г. Киров |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А29-15156/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью жилищная компания "Континент", ИНН 1108017570, ОГРН 1071108000666
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.03.2023 по делу N А29-15156/2022
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946 ОГРН 1056315070350)
к обществу с ограниченной ответственностью жилищная компания "Континент" (ИНН 1108017570 ОГРН 1071108000666), Комитету по управлению имуществом администрации муниципального района "Сосногорск" (ИНН 1108012275 ОГРН 1021100948846)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью жилищная компания "Континент" (далее - Компания, ответчик 1, заявитель), Комитету по управлению имуществом администрации муниципального района "Сосногорск" (далее - Комитет, ответчик 2) о взыскании 57 814 руб. задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, поставленные в жилые помещения, расположенные по адресам: г. Сосногорск, 6-й микрорайон, д. 33, кв.17, ул. Лесная, д.5, кв. 9, 23, 26, 29, ул. Первомайская, д. 2, кв. 1, в период с марта по сентябрь 2022 года (далее - спорный период).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.03.2023 иск удовлетворен, с Компании в пользу истца взыскано 31 844 руб. 48 коп. Долга, 1 272 руб. расходов по оплате госпошлины; с Комитета в пользу истца взыскано 25 969 руб. 52 коп. долга, 1 039 руб. расходов по госпошлине.
Не согласившись с принятым решением, ответчик 1 обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к Компании.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что обязанным лицом по внесению платы за потребленные энергоресурсы, а, следовательно, надлежащим ответчиком является в силу прямого указания закона только собственник помещения МКД, то есть Комитет. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что собственники всех спорных помещений МКД на общих собраниях приняли решение о сохранении ранее действовавших прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, что подтверждается копиями протоколов, а также письмом от 01.09.2022 АО "Коми энергосбытовая компания", являющегося агентом истца, согласно которому между РСО и собственниками помещений МКД в силу закона имеются прямые договорные отношения о предоставлении коммунальных услуг. Компания считает неверными выводы суда об определении ее в качестве исполнителя коммунальных услуг, поскольку последняя договоры энергоснабжения на поставку коммунальных услуг с собственниками помещений спорных МКД не заключала; расчеты платы за коммунальные услуги не производит и не осуществляет; счета в виде квитанций на оплату за поставленные коммунальные услуги собственникам не выставляет и никаких оплат от них за поставленные коммунальные услуги не получает.
Истец в отзыве с доводами жалобы не согласился, считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.05.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.05.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, заявили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Истец, являясь теплоснабжающей организацией на территории муниципального района "Сосногорск", в спорный период поставил тепловую энергию в жилые помещения, расположенные по адресам: г. Сосногорск, 6-й микрорайон, д. 33, кв.17, ул. Лесная, д.5, кв. 9, 23, 26, 29, ул. Первомайская, д. 2, кв. 1.
Из представленных Службой Республики Коми стройжилтехнадзора сведений от 08.12.2022 следует, что рассматриваемые в настоящем деле многоквартирные дома находятся в управлении ответчика, кроме дома 2 по ул. Первомайская.
Для оплаты поставленного ресурса истец выставил ответчику 1 соответствующие счета-фактуры (л.д. 13-16).
В обоснование заявленных требований истец представил акты поданной-принятой тепловой энергии за спорный период, расчет энергопотребления.
Претензией от 18.10.2022 истец предложил ответчику 1 оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Комитет привлечен определением суда к участию в деле в качестве соответчика.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и иными ресурсами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу абзаца 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки ресурса в спорные жилые помещения подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
В отношении заявителя судом удовлетворены требования в сумме 31 844 руб. 48 коп. (6-й микрорайон, д.33, ул. Лесная, д. 5).
Заявитель полагает, что между истцом и собственниками помещений заключены прямые договоры, Комитет, как собственник, является обязанным лицом по оплате ресурса.
