г. Вологда |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А05-12996/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 мая 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Селивановой Ю.В. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от истца Бугаева Д.В. по доверенности от 01.01.2023 N 81-23,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2023 года по делу N А05-12996/2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; адрес: 150003, Ярославская область, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6; далее -Компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Соломбальский округ" (ОГРН 1102901002698, ИНН 2901201524; адрес: 163020, Архангельская область, город Архангельск, улица Маяковского, дом 21, корпус 1, помещение 1; далее - Общество) о взыскании 17 309 руб. 03 коп. расходов, фактически понесенных ресурсоснабжающей организацией вследствие изменения размера платы за оказанные коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению потребителям (акты от 19.03.2021, 02.04.2021).
Кроме того, истец просил отнести на ответчика 152 руб. 40 коп. почтовых расходов.
Решением суда от 21 февраля 2023 года в удовлетворении заявленных требований Компании отказано в полном объеме.
Компания с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на предоставление суду данных, достаточных для подтверждения факта правомерности произведенного перерасчета платы за коммунальный ресурс. Выражает несогласие с выводом суда о том, что устранение нарушения имело место 26.03.2021, а не 01.04.2021.
Представитель Компании в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило. Ввиду этого жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя Компании, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением мэрии города Архангельска от 24.02.2014 N 136 Компании присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования "Город Архангельск".
Общество управляет многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Архангельск, ул. Орджоникидзе, д. 3, корп. 1 (далее - МДК), в отношении которого Компания является исполнителем коммунальных услуг по поставке тепловой энергии.
Компанией на основании обращения жильцов МКД 19.03.2021 проведена проверка качества оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно акту проверки от 19.03.2021 в квартирах N 2 и 4 МКД температура воздуха составляет 28 °C, что превышает предельно допустимые отклонения параметров теплоснабжения. Причиной "перетопа" явилось установление ответчиком на доме сопла элеватора больше расчетного.
Устранение Обществом неисправности зафиксировано Компанией в акте от 26.03.2021 проверки качества оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению (находится в материалах электронного дела).
Согласно составленному Компанией 02.04.2021 акту проверки качества оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению температура воздуха в квартирах соответствует норме.
В связи с допущенными нарушениями режима теплоснабжения Компания произвела собственникам и нанимателям квартир с N 1 по 8 МКД перерасчет платы за коммунальную услугу "отопление" за период с 19.03.2021 по 31.03.2021 на сумму 20 732 руб. 56 коп.
Считая данный перерасчет своими убытками, возникшими по вине ответчика, истец направил в адрес Общества претензию от 14.03.2022 N 2000/1624-2022 с требованием об их возмещении.
В заявлении об отказе от акцепта от 25.03.2022 N 02/09-117 Общество признало ответственность за нарушение в предоставлении коммунальных услуг в отношении квартир N 2 и 4 за период с 19.03.2021 по 26.03.2021 на сумму 3 423 руб. 53 коп., которую перечислил истцу платежным поручением от 25.03.2022 N 174.
Поскольку в остальной части требования Компании Общество не удовлетворило, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняет на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно пункту 12 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Из раздела II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), следует, что система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда, призванная обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания, включает в себя комплекс работ по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, наладке и регулированию (техническое обслуживание), а также комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных сетей здания. Организация планирования и выполнение указанных работ осуществляется организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4).
В силу части 11 статьи 157.2 ЖК РФ в случае ненадлежащего исполнения обязанностей лицом, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, такое лицо обязано компенсировать ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, расходы, фактически понесенные ресурсоснабжающей организацией вследствие изменения размера платы за коммунальные услуги по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 157 настоящего Кодекса, при условии надлежащего исполнения ресурсоснабжающей организацией обязанностей по поставке ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приложением N 1 к Правилам N 354 являются Требования к качеству коммунальных услуг, пунктом 15 которых устанавливается обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - не ниже +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - не ниже +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).
Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан: принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.
Абзацем вторым пункта 108 Правил N 354 предусмотрено, что если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы.
Согласно пункту 109 Правил N 354 по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, а в случаях, указанных в пункте 148(54) Правил N 354, также информация, указанная в пункте 124(11) Правил N 808.
Согласно подпункту "б" пункта 111 Правил N 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы.
В обоснование проведения перерасчета по всем квартирам в МКД истец указал на получение коллективного заявления от 17.03.2021 от жильцов квартир N 2, 4, 5, 6, 7, 8, и от 14.04.2021 от жильцов квартир N 1 и 3 (находятся в материалах электронного дела).
Однако акт проверки от 19.03.2021 подтверждает факт нарушения температурного режима только в квартирах N 2 и 4. Температура в остальных квартирах истцом не замерялась.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, понятие "жарко" или "холодно"" носит субъективный характер. В заявлении от 17.03.2021 жильцы сообщают, что в квартирах N 2, 4, 5, 6, 7, 8 названного МКД жарко, однако данное заявление не содержит сведений о температуре воздуха в квартире. Жильцов в большей степени беспокоит сохранность системы теплоснабжения, а также возросший размер платы за отопление.
Жильцы квартир N 1 и 3 обратились за перерасчетом только 14.04.2022, указав в качестве основания на то, что собственникам остальных квартир перерасчет произведен. Жалоб на температуру в их квартирах ранее не поступало.
Таким образом, в деле отсутствуют надлежащие доказательства нарушения температурного режима в квартирах N 1, 3, 5-8 МКД.
Согласно пункту 112 Правил N 354 период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным, в том числе с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 113 Правил N 354 после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
Согласно акту проверки от 19.03.2021 причиной "перетопа" явилось установление ответчиком на доме сопла элеватора больше расчетного. Устранение нарушения зафиксировано Компанией в акте от 26.03.2021 проверки качества оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Между тем Общество удостоверилось в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме только 02.04.2021 (спустя семь дней). Уважительных причин, по которым оно не произвело замеры температуры в квартирах жильцов в дату устранения Компанией нарушения, Общество суду не привело.
Доказательств поступления от жителей МКД жалоб на некачественный коммунальный ресурс в период с 26.03.2021 по 01.04.2021 суду истцом не представлено.
При таких обстоятельствах по делу, суд пришел к верному выводу о том, что истцом достоверно подтвержден факт нарушения качества коммунальной услуги по теплоснабжению в отношении квартир N 2 и 4 и только в период с 19.03.2021 по 26.03.2021.
Поскольку убытки истца в данной части ответчиком возмещены, суд правомерно не нашел оснований для удовлетворения иска.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного акта, судом не допущено.
Ввиду изложенного, а также с учетом того, что нормы права применены судом первой инстанции правильно, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2023 года по делу N А05-12996/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12996/2022
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N2"
Ответчик: ООО "Управляющая Компания Соломбальский округ"