г. Москва |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А41-59607/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Можайского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.03.2023 по делу N А41-59607/22, принятое судьей Кулаковой И.А., по иску СНТСН "БОРОВИК" (ИНН 5028005311, ОГРН 1025003474077) к Администрации Можайского городского округа Московской области (ИНН 5028003963, ОГРН 1025003472097) третьи лица: КУИ Администрации Можайского городского округа Московской области, СНТ "ГЕВЕЯ" (ИНН 5028013094, ОГРН 1035005400077), СНТ "ЛЕСНЫЕ ДАЛИ" (ИНН 5028012492, ОГРН 1025003475507), СНТ "САДКО" (ИНН 5028013312, ОГРН 1035005403894), СНТ "ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА" (ИНН 5028013048, ОГРН 1025003474022), ТУ РОСИМУЩСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, о признании незаконным отказа, обязании,
УСТАНОВИЛ:
СНТСН "БОРОВИК" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Можайского городского округа Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ АДМИНИСТРАЦИИ МОЖАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, изложенный в письме от 28.07.22 N 132 исх-4175, в принятии имущества в муниципальную собственность;
- обязать АДМИНИСТРАЦИЮ МОЖАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу общего пользования местного значения, расположенную от автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Тетерино-Мышкино-Поречье" до границ СНТСН "БОРОВИК".
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.03.2023 по делу N А41-59607/22 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
24.05.2023 в материалы дела от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей КУИ Администрации Можайского городского округа Московской области, СНТ "ГЕВЕЯ", СНТ "ЛЕСНЫЕ ДАЛИ", СНТ "САДКО", СНТ "ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА", ТУ РОСИМУЩСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель Администрации Можайского городского округа Московской области поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель СНТСН "БОРОВИК" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, проезд к территории СНТСН "БОРОВИК" возможен по единственной подъездной дороге, существующей с момента образования товарищества.
Садоводческое товарищество "Боровик" было создано на основании решения Исполнительного комитета Ленинского районного совета народных депутатов гор. Москвы N 26/14 от 18.07.1979, в последующем реорганизовано в СНТСН "БОРОВИК".
Указанная дорога также используется для проезда к иным объектам - СНТ "ГЕВЕЯ", СНТ "ЛЕСНЫЕ ДАЛИ", СНТ "САДКО", СНТ "ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА", расположенным в лесной зоне Можайского городского округа Московской области.
Дорога с одной стороны примыкает к автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Тетерино-Мышкино-Поречье", с другой стороны - к границам СНТСН "БОРОВИК", протяженность дороги 5,7 км.
Решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 28.12.2012 N 528/2012-Р указанная дорога была включена в "Перечень автомобильных дорог общего пользования местного назначения, расположенных вне границ населенных пунктов в границах Можайского муниципального района Московской области, включаемых в состав муниципальной собственности Можайского муниципального района Московской области", утвержденный решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 16.07.2008 N 463/55.
Решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 28.09.2016 N 463/42 данная дорога из этого перечня исключена.
Как указывает заявитель, дорога стала бесхозяйной и практически непригодной для проезда автомобилей.
Согласно ответу Комитета лесного хозяйства Московской области от 20.07.2018 N ТГ-15486/16-14 спорная дорога расположена вне границ государственного лесного фонда и относится к землям других категорий.
Согласно ответу Комитета лесного хозяйства Московской области от 13.03.2023 исх. N 540/01 подъездная дорога расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 50:18:0070105:265, 50:18:0070110:407 с категорией земель "земли лесного фонда".
При этом, согласно материалов лесоустройства 2019 года, подъездная дорога не входит в состав территории Бородинского лесничества.
Согласно записи N 81 Книги отвода и приемки земель гослесфонда Можайского леспромхоза, решением МОИК от 13.06.1983 N 827/12 из земель Можайского леспромхоза Министерства лесного хозяйства РСФСР Московскому производственному объединению "Каучук" выделено 6,88 га, из них: под строительство подъездной дороги - 3,78 га в постоянное пользование, под строительство ЛЭП - 10кв - 3,1 га во временное пользование.
Из ответа Администрации Президента Российской Федерации от 02.08.2021 N А26-09-100476791 следует, что Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в адрес главы Можайского городского округа Московской области направлено обращение о необходимости принятия автомобильной дороги в муниципальную собственность с последующим ее приведением в нормативное состояние и обеспечением надлежащего ухода.
В июне 2022 года товарищество обратилось в администрацию с заявлением об осуществлении мероприятий по принятию дороги в состав муниципальной собственности Можайского городского округа Московской области.
В письме от 28.07.2022 N 132 исх-4175 администрация сообщила о невозможности принятия дороги в состав муниципальной собственности в связи с тем, что дорога не отвечает признакам капитальности и не является дорогой общего пользования местного значения, а используется исключительно членами садовых некоммерческих товариществ и их посетителями.