Жилищное законодательство, действовавшее в спорный период, допускало возможность ограничения обязательств управляющей организации по оплате объема и стоимости коммунального ресурса, подаваемого в многоквартирный дом, в следующих случаях, когда ресурсоснабжающая организация признается исполнителем соответствующей коммунальной услуги: 1) наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; 2) наличие договоров ресурсоснабжения, предусмотренных частью 17 статьи 12 Закона N 176-ФЗ.
Иные отношения ресурсоснабжающей организации с собственниками помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, являются одной из форм расчетов между управляющей и ресурсоснабжающей организациями в силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и не влекут возникновения у ресурсоснабжающей организации статуса исполнителя соответствующей коммунальной услуги. Наличие таких отношений, квалифицируемых как исполнение обязательств управляющей организации третьими лицами (статья 313 Гражданского кодекса Российской Федерации), не освобождает управляющую организацию от исполнения обязанности по оплате ресурсоснабжающей организации ресурсов, в том числе переданных для индивидуального потребления собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном жилом доме.
Из представленных Службой Республики Коми стройжилтехнадзора сведений от 08.12.2022 следует, что в спорный период МКД 6-й микрорайон, д.33, ул. Лесная, д. 5 находились в управлении ответчика 1. В таком случае является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком в отношении указанных МКД является управляющая организация.
Согласно представленным в материалы дела протоколам общих собраний собственников помещений от 2009, 2015 годов собственниками помещений спорных домов большинством голосов приняты решения о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями.
В силу ранее действовавшего пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений МКД на основании решения общего собрания могли вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Таким образом, указанная норма предусматривала возможность перехода собственников и пользователей помещений в МКД на "прямые расчеты" с РСО, минуя управляющую организацию.
Далее, Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), вступившим в силу 03.04.2018, вышеуказанная норма (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ) признана утратившей силу. При этом законодательное урегулирование отношений по возможному предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений напрямую РСО было реализовано путем внесения в Жилищный кодекс Российской Федерации статьи 157.2 (предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами), согласно пункту 1 которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 данной статьи, а именно:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 названного Кодекса (подпункт 1);
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и РСО соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения (подпункт 2);
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (подпункт 3).
Из части 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ следует, что если до вступления в силу данного Закона были приняты решения общих собраний о "прямых расчетах" собственников в МКД за потребленные коммунальные ресурсы с РСО, то установленный ими порядок продолжает действовать до принятия нового решения собрания, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ. Внесение платы РСО собственниками и пользователями помещений в МКД признается исполнением ими своих обязательств перед управляющей организацией, а последняя сохраняет ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
При этом следует отличать имевшееся в законодательстве понятие "прямые расчеты" и новые положения закона о "прямых договорах".
Так, прежний порядок "прямых расчетов", который был реализован собственниками на основании части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, сохраняет свое действие, однако не заменяет решения общего собрания собственников помещений в МКД о "прямых договорах", предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, который является необходимым для применения к спорным правоотношениям изменений, внесенных в Жилищный кодекс Российской Федерации Законом N 59-ФЗ.
В материалы дела не представлено доказательств того, что собственники помещений спорных МКД после 03.04.2018 принимали на общем собрании решение о переходе на "прямые договоры" с РСО в порядке, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Наличие решений общих собраний собственников помещений МКД о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, принятых в порядке части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед РСО по оплате потребляемых коммунальных ресурсов, остается управляющая организация.
Ссылка Компании на письмо АО "Коми энергосбытовая компания" от 01.09.2022 не может быть принята во внимание, поскольку указанное письмо носит общий характер, не относится непосредственно к обмену информацией по спорным МКД и факт заключения собственниками помещений спорных МКД прямых договоров не подтверждает.
Расчет задолженности по существу заявителем не оспорен, доказательств оплаты не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит решение в обжалуемой части законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.03.2023 по делу N А29-15156/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью жилищная компания "Континент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-15156/2022
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального района "Сосногорск", ООО Жилищная Компания "Континент"
Третье лицо: Служба Республики Коми Строительного, Жилищного и Технического Надзора (Контроля)