г. Тула |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А54-9406/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Егураевой Н.В., судей Сентюриной И.Г. и Бычковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жихаревой В.О., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Эко-Пронск" (далее - ООО "Эко-Пронск", Рязанская область, р.п. Пронск, ИНН 6211007461, ОГРН 1106214000683) - представителя Кошелева А.А. (доверенность от 01.11.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аякс" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.02.2023 по делу N А54-9406/2021 (судья Шишкова Ю.М.),
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эко-Пронск" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), к обществу с ограниченной ответственностью "Аякс" (далее - ООО "Аякс", Рязанская область, с. Тюшево, ИНН 6215026521, ОГРН 1126215001880) о взыскании 263 865 руб. 34 коп. долга за оказанные в период с апреля 2021 года по сентябрь 2022 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечен индивидуальный предприниматель Ширинов Камал Иляс оглы.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 27.02.2023 исковые требования удовлетворены, на ответчика отнесены расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение Арбитражного суда Рязанской области, принять новый судебный акт. Указывает, что плата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами это не налог или обязательный сбор, это плата за фактически оказанные услуги, которые подлежат оплате в том объеме, в котором они оказаны. По мнению апеллянта, решение принято на основании утверждений истца, лишенных доказательств. Полагает, что действия истца по начислению платы в завышенном размере, содержат в себе признаки недобросовестного поведения.
В суд от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором полагает принятое судом первой инстанции решение законным и обоснованным. Отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы на основании доводов, изложенных в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании статей 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РПФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Эко-Пронск" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами Рязанской области на основании соглашения N 1 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рязанской области, заключенного 13.02.2019 с министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рязанской области (сайт размещения информации о конкурсном отборе: http://torgi.gov.ru/; извещение от 16.11.2018 N 161118/13611821/02).
02.10.2019 региональный оператор в соответствии с требованиями п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) разместил одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (областная общественно-политическая газета "Рязанские ведомости" N 74 (5779), и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети интернет адресованное потребителям (собственникам ТКО) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (типовой договор).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Рязанской области утверждены постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 27.12.2018 N 475.
Тарифы регионального оператора на оказание услуг по обращению с ТКО установлены постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 27.09.2019 N 97 (с изменениями согласно постановлению ГУ РЭК Рязанской области от 18.12.2019 N 445), а также размещены на официальном сайте https://www.ecopronsk.ru/.
01.02.2021 между ООО "Эко-Пронск" (региональным оператором) и ООО "Аякс" (потребителем) заключен договор N 06160-ЮЛ-2021 на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку (при наличии объектов), обезвреживание (при наличии объектов), захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению N 1 к договору.
В соответствии с пунктом 1.4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01 февраля 2021 года.
Пунктами 2.1 - 2.5 договора предусмотрено, что под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг регионального оператора осуществляется по цене, определенной для потребителя в пределах единого тарифа на услугу регионального оператора, утвержденного в установленном законом порядке главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области, на момент оказания услуги.
Региональный оператор до пятого числа месяца, следующего за расчетным, предоставляет потребителю акт оказания услуг и счет на оплату. Потребитель обязан рассмотреть, подписать акт оказания услуг в течение 5 (пяти) календарных дней с даты его получения от регионального оператора и направить второй экземпляр региональному оператору. Потребитель оплачивает услуги регионального оператора по обращению с отходами не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с отходами, путем перечисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора.
В соответствии с пунктами 3.3.5, 3.3.6 договора потребитель обязан: предоставлять региональному оператору по его требованию в течение 10 рабочих дней копии документов, являющихся основанием для применения к потребителю соответствующего норматива накопления ТКО и подтверждающих количество расчетных, применяемых для расчета стоимости услуг регионального оператора; обеспечить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Согласно пункту 4.1 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, но не менее нормативного объема, а в случае их отсутствия, исходя из нормативов накопления твердых бытовых отходов, утвержденных в установленном законом порядке главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области.
Согласно пункту 7.3 договора разногласия сторон, не урегулированные претензионным путем, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Рязанской области.
Настоящий договор заключен на срок до 12 февраля 2029 года (пункт 8.1 договора).
В соответствии с приложением N 1 к договору адрес объекта потребителя: Рязанская область, Рязанский район, 180 км автодороги Москва-Челябинск, кафе Аякс; адрес контейнерной площадки: Рязань, Федеральная траса М5, 180 км автодороги Москва-Самара, Кафе Аякс; наименование объекта по постановлению о нормативах накопления - кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые, количество и объем контейнера 1*0,75; график вывоза - два раза в неделю; расчет по нормативу/графику - график; объем ТКО - 6,50 м3/мес.
Во исполнение принятых на себя обязательств истец в период с апреля 2021 года по сентябрь 2022 года оказывал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, что подтверждается представленными в материалы дела актами и счетами за спорный период.
Согласно указанным документам расчет начислений производился истцом исходя из объема ТКО - 22,8 куб.м.
Указанные документы направлялись истцом в адрес ответчика посредством электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи оператора электронного документооборота ООО "Компания "Тензор".
В связи с тем, что потребитель отказался представить региональному оператору актуальные и документально подтвержденные сведения о количестве расчетных единиц, которые учитываются при расчете нормативного объема накопления ТКО и для коммерческого учета ТКО, истец произвел перерасчет начислений за услугу за период с апреля 2021 года по сентябрь 2022 года.
Так, обществу доначислена плата за услуги:
- с апреля 2021 года по июнь 2021 года исходя из объема 30,075 м3, стоимость 490 руб. 14 коп. на сумму 14 750 руб. 96 коп.; с июля 2021 года по октябрь 2021 года исходя из объема 40,100 м3, стоимость 504 руб. 96 коп. на сумму 20 248 руб. 90 коп. (акт и счет от 02.11.2021 N 139914);
- с ноября 2021 года по июнь 2022 года исходя из объема 80,200 м3, стоимость 504 руб. 96 коп. на сумму 40 497 руб. 79 коп.; за июль 2022 года исходя из объема 10,025 м3, стоимость 524 руб. 26 коп. на сумму 5 255 руб. 71 коп., за август 2022 года по сентябрь 2022 года исходя из объема 39,880 м3, стоимость 524 руб. 26 руб. на сумму 20 907 руб. 49 коп. (акт и счет от 03.10.2022 N 125214).
Указанные документы также направлялись истцом в адрес ответчика посредством электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи оператора электронного документооборота ООО "Компания "Тензор".
Платежными поручениями от 26.04.2021 N 81 на сумму 3185,91 руб. (за апрель 2021 года), от 24.05.2021 N 107 на сумму 3185,91 руб. (за май 2021 года), от 28.06.2021 N 123 на сумму 3185,91 руб. (за июнь 2021 года), от 30.07.2021 N 142 на сумму 3185,91 руб. (за июль 2021 года), от 30.08.2021 N 162 на сумму 3185,91 руб. (за август 2021 года), от 04.10.2021 N 182 на сумму 3185,91 руб. (за сентябрь 2021 года), за 25.10.2021 N 196 на сумму 3185,91 руб. (за октябрь 2021 года), от 29.11.2021 N 219 на сумму 11513,09 руб. (назначение платежа за 2021 год), от 27.12.2021 N 280 на сумму 11513,09 руб. (за декабрь 2021 года).
С учетом начислений за спорный период и поступивших от ответчика платежей, у ООО "Аякс" образовалась задолженность по оплате оказанных услуг за период с апреля 2021 года по сентябрь 2022 года в размере 263 865 руб. 34 коп.
Истец направил ответчику претензию от 08.09.2021 с требованием об оплате задолженности, которая последним оставлена без ответа и удовлетворения.
С сопроводительным письмом от 02.11.2021 N 5405 истец направил ответчику дополнительное соглашение N 1 к договору, которым изменены сведения по объему и месту накопления ТБО: адрес объекта: Рязанская область, рязанский район, 180 км а/д Москва-Челябинск, 29; адрес контейнерной площадки: Рязань, Федеральная трасса М5, 180 км автодороги Москва-Самара Кафе Аякс; наименование объекта (по постановлению о нормативах накопления): кафе, рестораны, бары, закусочные столовые, количество расчетных единиц 250, гостиницы, количество расчетных единиц 11, продовольственный магазин, количество расчетных единиц 70, расчет по нормативу, объем ТКО с апреля по октябрь 2021 года - 32,825 м3/мес, с ноября 2021 года - 22,8 м3/мес.
Указанное письмо оставлено ответчиком без ответа.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании долга.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 426, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами N 505, Правилами N 1156, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт оказания услуг по вывозу ТКО, их объем и стоимость являются доказанными, услуги, оказываемые потребителю региональным оператором, в отсутствие доказательств их надлежащей оплаты, подлежат оплате, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
С учетом установленных истцом в ходе обследования объекта ответчика расчетных единиц, поскольку ответчик данные сведения не представлял, а при заключении договора представил сведения, которые не подтвердились при обследовании, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным перерасчет начислений за услугу по обращению с ТКО за период с августа по сентябрь 2022 года, исходя из установленного количества расчетных единиц. Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих количество расчетных единиц, установленных истцом и положенных в основу расчета исковых требований.
Выводы суда области являются правильными, основанными на положениях действующего законодательства и обстоятельствах дела.
Довод ответчика о том, что им используется не вся часть арендуемого здания, правомерно отклонен судом области как документально неподтвержденный. Доказательств того, что часть арендуемого имущества используется непосредственно арендодателем Шириновым К.И.о. по договору от 29.07.2017 материалы дела не содержат.
Довод ООО "Аякс" о том, что в связи с комплексом ограничительных мер, связанных с угрозой распространения вируса COVID19, в ресторане Аякс использовалось лишь 50 посадочных мест, а в гостинице - 6 мест, обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Распоряжением губернатора Рязанской области от 17.03.2020 N 70-рг с 17.03.2020 и до особого распоряжения на территории Рязанской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Рязанской области введен режим повышенной готовности.
В соответствии с пунктом 13.8 указанного распоряжения (в редакции от 23.03.2020) руководителям коллективных средств размещения Рязанской области (гостиницы, мотели, хостелы, базы отдыха, санатории) рекомендовано соблюдать условия по загрузке номерного фонда не более чем на 20%.
Согласно пункту 36 распоряжения (в редакции от 26.06.2020) руководителям коллективных средств размещения Рязанской области (гостиницы, мотели, хостелы, базы отдыха) рекомендовано соблюдать условия по загрузке номерного фонда не более чем на 50%.
Согласно распоряжению губернатора Рязанской области от 17.03.2020 N 70-рг (ред. от 09.07.2020) пункт 36 утратил силу с 10.07.2020 в соответствии с распоряжением губернатора Рязанской области от 09.07.2020 N 241-рг.
Пунктом 7 распоряжения губернатора Рязанской области от 17.03.2020 N 70-рг (в редакции от 27.03.2020) с 28 марта по 5 апреля 2020 года временно приостановлена на территории Рязанской области деятельность организаций общественного питания, за исключением дистанционной торговли.
При этом пунктом 9 указанного распоряжения в редакции от 10.05.2020 установлено, что организациям, иным работодателям, чья деятельность осуществляется при введенном режиме повышенной готовности, обеспечить выполнение следующих ограничений:
- соблюдение требований санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- соблюдение дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдение рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 7 апреля 2020 г. по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников (письмо Роспотребнадзора от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15), от 20 апреля 2020 г. по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24), для предприятий агропромышленного комплекса - рекомендаций по организации работы предприятий агропромышленного комплекса при сохранении рисков распространения COVID-19 от 20 апреля 2020 г. (письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7374-2020-32), для предприятий общественного питания и торговли - рекомендации по организации работы на предприятиях общественного питания и торговли в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 от 21.04.2020 (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 N 02/7515-2020-24), для предприятий по техническому обслуживанию автомобилей, ателье, прачечных и химчисток, салонов красоты и парикмахерских, магазинов непродовольственных товаров - рекомендаций по организации работы сферы услуг по профилактике COVID-19 от 21 апреля 2020 г. (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 N 02/7500-2020-24) (далее - рекомендации Роспотребнадзора), при соблюдении которых можно осуществлять экономическую деятельность.
Из вышеуказанных положений следует, что в спорный период ответчик осуществлял свою хозяйственную деятельность в обычном режиме, и вышеуказанные ограничения не действовали.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка спорным правоотношениям сторон, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 Кодекса безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на апеллянта.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.02.2023 по делу N А54-9406/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
И.Г. Сентюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-9406/2021
Истец: ООО "Эко-Пронск"
Ответчик: ООО "Аякс"
Третье лицо: ИП Ширинов Камал Иляс оглы, Управление Росреестра по Рязанской области, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Рязанской области