Кроме этого, дополнительно сообщено, что в рамках реализации Соглашения между Правительством Москвы и Правительством Московской области о взаимодействии в сфере социального, инфраструктурного и транспортного обеспечения садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан от 18.05.2018, Администрацией Можайского городского округа Московской области в адрес ГКУ "Развитие Московского региона" направлено обращение о возможности строительства дороги, обеспечивающей подъезд к СНТСН "БОРОВИК".
В материалы дела администрацией представлены письменные пояснения, в которых изложено, что дорога была включена в "Перечень автомобильных дорог общего пользования местного назначения, расположенных вне границ населенных пунктов в границах Можайского муниципального района Московской области, включаемых в состав муниципальной собственности Можайского муниципального района Московской области" ошибочно.
Полагая отказ администрации незаконным, СНТСН "БОРОВИК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 50, 51 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, при этом органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу положений части 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (пункт 1); утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (пункт 5), осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6).
Согласно п. 1 ст. 3 Закон N 257-ФЗ автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 257-ФЗ все дороги в зависимости от их назначения делятся на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения - автодороги поселения, муниципального района или городского округа; 4) частные автомобильные дороги.
В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (части 2, 3 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 10 статьи 5 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
По смыслу приведенных положений автомобильная дорога общего пользования местного значения - это автомобильная дорога в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа, не отнесенная к автодорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам.
Анализ приведенных норм Закона N 257-ФЗ позволяет суду сделать вывод о том, что законом не установлено критериев отнесения дорог к дорогам местного значения (городского и сельского поселений либо муниципального района). Такое отнесение осуществляется по остаточному принципу. К автодорогам местного значения относятся дороги, не относящиеся ни к одной из остальных трех групп, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 257-ФЗ.
Согласно п. 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления (органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов) в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что подъездная дорога к СНТСН "БОРОВИК" не включена в перечень дорог федерального или регионального значения, не является частной собственностью. Доказательств обратного администрацией не представлено.
Спорная дорога фактически соединяет территории СНТСН "БОРОВИК", СНТСН "ЛЕСНЫЕ ДАЛИ", СНТСН "ГЕВЕЯ", СНТСН "САДКО", СНТСН "ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА", которые сами по себе не являются населенными пунктами и не расположены в границах населенных пунктов, указанных в Законе Московской области от 31.01.2013 N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
Дорога пролегает за территорией СНТСН "БОРОВИК" (фактически соединяя территории улично-дорожной сети и территорию различных населенных пунктов, в т.ч. товарищества), в связи с чем, не может быть отнесена и к общей собственности членов СНТСН "БОРОВИК".
Как верно отмечено судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, дорога используется не только жителями товарищества, но и жителями иных объектов (СНТ "ГЕВЕЯ", СНТ "ЛЕСНЫЕ ДАЛИ", СНТ "САДКО", СНТ "ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА"), сотрудниками экстренных служб (скорая помощь, полиция, противопожарные службы и т.д.), в связи с чем, в силу п. 3 ст. 5 Закона N 257-ФЗ является дорогой общего пользования.
На основании изложенного, в силу буквального толкования положений Закона N 257-ФЗ дорога находится в муниципальной собственности Можайского городского округа Московской области и должна быть принята в состав муниципального имущества.
Нормативные документы, действовавшие в период выделения земли заявителю (1980-е годы), предполагали обязательное наличие подъездных дорог к территории, использующейся для организации садоводческих объединений.
Согласно п. 2.6 ВСН 43-85. Застройка территорий садоводческих товариществ, здания и сооружения. Нормы проектирования" (утв. Приказом Госгражданстроя СССР от 11.12.1985 N 404) при количестве индивидуальных земельных участков на территории садоводческого товарищества более 50 на территорию следует предусматривать не менее 2 въездов.
Пунктом 2.7 того же документа установлено, что подъезды, соединяющие территорию садоводческого товарищества с дорогами общего пользования, а также проезды на территории садоводческого товарищества должны иметь покрытие низшего типа из грунтов, улучшенных различными местными материалами, согласно требованиям, СНиП П-Д.5-72. Указанное предполагает обязательное наличие как минимум одной подъездной дороги.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, спорная дорога является грунтовой, укрепленной местными материалами, что в полной мере соответствует требованиям СНиП 30-02-97 и СНиП И-Д.5-72, действовавшим в период ее создания.
Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах по делу N А41-281/2021.
С учетом изложенного, изучив и оценив в совокупности все представленные в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконном отказе администрации в принятии дороги в муниципальную собственность. Обязанность по принятию спорного имущества в муниципальную собственность должна быть исполнена Администрацией Можайского городского округа Московской области.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы заявителя направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.03.2023 по делу N А41-59607/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующийcудья |
М.И. Погонцев |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59607/2022
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "БОРОВИК"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МОЖАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСИМУЩЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