г. Санкт-Петербург |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А56-127014/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10108/2023) общества с ограниченной ответственностью "Альянс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2023 по делу N А56-127014/2022, принятое
по иску Некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
к обществу с ограниченной ответственностью "Альянс"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 48 780,55 рублей задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с ноября 2014 г. по июль 2022 г. по квартире 15, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 3, лит. А.
В соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2023 с ответчика в пользу истца взыскано 31 243,55 рубля задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт собственника квартиры 15, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 3, лит. А, за период с 01.09.2019 по 31.07.2022, 1 281 рубль расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать, поскольку все квартиры и нежилые помещения принадлежат на праве собственности ООО "Альянс", которое с КГИОП заключило охранное обязательство по сохранению всего здания. Возложение дополнительных расходов на капитальный ремонт неправомерно.
В случае признания иска по праву ответчик просит учесть срок исковой давности за период до декабря 2019 года.
В отзыве истец просит решение оставить без изменения, указывая на то, что все доводы были предметом исследования в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, не оспаривается сторонами, Фонд создан Правительством Санкт-Петербурга на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N 765 "О создании некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", во исполнение норм Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 690-120).
Наличие задолженности ООО "Альянс" по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД послужило основанием для обращения в суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции требования удовлетворил частично, применив срок исковой давности по заявлению ответчика.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по доводам стороны.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данной нормой. Принадлежность всех помещений в доме одному собственнику не предусмотрена частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве основания для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений не позднее восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта (далее - РП).
РП утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 84 от 18.02.2014 и официально опубликована 21.02.2014. Следовательно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в РП при ее утверждении, с 01.11.2014.
Дом по адресу: Лейтенанта Шмидта наб., д.З литера А (далее - МКД 3) - является многоквартирным (выписка из ЕГРН, содержащая указание на соответствующее назначение объекта, приложена к возражениям Истца на отзыв Ответчика от 07.02.2023), включен в РП при ее утверждении под порядковым N 10510, в настоящий момент дому присвоен порядковый N 10589 (выдержка из РП приложена к возражениям от 07.02.2023).
РП предусматривает проведение капитального ремонта в МКД 3 в период с 2015 по 2026 гг.
Согласно части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях реализации РП, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта РФ обязаны утверждать краткосрочные планы реализации РП.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, Фонд осуществляет функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, одной из функций Фонда является финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета.
Согласно части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора
Таким образом, при внесении в краткосрочные планы реализации РП работ по МКД 3 Фонд будет обязан провести работы по капитальному ремонту общего имущества в данном доме независимо от исполнения или неисполнения Ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. В случае такого неисполнения финансирование работ будет осуществляться либо из бюджета, либо на возвратной основе за счет собственников помещений в других домах.
При этом РП в части включения в нее МКД 3 не оспорена ни Ответчиком, ни иным лицом. Распоряжение Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 07.10.2019 N 3965-р, согласно которому фонд капитального ремонта МКД 3 формируется на счете регионального оператора, также не оспорено.
Согласно ч. 5 ст. 181 ЖК РФ, проведение отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта при соблюдении определенных условий может служить основанием для частичного (путем проведения зачета) освобождения от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт на будущий период.
При этом, согласно вышеуказанной норме ЖК РФ, для проведения зачета необходима совокупность следующих условий:
1) выполненные работы предусмотрены региональной программой капитального ремонта;
2) оплата работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора;
3) в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное выполнение этих работ в установленный региональной программой капитального ремонта срок не требуется.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге", зачет указанных средств осуществляется путем перерасчета размера взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений.
Согласно вышеуказанным нормам Закона СПб N 690-120, подтверждением выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и внесения полной оплаты таких работ является акт приемки, оформленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 190 ЖК РФ, и документы, подтверждающие оплату подрядной организации.
Согласно частим 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом доме).
Таким образом, денежные средства, уплаченные Ответчиком в счет самостоятельного проведения капитального ремонта, при соблюдении вышеизложенных условий могут быть зачтены в счет уплаты взносов на капитальный ремонт в будущем.
Доводы Ответчика о непроведении Истцом работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД 3 в сроки, предусмотренные РП, не являются основанием для отказа во взыскании взносов на капитальный ремонт, поскольку в ЖК РФ соответствующее регулирование отсутствует. Обязанность по уплате взносов закреплена на законодательном уровне.
Доводы Ответчика о незаконности взыскания взносов на капитальный ремонт со ссылкой на непроведение работ не мотивированы.
Согласно пункта 4 статьи 1 Закона СПб N 690-120, краткосрочный план составляется на основе РП и утверждается Правительством Санкт-Петербурга сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока; краткосрочный план утверждается до начала первого финансового года периода, на который формируется краткосрочный план.
Согласно пункта 3.2.48 Положения о Жилищном комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 175, утверждение краткосрочных планов реализации региональной программы относится к полномочиям Жилищного комитета.
Таким образом, Фонд обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на основании утвержденных Жилищным комитетом краткосрочных планов реализации РП.
Из изложенного следует, что неутверждение Жилищным комитетом краткосрочных планов реализации РП для проведения работ по капитальному ремонту в сроки, предусмотренные РП или непроведение Истцом работ, включенных в утвержденные краткосрочные планы реализации РП, может являться основанием для заявления Ответчиком отдельных требований к соответствующим лицам, а не основанием для освобождения Ответчика от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Ссылка на то, что пропуск срока исковой давности за часть заявленного периода не учтена судом, подлежит отклонению.
Согласно пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Таким образом, срок исковой давности по требованиям об уплате взносов на капитальный ремонт начинает течь 11 числа месяца, следующего за месяцем, задолженность за который заявлена ко взысканию.
Также необходимо учитывать положения пунктом 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснения, содержащиеся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43, согласно которым срок исковой давности приостанавливается в случае соблюдения обязательного претензионного порядка урегулирования спора.
Согласно абзацу пятому пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18, по смыслу абзаца первого части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, споры о взыскании взносов на капитальный ремонт относятся к числу споров, которые могут быть переданы на рассмотрение арбитражного суда после принятия мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии.
В соответствии с пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.2013 N 99, датой подачи документов через систему "Мой арбитр" считается дата поступления документов в систему, которая определяется по дате, содержащейся в уведомлении о поступлении документов в систему.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57.
Согласно материалам дела, исковое заявление подано в суд 15.12.2022, также в материалы дела представлена досудебная претензия и документы о ее отправке.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43, по смыслу статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
12.10.2020 истец обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по взносам на капитальный ремонт, начисленным в отношении того же помещения, требования по которому предъявлены ко взысканию в рамках настоящего дела (дело N А56-89284/2020).
23.11.2020 судебный приказ был отменен.
Таким образом, срок исковой давности приостанавливал свое течение с 12.10.2020 по 23.11.2020 (43 календарных дня).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о том, что срок исковой давности может быть применен только к требованиям за период с 01.11.2014 по 31.08.2019 на сумму 17 537,00 рублей.
Требования истца за период с 01.09.2019 по 31.07.2022 на сумму 31 243,55 рублей правомерно удовлетворены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам об удовлетворении заявленных исковых требований, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2023 по делу N А56-127014/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-127014/2022
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД-РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ"
Ответчик: ООО "АЛЬЯНС"
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13300/2023
30.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10108/2023
14.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-127014/2022