г. Челябинск |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А47-18672/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.03.2023 по делу N А47-18672/2022.
Индивидуальный предприниматель Шипилова Нина Григорьевна (далее - заявитель, ИП Шипилова Н.Г.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области к Администрации города Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями:
о признании незаконными действия Администрации города Оренбурга по указанию в свидетельстве серии 56 N 000301 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 61 в качестве срока начала действия свидетельства даты - "30" августа 2022 года";
об обязании Администрации города Оренбурга восстановить права заявителя, с учетом судебного акта по делу.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что сведения о маршруте регулярных перевозок N 61, в том числе дата начала осуществления заявителем регулярных перевозок по указанному маршруту, включены в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, размещенный в электронном виде, дата начала осуществления регулярных перевозок по маршруту N 61 - 30.12.2015.
В представленном отзыве заявитель ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, индивидуальный предприниматель Шипилова Нина Григорьевна осуществляет деятельность по перевозке пассажиров муниципальным маршрутом регулярных перевозок N 61 (МО "город Оренбург").
В июне 2022 года администрацией города в связи с продлением действия ранее выданного заявителю свидетельства об осуществлении регулярных перевозок (серии 56 N 000266), предпринимателю выдано свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок N 61 серии 56 N 000275.
Однако выданное свидетельство об осуществлении регулярных перевозок серии 56 N 000275 содержало исправления, выполненные чернилами поверх напечатанного текста, в связи с чем 06.07.2022 предприниматель в адрес администрации города направил обращение с требованием о выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок надлежащего оформления и содержания.
Администрации (Управление пассажирского транспорта) письмом исх. N 01-43/1843 от 26.08.2022 направило уведомление о готовности выдачи надлежащим образом оформленного свидетельства об осуществлении регулярных перевозок. По требованию должностных лиц администрации предпринимателем свидетельство об осуществлении регулярных перевозок серии 56 N 000275 сдано в администрацию города, после чего выдано свидетельство об осуществлении регулярных перевозок серии 56 N 000301.
По мнению заявителя, свидетельство серии 56 N 000301 содержит недостоверные сведения, так как срок действия свидетельства серии 56 N 000301 указан следующим образом: "с 30 августа 2022 г. по 30 июня 2023 г.".
По мнению заявителя, поскольку свидетельство серии 56 N 000301 выдано в порядке ч. 5.1 ст. 39, ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть продления ранее выданного свидетельства в связи с истечением срока его действия, а ранее выданное свидетельство серии 56 N 000266 выдано на срок с 01 января 2022 г. по 30 июня 2022, то свидетельство, которое продляет действие ранее выданного свидетельства серии 56 N 000266, должно быть выдано на срок с 1 июля 2022 года.
Посчитав, что указание администрацией в выданном свидетельстве об осуществлении регулярных перевозок серии 56 N 000301 срока действия - "с 30 августа 2022 г. по 30 июня 2023 г." нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о неверном указании Администрацией даты начала действия переоформленного свидетельства.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ под свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок понимается документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
Указанные в части 4 статьи 5 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи (часть 5 статьи 39 Закона).
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Из совокупного анализа положений статьи 39 Закона N 220-ФЗ следует, что перевозчики, осуществлявшие до момента опубликования Закона регулярные перевозки, должны были пройти установленную им процедуру перерегистрации существовавших маршрутов и продолжить осуществлять перевозки по ним в порядке, установленном статьей 39 Закона N 220-ФЗ. Условиями дальнейшего осуществления деятельности в этом порядке, в том числе получение свидетельства и карт маршрутов без проведения конкурса, названо последовательное соблюдение порядка и сроков, названных в этой статье для каждого этапа.
На основании части 5.1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ действие выданных в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута продлевается в том же порядке, который предусмотрен для свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса. По окончании срока действия выданных в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута их действие продлевается на неограниченный срок.
Поскольку свидетельство серии 56 N 000301 выдано в порядке части 5.1 статьи 39, части 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ в связи с продлением ранее выданного свидетельства серии 56 N 000266 сроком с 01 января 2022 г. по 30 июня 2022 г., то администрация обязана продлить (переоформить) свидетельство серии 56 N 000301с 01.07.2022 с учетом непрерывности осуществления предпринимателем деятельности по спорному маршруту одного перевозчика.
Доводы апеллянта о наличии указания срока действия свидетельства в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок, размещенного в электронном виде, судом апелляционной инстанции не принимаются
Приказами Минтранса России от 10.11.2015 N 331 и 332 утверждены формы бланков свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок (приложение 1 к приказам), а также порядки заполнения бланков свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок (приложение 2 к приказам).
В приложении N 1 к приказу Минтранса России от 10 ноября 2015 г. N 331 указано, что подлежит указанию период действия свидетельства, соответственно, лицо, уполномоченное на выдачу свидетельства об осуществлении перевозок, вне зависимости от указаний срока действия свидетельства в реестре, должно указать непосредственно в бланке свидетельства периода его действия с целью наличия у перевозчика документа, подтверждающего его право в определенный период времени осуществлять соответствующую предпринимательскую деятельность.
Таким образом, действия Администрации города Оренбурга по указанию в свидетельстве серии 56 N 000301 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 61 в качестве срока начала действия свидетельства даты - "30" августа 2022 года", не основано на нормах законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку влечет для него негативные последствия, в связи с чем правомерно признаны судом первой инстанции незаконными, Администрация обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.03.2023 по делу N А47-18672/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-18672/2022
Истец: Шипилова Нина Григорьевна
Ответчик: Администрация города Оренбурга
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд