г. Киров |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А29-16720/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Бычихиной С.А., Волковой С.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.03.2023 по делу N А29-16720/2022
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102012053, ОГРН: 1021100730606)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
об обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Комитет, КУМИ администрации МО ГО "Ухта", истец) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", ответчик, Общество) об обязании заключить договор аренды объекта - наружных сетей ГВС и теплоснабжения от ТК -Д-67 л до многоквартирного дома N 76 по ул. Интернациональной г. Ухта.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Правовая позиция Комитета основана на положениях статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), пункта 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ПАО "Т Плюс" в отзыве указало, что Комитет не привел в апелляционной жалобе конкретного обоснования своего несогласия с обжалуемым решением, не сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, опровергающие выводы суда.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.04.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.04.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 21.12.2018 по гражданскому делу N 2-3423/2018 суд признал бесхозяйным движимое имущество - наружные сети ГВС и теплоснабжения от ТК-Д-67л до многоквартирного дома N 76 ул. Интернациональная в г. Ухте Республики Коми (инвентарный номер Ф-87:425:006:000004970:8001); наружные сети ГВС и теплоснабжения от ТК-Д-67л до МКД N 76 ул. Интернациональная в г. Ухте Республики Коми переданы в собственность муниципального образования городского округа "Ухта" (л.д.13-14).
Постановлением Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" от 05.03.2019 в состав муниципальной казны принято имущество - наружные сети ГВС и теплоснабжения от ТК-Д-67л до многоквартирного дома N 76 ул. Интернациональная в г. Ухте Республики Коми (инвентарный номер Ф-87:425:006:000004970:8001), что подтверждается Выпиской из реестра муниципальной собственности муниципального образования городского округа "Ухта" N 41863 (л.д.10, 12).
В связи с тем, что в отношении спорного объекта не определена обслуживающая организация, истец письмами от 07.06.2021, 25.10.2021, 18.05.2022 обратился к ПАО "Т Плюс" о принятии в аренду спорного имущества с приложением проекта договора аренды (л.д.15-68).
Как указывает истец, до настоящего времени договор аренды, подписанный со стороны ПАО "Т Плюс" в его адрес не поступил, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).
Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Как разъяснено в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - Постановление N 38), требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
Отношения в сфере теплоснабжения, в том числе передачи тепловой энергии, регламентируются специальным законодательством, в частности, Законом о теплоснабжении.
Частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В силу части 5 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 настоящего Федерального закона.
Как правильно указано судом, статья 28.1 Закона о теплоснабжении предусматривает порядок передачи объекта муниципальной собственности в аренду, но не обязывает заключать договор то или иное лицо.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Комитета, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что договор аренды сетей теплоснабжения не обладает указанными в статье 426 ГК РФ признаками, не относится к публичным сделкам.
Следовательно, суд первой инстанции справедливо отказал Комитету в удовлетворении заявленных исковых требований.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены или изменения принятого им судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.03.2023 по делу N А29-16720/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.03.2023 по делу N А29-16720/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-16720/2022
Истец: Комитет по Управлению Муниципальным Имуществом Администрации МОГО "Ухта"
Ответчик: ПАО "Т Плюс"