город Омск |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А46-17063/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4172/2023) Омской таможни на решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2023 по делу N А46-17063/2022 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Имплант.ру" (ИНН 7703809479, ОГРН 1147746415651, адрес: 125009, город Москва, переулок Большой Гнездниковский, дом 3) к Омской таможне (ИНН 5504030483, ОГРН 1025500973090, адрес: 644024, город Омск, улица Лермонтова, дом 27) о признании незаконными и отмене решений от 21.06.2022 по ДТ N 10005030/081019/0271390, от 21.06.2022 по ДТ N 10005030/091119/0313350, от 21.06.2022 по ДТ N 10005030/040220/0031334, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/040220/0031703, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/110220/0038370, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/110220/0038415, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/100320/0069803, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/300520/0146893, от 23.06.2022 по ДТ N 10005030/300520/0146787, от 23.06.2022 по ДТ N 10005030/050820/0217893, от 23.06.2022 по ДТ N 10005030/021020/0289637, от 23.06.2022 по ДТ N 10005030/031120/0330639, от 23.06.2022 по ДТ N 10013160/161220/0728841, от 24.06.2022 по ДТ N 10005030/190321/0117605, от 24.06.2022 по ДТ N 10005030/090421/0157101, от 24.06.2022 по ДТ N 10005030/040621/0265268, от 24.06.2022 по ДТ N 10005030/060721/0326937 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, с соответствующими корректировками деклараций на товары, обязании восстановить нарушенные права и законные интересы путем возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей (сборы, НДС, пени) по ДТ N 10005030/091119/0313350, N 10005030/040220/0031334, N 10005030/040220/0031703, N 10005030/110220/0038370, N 10005030/110220/0038415, N 10005030/100320/0069803, N 10005030/300520/0146893, N 10005030/300520/0146787, N 10005030/050820/0217893, N 10005030/021020/0289637, N 10005030/031120/0330639, N 10013160/161220/0728841, N 10005030/190321/0117605, N 10005030/090421/0157101, N 10005030/040621/0265268, N 10005030/060721/0326937 по состоянию на 07.02.2023 в общей сумме 52 302 147 руб. 36 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Омской таможни - Титаренко Е.В. (по доверенности от 09.01.2023 N 05-30/24 сроком действия до 31.12.2023), Лысенко Т.В. (по доверенности от 09.01.2023 N 05-30/01 сроком действия до 31.12.2023), Колодина Т.А. (по доверенности от 09.01.2023 N 05-30/03 сроком действия до 31.12.2023),
от общества с ограниченной ответственностью "Имплант.ру" - Ситдыков И.И. (по доверенности от 02.11.2022 сроком действия 1 год), Дмитриев А.Д. (по доверенности от 16.01.2023 сроком действия 3 года),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Имплант.ру" (далее - заявитель, общество, ООО "Имплант.ру") обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконными и отмене решений Омской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) от 21.06.2022 по декларации на товары (далее - ДТ) N 10005030/081019/0271390, от 21.06.2022 по ДТ N 10005030/091119/0313350, от 21.06.2022 по ДТ N 10005030/040220/0031334, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/040220/0031703, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/110220/0038370, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/110220/0038415, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/100320/0069803, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/300520/0146893, от 23.06.2022 по ДТ N 10005030/300520/0146787, от 23.06.2022 по ДТ N 10005030/050820/0217893, от 23.06.2022 по ДТ N 10005030/021020/0289637, от 23.06.2022 по ДТ N 10005030/031120/0330639, от 23.06.2022 по ДТ N 10013160/161220/0728841, от 24.06.2022 по ДТ N 10005030/190321/0117605, от 24.06.2022 по ДТ N 10005030/090421/0157101, от 24.06.2022 по ДТ N 10005030/040621/0265268, от 24.06.2022 по ДТ N 10005030/060721/0326937 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, с соответствующими корректировками деклараций на товары, об обязании восстановить нарушенные права и законные интересы путем возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей (сборы, НДС, пени) по ДТ N 10005030/091119/0313350, N 10005030/040220/0031334, N 0005030/040220/0031703, N 10005030/110220/0038370, N 10005030/110220/0038415, N 0005030/100320/0069803, N 10005030/300520/0146893, N 10005030/300520/0146787, N10005030/050820/0217893, N10005030/021020/0289637,N10005030/031120/0330639, N10013160/161220/0728841, N10005030/190321/0117605, N 10005030/090421/0157101, N 10005030/040621/0265268, N 10005030/060721/0326937 по состоянию на 07.02.2023 в общей сумме 52 302 147 руб. 36 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.03.2023 по делу N А46-17063/2022 заявленные требования удовлетворены, решения Омской таможни от 21.06.2022 по ДТ N 10005030/081019/0271390, от 21.06.2022 по ДТ N 10005030/091119/0313350, от 21.06.2022 по ДТ N 10005030/040220/0031334, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/040220/0031703, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/110220/0038370, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/110220/0038415, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/100320/0069803, от 22.06.2022 по ДТ N 10005030/300520/0146893, от 23.06.2022 по ДТ N 10005030/300520/0146787, от 23.06.2022 по ДТ N 10005030/050820/0217893, от 23.06.2022 по ДТ N 10005030/021020/0289637, от 23.06.2022 по ДТ N 10005030/031120/0330639, от 23.06.2022 по ДТ N 10013160/161220/0728841, от 24.06.2022 по ДТ N 10005030/190321/0117605, от 24.06.2022 по ДТ N 10005030/090421/0157101, от 24.06.2022 по ДТ N 10005030/040621/0265268, от 24.06.2022 по ДТ N 10005030/060721/0326937 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, с соответствующими корректировками деклараций на товары, признаны незаконными.
Суд обязал Омскую таможню выплатить обществу сумму излишне уплаченных таможенных платежей (сборов, НДС, пеней) в общей сумме 52 302 147 руб. 36 коп.
Не согласившись с принятым решением, Омская таможня обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что при ввозе товаров в Российскую Федерацию для возможности их освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее также - НДС) существенным является одновременное совпадение кода товарной подсубпозиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и кода по Общероссийскому классификатору продукции (далее - ОКП) в рамках одного пункта установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень N 1042). Согласно сведениям, указанным в рассматриваемых ДТ, спорный товар поименован как имплантаты стоматологические с принадлежностями и классифицирован в подсубпозиции 9021 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС как прочие стоматологические соединительные детали; в ходе проведения таможенного декларирования ООО "Имплант.ру" представлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие "Имплантаты стоматологические с принадлежностями...", выданное 28.06.2012 N ФСЗ 2012/12280 на имя ООО "Имплант.РУ", с указанием кода ОКП 94 3810 "Изделия для соединения костей". Вместе с тем, таможенный орган пришел к выводу о том, что ввезенные стоматологические имплантаты с принадлежностями по своим характеристикам и назначению не предназначены для соединения костей, как это предполагает код ОКП 94 3810 "Изделия для соединения костей", следовательно, спорные товары по своему наименованию с одновременным применением не корреспондирующих между собой кодов 9021 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС и ОКП 94 3810 не подпадают под действие Постановления N 1042.
По мнению таможенного органа, что в рассматриваемом случае ввозимые обществом медицинские изделия: "Имплантаты стоматологические с принадлежностями" фактически являются изделиями для внутреннего протезирования ("Имплантаты применяются для протезирования, при котором в кость челюсти на место удаленного зуба устанавливается его искусственный аналог-дентальный (зубной) имплантат", "Имплантаты представляют собой миниатюрные штифы из титанового сплава, которые выполняют функцию корня зуба"), в связи с чем они подлежат классификации по коду ОКП - 93 9818, а не 94 3810, который указан в регистрационном удостоверении. Поскольку по своему функциональному назначению ввозимые товары соответствуют коду ОКП 93 9818, заявление обществом освобождения от НДС является не правомерным.
Податель апелляционной жалобы указывает, что правомерность позиции таможенного органа подкреплена собранными по делу дополнительными доказательствами, представленными при рассмотрении дела судом первой инстанции.
ООО "Имплант.ру" в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу Омской таможни, в которой заявитель не соглашается с доводами заинтересованного лица, просит оставить оспариваемое решение без изменения.
Таможенным органом до начала судебного заседания представлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) "О предоставлении информации" (от 4.05.2023 исх. N 10-25724/23).
В судебном заседании апелляционной инстанции представители таможенного органа поддержали ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Представители общества возражали против удовлетворения заявленного ходатайства.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его удовлетворения в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно пункту 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что представленные Омской таможней документы являются новыми доказательствами, изготовленными и полученными после принятия обжалуемого решения.
Учитывая изложенное и то, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело по имеющимся доказательствам, существующим в момент принятия обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленные заявителем документы не могут быть приобщены к материалам дела.
Представители Омской таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители общества высказались в соответствии с доводами, изложенными в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В период с 01.10.2019 по 06.07.2021 ООО "Имплант.ру" в рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту от 27.11.2014 N 27/11-14, заключенному с фирмой I.M.G. GMBH (Германия), ввезло из Республики Корея на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товары "имплантаты стоматологические, с принадлежностями, код ОКП 94 3810, код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) 32.50.22.127, производитель "DENTIUM CO., LTD"..." (далее также - Товары).
Товары продекларированы в регионе деятельности Московской областной таможни с применением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10005030/091119/0313350, N 10005030/040220/0031334, N 10005030/040220/0031703, N 10005030/110220/0038370, N 10005030/110220/0038415, N 10005030/100320/0069803, N 10005030/300520/0146893, N 10005030/300520/0146787, N 10005030/050820/0217893, N 10005030/021020/0289637, N 10005030/031120/0330639, N 10013160/161220/0728841, N 10005030/190321/0117605, N 10005030/090421/0157101, N 10005030/040621/0265268, N 10005030/060721/0326937 в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 9021 29 000 0 (Прочие), ставка ввозной таможенной пошлины - 0 %.
В период с 04.02.2022 по 29.04.2022 Омской таможней проведена камеральная таможенная проверка представленных обществом ДТ в отношении товаров по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, по результатам которой составлен акт камеральной таможенной проверки N 10610000/210/290422/А000018 от 29.04.2022.
Так, таможенным органом в ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено неправомерное применение ООО "Имплант.ру" льготы в виде освобождения от уплаты НДС в отношении медицинских изделий, продекларированных по ДТ N 10005030/091119/0313350, N 10005030/040220/0031334, N 0005030/040220/0031703, N 10005030/110220/0038370, N 10005030/110220/0038415, N 0005030/100320/0069803, N 10005030/300520/0146893, N 10005030/300520/0146787, N 10005030/050820/0217893, N 10005030/021020/0289637, N 10005030/031120/0330639, N 10013160/161220/0728841, N 10005030/190321/0117605, N 10005030/090421/0157101, N 10005030/040621/0265268, N 10005030/060721/0326937 в связи с тем, что товары, классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9021 29 000 0, при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС облагаются НДС по ставке 10 процентов.
В связи с чем, 21.06.2022, 22.06.2022, 23.06.2022, 24.06.2022 Омской таможней приняты решения о внесении соответствующих изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по указанным ДТ.
Не соглашаясь с выводами заинтересованного лица, находя указанные решения Омской таможни незаконными и нарушающими права и законные интересы общества, ООО "Имплант.ру" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
07.03.2023 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
С 01.01.2018 в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана 29.05.2014).
ТК ЕАЭС предусматривает, что таможенным платежом является и НДС, если он взимается при ввозе товара на таможенную территорию ЕАЭС; для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате (подпункт 3 пункта 1 статьи 46 и пункт 4 статьи 53 ТК ЕАЭС).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы); льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Подпункт 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Согласно тому же подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ положения данного абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
На основании пункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Согласно указанной норме права не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а именно важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
В развитие указанной нормы права постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень N 1042.
Указанные положения применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со сноской "*" код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93.
В соответствии со сноской "******" код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
В соответствии с примечанием 1, для целей применения раздела I настоящего Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, применение освобождения от уплаты НДС при ввозе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий на таможенную территорию таможенного союза основано необходимостью представления регистрационного удостоверения и наличием медицинского изделия с соответствующим кодом ОКП (ОКПД 2) и ТН ВЭД ЕАЭС в перечне медицинской техники.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила N 1416).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1416 государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Пунктом 6 Правил N 1416 предусмотрено, что медицинские изделия подлежат государственной регистрации и документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Пунктом 9 Правил N 1416 установлено, что в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия указывается, в том числе, наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
На основании подпункта "и" пункта 56 Правил N 1416 в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности код общероссийского классификатора продукции (ОКП) для медицинского изделия.
Соответственно документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП, является регистрационное удостоверение в отношении конкретного медицинского изделия, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1416 государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Лицом, уполномоченным идентифицировать изделия как изделия медицинского назначения, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, что соответствует требованиям приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.10.2006 N 735 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения" (далее -
Административный регламент, действовал в период выдачи регистрационного удостоверения 28.06.2012 N ФСЗ 2012/12280 на медицинское изделие)
В соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, Росздравнадзор является уполномоченным административным органом, на которого возложена обязанность по государственной регистрации медицинских изделий.
Из материалов дела усматривается, что при декларировании товара ООО "Имплант.ру" представлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 28.06.2012 N ФСЗ 2012/12280, а именно на имплантаты стоматологические с принадлежностями, в соответствии с которым товарам присвоен код ОКП 94 3810 (т.1 л.д. 139-142).
Как верно указано судом первой инстанции, доказательств признания указанного регистрационного удостоверения недействительным либо прекратившим свое действие в период декларирования товаров в материалы дела, в нарушение положений статей 9, 65 АПК РФ не представлено.
В настоящем случае при ввозе товаров в Российскую Федерацию для возможности их освобождения от уплаты НДС существенным является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП в рамках одного пункта Перечня N 1042.
Из материалов дела следует, что общество в ДТ N N 10005030/091119/0313350, N 10005030/040220/0031334, N 10005030/040220/0031703, N10005030/110220/0038370, N 10005030/110220/0038415, N 10005030/100320/0069803,N 10005030/300520/0146893, N 10005030/300520/0146787, N 10005030/050820/0217893, N10005030/021020/0289637, N 10005030/031120/0330639, N 10013160/161220/0728841, N10005030/190321/0117605, N 10005030/090421/0157101, N 10005030/040621/0265268, N 10005030/060721/0326937 в отношении товаров указало код ОКП 94 3810, код ОКПД 2 32.50.22.127, код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 29 000 0, в связи с чем с учетом положений Перечня N 1042 пришло к выводу об отнесении поставляемых товаров к пункту 8 Перечня N 1042, следовательно, об освобождении от уплаты таможенных платежей.
Согласно процессуальной позиции Омской таможни, товары не соответствуют заявленным обществом кодам ОКП и ОКПД 2, а код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 29 000 0 расшифровывается как "зубы искусственные стоматологические соединительные детали: прочие" и указан в Перечне кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 (далее - Перечень N 688), в связи с чем товары подлежат обложению НДС по ставке 10 процентов.
Суд апелляционной инстанции полагает указанную позицию неверной и основанной на неправильном толковании приведенных нормативных правовых актов, в силу чего поддерживает выводы суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы отклоняет как необоснованные, с указанием следующего.
Заинтересованным лицом при заключении вывода о необходимости применения ставки по НДС в размере 10 %, не учтено, что в соответствии с Примечанием 1 (1) к Перечню N 688 коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в разделе II указанного перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с подпунктом 2 статьи 150 НК РФ, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае, с учетом того, что код ОКП 94 3810 и код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 29 000 0 совпадают в рамках пункта 8 раздела I "Медицинские изделия" Перечня N 1042, суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию заявителя об освобождении товара от обложения НДС и пришел к выводу о незаконности оспариваемых решений Омской таможни.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленные заинтересованным лицом в материалы дела письма Росздравнадзора от 17.11.2022 и ФГБУ "ВНИИИМТ" от 25.10.2022 не опровергают вывод о незаконности решений таможенного органа.
Применительно к вопросу классификации контролируемых товаров по ОКПД 2, согласно представленному таможенным органом письму ФГБУ "ВНИИИМТ" от 25.10.2022 N 07-9415/22 рекомендован код ОКПД 2 32.50.22.194 "Имплантаты стоматологические". В письме Росздравнадзора от 17.11.2022 N 04-73034/22 отмечено, что в регистрационном удостоверении на медицинское изделие "Имплантаты стоматологические с принадлежностями" должен быть указан код ОКП 93 9818 "Изделия для внутреннего протезирования". Однако данная техническая ошибка не влияет на качество, безопасность и эффективность медицинского изделия.
Таможенный орган в апелляционной жалобе указывает, что коды ОКП (ОКПД 2) и ТН ВЭД ЕАЭС имеют достаточно обширный перечень изделий с иерархией товарных позиций, групп, подгрупп и так далее, позволяющий соотнести конкретный код ТН ВЭД с конкретным кодом ОКП (ОКПД 2) со схожими описаниями и наименованиями. В связи с этим в целях применения Перечня N 1042 необходимо использовать именно тот код ОКП либо ОКПД 2, который по описанию и наименованию подходит соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС.
В заключении таможенный орган также указывает, что в отношении контролируемых товаров установлен код ОКПД 2 - 32.50.22.194 "Имплантаты стоматологические".
Между тем, как обоснованно отмечает заявитель, код ОКПД 2 32.50.22.194 "Имплантаты стоматологические" введен с 01.01.2021 (приказ Росстандарта от 26.05.2020 N 230-ст), в то время как контролируемые ДТ датированы, в том числе 2019 - 2020 годами. Таким образом, указанный код в данный период отсутствовал в ОКПД 2 и его действие не может распространяться на декларации, относящиеся к указанному периоду.
Кроме того, в пункте 8 Перечня N 1042 указан, в т.ч. код ОКПД 2 32.50.22.190. ("протезы органов человека, не включенные в другие группировки"), который определен на уровне категории, в связи с чем в отношении всех подкатегорий данного кода ОКПД 2, включая код 32.50.22.194, применяется пункт 8 Перечня N 1042.
Таким образом, в отношении зарегистрированных в установленном порядке имплантатов стоматологических с принадлежностями, классифицируемых вышеуказанными кодами в соответствии с ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС, также может применяться освобождение от уплаты НДС по пункту 8 Перечня N 1042.
Федеральная таможенная служба России в письме от 02.12.2016 N 01-30/61705 "О применении регистрационных удостоверений с учетом вступления в силу ОКПД 2" указала, что таможенные органы для целей принятия решения о налогообложении медицинских товаров, ввозимых в РФ, руководствуются, в том числе Перечнем N 1042, содержащим в числе прочего коды ОКП, в связи с чем запросила разъяснения у Росздравнадзора относительно порядка применения с 1 января 2017 года регистрационных удостоверений Росздравнадзора для целей ввоза товаров на территорию РФ с учетом отсутствия в них кодов ОКПД 2.
Росздравнадзор в письме от 27.12.2016 N 01-63217/16 указал, что для медицинских изделий, уже допущенных к обращению на территории РФ в установленном порядке, внесение изменений в регистрационное удостоверение по причине введения в действие Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), Правилами N 1416 не предусмотрено и рекомендовал пользоваться прямыми и обратными переходные ключами между Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 и Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, разработанными Минэкономразвития России.
В соответствии с переходным ключом ОКП - ОКПД 2, разработанным Минэкономразвития России, коду ОКП 93 9818 "Изделия для внутреннего протезирования", указанному в представленном Омской таможней письме Росздравнадзора от 17.11.2022, также соответствует код ОКПД 2 - 32.50.22.190 "Протезы органов человека, не включенные в другие группировки".
Следовательно, примененный Омской таможней подход к классификации контролируемых товаров по коду ОКП 93 9818, предполагал применение таможенным органом (с целью определения соответствия контролируемых товаров Перечню N 1042) после 01.01.2017 кода ОКПД 2 32.50.22.190, определяемого согласно переходному ключу ОКП - ОКПД 2. Данный подход также обуславливает незаконность решений таможенного органа, поскольку в этом случае в отношении контролируемых товаров также может применяться освобождение от уплаты НДС по пункту 8 Перечня N 1042.
Также апелляционный суд считает необходимым отметить, что по смыслу пункта 1 статьи 20 ТК ЕАЭС к полномочиям таможенного органа относится проверка правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В то же время, проверка соответствия и присвоение кода ОКП регистрируемому медицинскому изделию не входит в компетенцию таможенных органов.
В соответствии с разделом II Административного регламента документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, является регистрационное удостоверение.
Применяемый код ОКП на регистрируемое медицинское изделие определяется при государственной регистрации Росздравнадзором путем выдачи регистрационного удостоверения на медицинское изделие в рамках нормативно регламентированной административной процедуры.
Согласно пункту 3.3.5. Административного регламента ответственный исполнитель Росздравнадзора осуществляет проверку комплектности и состава представленных документов с целью определения, в том числе соответствия содержания, уровня детализации представленной информации, а также доказательности результатов испытаний и оценок.
В силу пункта 3.3.9. Административного регламента при представлении заявителем ложных или недействительных сведений об изделии медицинского назначения в регистрации изделия медицинского назначения отказывается.
Из данных положений Административного регламента буквально следует, что Росздравнадзор осуществляет проверку сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию, включая сведения о коде ОКП, и в случае недостоверного или недействительного характера таких сведений, отказывает в регистрации медицинских изделий с принадлежностями.
Кроме того, подпунктом "г" пункта 57 Правил N 1416 предоставлено право регистрирующему органу принять решение об отмене государственной регистрации медицинского изделия в случае выявления регистрирующим органом по результатам государственного контроля за обращением медицинских изделий недостоверности сведений в документах, содержащихся в регистрационном досье, представленных заявителем и повлиявших на результаты экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия.
Поскольку представленное регистрационное удостоверение являлось действующим на момент оформления таможенной процедуры, вопреки доводам апелляционной жалобы, подтверждается допустимость классификации контролируемых товаров по коду ОКП 94 3810 "изделия для соединения костей".
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 03.11.2015 N 304-КГ15-13387, несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию РФ, учитывая, что единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение, и все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Таким образом, с учетом того, что код ОКП и код ТН ВЭД ЕАЭС совпадают в рамках пункта 8 Перечня N 1042, суд первой инстанции пришел к верному выводу о неправомерности принятых таможенным органом решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, с соответствующими корректировками деклараций на товары, поскольку в настоящем случае усматриваются правовые основания для освобождения товара от обложения НДС.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив заявленные обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются судом ввиду освобождения таможни от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Омской таможни оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2023 по делу N А46-17063/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17063/2022
Истец: ООО "ИМПЛАНТ.РУ"
Ответчик: ОМСКАЯ ТАМОЖНЯ