30 мая 2023 г. |
Дело N А84-8870/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 мая 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зарубина А.В., судей Баукиной Е.А., Мунтян О.И.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Шишка Я.В.,
при участии:
от Правительства Севастополя - Зарытовской Елены Александровны, представителя по доверенности от 01 февраля 2023 года N 751/01-01-02.1-21/02/23;
от управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю - Груниной Надежды Александровны, представителя по доверенности от 27 декабря 2022 года N 01-52/145;
от общества с ограниченной ответственностью "Вегес" - Верба Михаила Валентиновича, представителя по доверенности от 10 апреля 2023 года б/н;
от департамента экономического развития города Севастополя - Плешко Евгении Константиновны, представителя по доверенности от 09 января 2023 года N 2;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления федеральной налоговой службы по городу Севастополю и Правительства Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 февраля 2023 года по делу N А84-8870/2022,
по первоначальному иску Правительства Севастополя к обществу с ограниченной ответственностью "Вегес" при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Департамента экономического развития города Севастополя, управления федеральной налоговой службы по городу Севастополю, о досрочном расторжении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вегес" к Правительству Севастополя о досрочном расторжении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
УСТАНОВИЛ:
Правительство Севастополя обратилось в арбитражный суд города Севастополя с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вегес" (далее - ООО "Вегес") о расторжении договора от 29 февраля 2016 года N 120 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя (с учетом заявления об уточнении исковых требований т.1, л.д. 81-90). Иск мотивирован тем, что ООО "Вегес" нарушило условия договора, в частности произвело отчуждение объектов недвижимого имущества, в которые осуществило капитальные вложения.
От ООО "Вегес" поступило встречное исковое заявление к Правительству Севастополя также о расторжении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя от 29 февраля 2016 года N 120, которое принято к рассмотрению совместно с первоначальным иском. Заявление мотивировано существенным изменением обстоятельств, а также исполнением договора.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 09 февраля 2023 года в удовлетворении первоначального иска Правительства Севастополя отказано. Встречный иск общества с ограниченной ответственностью "Вегес" удовлетворен.
Не согласившись с указанным решением суда, Управление Федеральной налоговой службы по городу Севастополю и Правительство города Севастополя обратились с апелляционными жалобами, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования Правительства Севастополя. В обоснование апелляционной жалобы заявители указывают, что 1) обязательство в части инвестиционных вложений обществом не выполнено; 2) в нарушение условий договора ответчик реализовал недвижимое имущество; 3) обществом не выполнено условие о создании рабочих мест и выплате заработной плате.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2023 года, апелляционная жалоба Правительства города Севастополя принята к производству.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года, апелляционная жалоба управления федеральной налоговой службы по городу Севастополю принята к производству для совместного рассмотрения с апелляционной жалобой Правительства города Севастополя.
В судебном заседании 25 мая 2022 года стороны настаивали на своих требованиях и возражениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт. Основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции указаны в статье 270 Кодекса. Среди них закон называет неправильное применение норм материального права (часть 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Такого рода нарушения допущены судом первой инстанции, который неверно истолковал положения Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии РК и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях РК и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ), а также нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания расторжения договора.
В части требований Правительства Севастополя о расторжении договора N 120 от 29 февраля 2016 года об условиях деятельности в СЭЗ на территории Севастополя, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ установлен особый правовой режим на территориях РК и города федерального значения Севастополя, и урегулированы отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях РК и города федерального значения Севастополя (статья 1 Закона).
Получение статуса участника свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) предполагает заключение договора (статья 13 Закона), а заключению договора предшествует подача инвестиционной декларации, которая должна содержать сведения о количестве планируемых для создания рабочих мест (пункт 3 части 3 статьи 13 Закона), а также относительно общего объема капитальных вложений (пункт 4 части 3 статьи 13 Закона).
Реализация инвестиционного проекта с соблюдением установленных договором условий проверяется в рамках процедуры контроля (часть 2 статьи 14 Закона, действовавший в момент заключения договора). При установлении в ходе контроля нарушений условий реализации инвестиционной декларации, предусмотренной договором, уполномоченный орган вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора (часть 3 статьи 14 Закона, действовавший в момент заключения договора).
Как видно из материалов дела 29 февраля 2016 года между Правительством Севастополя (уполномоченным органом) и ООО "Вегес" (участником) заключен договор N 120 об условиях деятельности в СЭЗ на территории города Севастополя (л.д. 26).
По соглашению сторон результатом деятельности участника на территории города Севастополя является создание пула высококачественной коммерческой недвижимости в городе Севастополе, что позволит обеспечить высокопроизводительную занятость населения города, создать в рамках данного пула конкурентоспособные площадки не только для развития традиционной специализации города Севастополя, но и для развития новых сегментов региональной экономики (пункт 1.3 договора). Аналогичное условие включено в обновленную инвестиционную декларацию (л.д. 100-108), которая согласована дополнительным соглашением N 2 от 29 декабря 2018 года (л.д. 99).
В ходе выполнения мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией, участник обязался осуществить капитальные вложения в виде модернизации зданий по адресам: город Севастополь, ул. Киевская, 11; ул. Нахимова, 15; ул. Индустриальная, 18 во 2-ом квартале 2016 года - 1.000.000 руб.; в 3-м квартале 2016 года - 1.000.000 руб.; в 4-ом квартале 2016 года - 1.000.000 руб. (пункт 2.3.3 договора).
Согласно пункту 3.2 договора он заключен на срок существования свободной экономической зоны - до 31 декабря 2039 года.
Также из материалов дела видно, что 24 января 2022 г. проведена документальная оценка выполнения участником СЭЗ условий договора об условиях деятельности в СЭЗ, в ходе которой установлено, что по состоянию на 20 января 2022 года на балансе предприятия в качестве основных средств числится ПЭВМ в сборе на сумму 27.000 руб. При этом оборот по кредиту 01 счёта за 29 декабря 2016 года - 31 декабря 2021 года составил 229.230.910,20 руб., что свидетельствует о списании основных активов с баланса предприятия. Представитель ООО "Вегес" факт отчуждения недвижимого имущества не отрицал.
Системное толкование пунктов 1.3 и 3.2 договора позволяет сделать вывод, что соглашение направлено на создание пула высококачественной коммерческой недвижимости в городе Севастополе и её сохранении до конца действия договора (до 31 декабря 2039 года). Передача коммерческой недвижимости от участника СЭЗ другим субъектам гражданско-правовых не соответствует целям договора, так как новые собственники недвижимости не связаны обязательством сохранить пул коммерческой недвижимости для обеспечения занятости населения города, создания площадки для развития традиционной специализации города Севастополя, а также новых сегментов региональной экономики.
Таким образом, отчуждение участником СЭЗ объектов недвижимого имущества, в которые осуществлены капитальные вложения, следует рассматривать, как нарушение требований договора. Аналогичное толкование дано в письме Минэкономразвития России от 13 марта 2020 года. (л.д. 93).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть изменен или расторгнут по решению при существенном нарушении договора другой стороной. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Поскольку Правительство Севастополя при заключении договора рассчитывало на: 1) создание пула высококачественной коммерческой недвижимости в городе Севастополе, способной обеспечить занятость населения города Севастополя; 2) сохранение этого пула недвижимости до 31 декабря 2039 года; 3) наличие мер контроля по соблюдению условий договора, а ООО "Вегес" произвело отчуждение недвижимого имущества, суд апелляционной инстанции находит признаки существенного нарушения условий договора со стороны ООО "Вегес".
В части требований ООО "Вегес" о расторжении договора N 120 от 29 февраля 2016 года в связи с существенным изменением обстоятельств (статья 451 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также в связи с исполнением договора (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как видно из заявления ООО "Вегес" оно видит существенное изменение обстоятельств в отчуждении объектов недвижимости (л.д. 122).
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
По смыслу приведенной выше нормы права договор может быть изменён или расторгнут в силу наступления обстоятельств объективной действительности, на которые не могла повлиять ни одна сторона договора и которые ни одна из сторон не могла предвидеть.
Отчуждение недвижимого имущества - волевой акт ООО "Вегес", который существенным изменением обстоятельств не является, а потому не может выступить основанием для расторжения договора.
Из заявления ООО "Вегес" (л.д. 122), а также из дополнительных пояснений представителя общества в суде апелляционной инстанции видно, что в качестве основания расторжения договора указывалось также его надлежащее исполнение (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Системное толкование пунктов 1.3 и 3.2 договора говорит о том, что участник не только осуществляет капитальные вложения в объекты недвижимости, но и сохраняет их пул так, чтобы они обеспечивали занятость населения, создавали традиционную специализацию Севастополя и развивали новые сегменты региональной экономики на всё время существования свободной экономической зоны - до 31 декабря 2039 г.
Таким образом, договор предполагает возникновение между сторонами длящихся отношений, которые могут завершиться не ранее 31 декабря 2039 года. При таких обстоятельствах прекращение договора ввиду его исполнения до указанного срока невозможно.
Кроме того, участник принял обязательство создать не менее 7 (семи) рабочих мест (пункт 2.3.6.6), а также обеспечить выплату заработной платы персоналу в размере не менее задекларированной средней заработной платы в сумме 25.000 руб. в месяц при условии соблюдения установленного законом МРОТ.
Судом апелляционной инстанции из УФНС России по г. Севастополя истребована информация о создании ООО "Вегес" дополнительных рабочих мест. Из ответа N 15-27/09628@ от 21 апреля 2023 года видно, что дополнительные рабочие места после заключения договора о деятельности в СЭЗ ООО "Вегес" не создало.
При таких обстоятельствах нет оснований для удовлетворения иска ООО "Вегес" и расторжении договора по основаниям, предусмотренным статьей 408 либо 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку в исковых требования обществу отказано, а апелляционные жалобы Управления федеральной налоговой службы по городу Севастополю и Правительства Севастополя удовлетворены в полном объёме в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в связи с рассмотрением апелляционных жалоб в сумме 6.000,00 руб. подлежит взысканию с ООО "Вегес" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 февраля 2023 года по делу N А84-8870/2022 отменить, принять новый судебный акт.
Исковые требования Правительства Севастополя удовлетворить.
Расторгнуть договор от 29 февраля 2016 года N 120 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя, заключенный между Правительством Севастополя и обществом с ограниченной ответственностью "Вегес".
В удовлетворении встречного иска общества с ограниченной ответственностью "Вегес" о расторжении договора N 120 от 29 февраля 2016 года об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя, заключенного между Правительством Севастополя и обществом с ограниченной ответственностью "Вегес" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вегес" в доход федерального бюджета государственную пошлину в связи с рассмотрением апелляционных жалоб в размере 6.000 (шести тисяч) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А. В. Зарубин |
Судьи |
Е. А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-8870/2022
Истец: Правительство Севастополя
Ответчик: ООО "Вегес"
Третье лицо: Департамент экономического развития города Севастополя, Управление Федеральной налоговой службы России по г. Севастополю