учреждение (каковым является ГБУЗС "Городская больница N 4") не может быть признано по решению суда несостоятельным (банкротом), а потому на него не распространяется действие Закона N 127-ФЗ.
Однако пункт 2 Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 предусматривает специальный круг лиц, к которым не применяется введенный мораторий, к ним относятся:
а) являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления;
б) включенных по мотивированному предложению руководителя федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующее лицо, или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано или на территории которого осуществляет деятельность соответствующее лицо, в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень лиц, на которых не распространяется действие моратория, деятельность которых регулируется Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" и (или) Федеральным законом "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", а также положениями, предусмотренными Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и (или) Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", касающимися лиц, выполняющих функции иностранных агентов, либо которые являются аффилированными лицами указанных лиц.
ГБУЗС "Городская больница N 4" не является таким лицом, а потому к нему применяется мораторий.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение и дополнительное решение суда первой инстанции приняты без нарушений норм материального права, иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебных актов не установлено; апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 ноября 2022 года и дополнительное решение Арбитражного суда города Севастополя от 14 марта 2023 года по делу N А84-5437/2022 оставить без изменения.
Апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5437/2022
Истец: Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю
Третье лицо: ГБУЗ Севастополя "Городская больница N4"
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4391/2023
31.05.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-5957/2022
14.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-5437/2022
15.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-5437/2022