г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А56-125856/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9417/2023) АО "ЛСР. Базовые материалы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2023 по делу N А56-125856/2022, принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к АО "ЛСР. Базовые материалы"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, далее - ОАО "РЖД", Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "ЛСР. Базовые материалы" (ОГРН: 1114703005273, далее - АО "ЛСР. Базовые материалы", Ответчик) о взыскании 38.491 руб.20 коп. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, 1.390 руб. 43 коп.. процентов за пользование чужими денежными средствами, проценты за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения, а также 2.000 руб. расходов по оплате государственной пошлины
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 22.02.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований иска.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и АО "ЛСР. Базовые материалы" (Владелец) заключен договор N 6ЭП/21/М от 27.08.2021 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - Договор), которым урегулированы отношения сторон, связанные с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом Владельца, примыкающего 1 маневровый район (ветка N 3) является продолжением прочего пути N ВЗ станции Кузнечное, 2 маневровый район: ветка N 1 является продолжением прочего пути N В1 станции Кузнечное, ветка N 4 является продолжением прочего пути N В4 станции кузнечное, 3 маневровый район (ветка N 2) является продолжением прочего пути N В2 станции Кузнечное.
В соответствии с параграфом 13 Договора Владелец, его грузоотправители, грузополучатели обязаны осуществлять операции по погрузке, выгрузке грузов с соблюдением установленных на железнодорожном пути необщего пользования следующих технологических сроков оборота вагонов: для одиночных вагонов - 3 часа, для 1-ого (ветка N 3) и 2-ого (ветки N 1, 4) маневровых районов на погрузку группы вагонов щебнем из 35 полувагонов (думпкаров, хопперов) - 6,6 часа, на погрузку группы вагонов щебнем из 20 платформ - 2,9 часа. При погрузке укрупненных групп и одиночных вагонов щебнем любой фракции устанавливается технологический срок: на погрузку 1 полувагона - 11,4 мин., по погрузку 1 платформы - 8,7 мин с учетом времени на маневровую работу, взвешивание, подготовку вагонов и приемосдаточные операции, на выгрузку группы вагонов из 24 думпкаров - 3,7 часа или 9 минут на 1 вагон. Для 3-его маневрового района (ветка N 2) на погрузку щебнем группы из 20 платформ -3,01 часа., на погрузку щебнем группы из 35 полувагонов (думпкаров, хопперов) - 6,09 часа. При погрузке укрупненных групп и одиночных вагонов щебнем любой фракции устанавливается технологический срок на погрузку 1 полувагона - 10,2 мин, на погрузку 1 платформы - 9 мин. с учетом времени на маневровую работу, взвешивание, подготовку вагонов и приемосдаточные операции.
В случае нарушения Владельцем технологических сроков оборота вагонов, установленных настоящим договором, влекущим невозможность подачи вагонов на железнодорожные выставочные пути. Перевозчик осуществляет задержку вагонов (их оставление от движения) на путях общего пользования промежуточных станций в пути следования до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для такой задержки.
Факт задержки удостоверяется актом общей формы ГУ-23ВЦ (ГУ023), составляемым в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов 3 А56-116791/2022 железнодорожным транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256) и внесение сведений, предусмотренных частью 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26).
В соответствии с пунктом 17.3 Договора Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава, независимо от принадлежности, в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров по ставкам таблицы N 1 раздела 2 приложения к приказу ФСТ от 29.04.2015 г. N 127-т/1, а в случае задержки вагонов, контейнеров, подвижного состава в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привета в случае задержки вагонов, контейнеров, подвижного состава в пути следования (в том числе на промежуточных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, - по ставкам таблицы N 2 раздела 2 приложения к приказу ФСТ от 29.04.2015 г. N 127-Т/1.
Основания задержки вагонов, подвижного состава в пути следования допускаются по основаниям; предусмотренным пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, настоящим договором.
9 января 2022 г. в 02 часа 14 минут на станции Капитолово Октябрьской железной дороги в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя - нарушение технологического срока оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, были задержаны следовавшие в адрес АО "ФГК" вагоны N N 64400948, 64557572, 62803960, 64376551, 52952163, 62430186, 61333753, 61588315, 63812903, 63805329, 62574546, 62811609, 61170262, 61173860, 61986170, 54750435, 61584678, 64332422, 62760350, 64335805, 62246400, 62802145, где находились до 21 часа 25 минут 12 января 2022 г., что подтверждается актами общей формы N 5 от 09.01.2022, N6 от 12.01.2022.
По факту задержки вагонов на путях общего пользования, прибытия вагонов по истечение срока доставки грузов и начисления платы за пользование инфраструктурой перевозчика на станции назначения 13.01.2022 г. составлены акты общей формы ГУ-23 N N 1/193, 1/195, 1/197, 1/198, 1/214, 1/225, 1/224, 1/222, 1/221, 1/219, 1/191, 1/220, 1/217, 1/215, 1/213, 1/189, 1/228, 1/226, 1/218, 1/227, 1/223, 1/216.
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов грузополучателем, владельцем подтверждается памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, актами общей формы.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами Ответчику на основании статьи 39 УЖТ РФ начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 38.491 руб.20 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора ОАО "РЖД" была направлена претензия N ИСХ-22/441 от 26 августа 2022 г., которая осталась без удовлетворения, что послужило для Истца основанием для обращения с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными по праву и по размеру, иск удовлетворил полностью.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы (часть 19 статьи 39 Устава).
Согласно пункту 35 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
Факт невыполнения Ответчиком технологических сроков оборота вагонов, установленных Договором, подтверждается актами общей формы, а также памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, ответчиком не оспорен. Отсутствие вины в невыполнении технологических сроков оборота вагонов ответчиком не доказано.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами, в совокупности и взаимосвязи подтверждена правомерность начисления истцом ответчику обусловленной статьей 39 УЖТ РФ платы, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания платы.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 1.390 руб. 43 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации начиная до момента фактического исполнения обязательства.
В силу статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет суммы процентов признан судом правильным.
В соответствии с пунктом 48 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 февраля 2023 года по делу N А56-125856/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-125856/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "ЛСР. БАЗОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ"