г. Москва |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А41-89093/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Темниковой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Техстройкомплекс-2001" (истец) - Мацаков В.А. по доверенности от 01.11.2022 года, паспорт, диплом;
от ТУ Росимущества по Московской области (ответчик) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТУ Росимущества по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.02.2023 по делу N А41-89093/22, по иску ООО "Техстройкомплекс-2001" к ТУ Росимущества по Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Техстройкомплекс-2001" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Росимущества по Московской области с требованием о признании незаконным Решения от 23.08.2022 N 50-АН-04/11233 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов", обязании в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060710:565, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, д. Носово, участок 3.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.02.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником сооружения: дороги и подъездные пути площадью 1930 кв. м (по паспорту БТИ инвентарный N 27057/1, Лит.1, площадью 1630 кв. м, год ввода в эксплуатацию - 1986) расположенного в пределах земельных участках с кадастровыми номерами 50:09:0060710:533, 50:09:0060710:565, 50:09:0060710:61.
Общество обратилось в ТУ Росимущества по Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060710:565, площадью 1871 кв. м в собственность за плату без проведения торгов.
Решением ТУ Росимущества по Московской области от 23.08.2022 N 50-АН-04/11233, в предоставлении земельного участка отказано, в связи с тем, что по сведениям Публичной кадастровой карты на испрашиваемом земельном участке расположено сооружение с кадастровым номером 50:09:0000000:4970 (дороги подъездные пути) которое входит в состав земель общего пользования.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 1 ст. 198 и ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения ими на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с указанными нормами права, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ.
Так, статьей 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу части 7 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в соответствии с которым правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что государственная собственность на землю разграничивается на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Судом первой инстанции установлено, что дорога и подъездные пути с кадастровым номером 50:09:0000000:4970 (по паспорту БТИ инвентарный N 27057/1, Лит.1, площадью 1630 кв. м, год ввода в эксплуатацию - 1986), расположенная на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 50:09:0060710:565, приобретена ООО "Техстройкомплекс-2001" по договору купли-продажи от 06.08.2007 N 24-3/3206 высвобождаемого недвижимого военного имущества, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и находящегося в хозяйственном ведении ФГУП "Строительное управление Московского региона Минобороны России", заключенному со Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества".
В соответствии со статьей 5 договора купли-продажи от 06.08.2007 N 24-3/3206 земельный участок, необходимый для эксплуатации имущества, передается покупателю в соответствии с действующим законодательством. Покупатель имущества самостоятельно и за свой счет оформляет документы, необходимые для оформления прав землепользователя, на основании договора купли-продажи и плана приватизации имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРН принадлежащее обществу сооружение: дороги и подъездные пути площадью 1930 кв. м с кадастровым номером 50:09:0000000:4970 расположено в пределах земельных участках с кадастровыми номерами 50:09:0060710:533, 50:09:0060710:565, 50:09:0060710:61.
Согласно техническому плану от 03.07.2013 сооружение с кадастровым номером 50:09:0000000:4970 расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0060710:61.
Материалами дела также подтверждается, что постановлением Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 13.05.2019 N 724 земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060710:61 площадью 22746 кв. м категория земель: земли промышленности, энергетики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: под производственную базу, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, д. Носово, уч.3 разделен, образованы два земельных участка площадью 20875 кв. м 50:09:0060710:533 и 1871 кв. м (с кадастровым номером 50:09:0060710:565).
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060710:61 следует, что данный земельный участок имеет вид разрешенного использования: под производственную базу в/ч 68389 (906СУ (м)).
В составе регистрационного дела на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060710:61, представленного в материалы настоящего дела, имеется выписка из ЕГРП от 29.12.2007, подтверждающая нахождение земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060710:61 в федеральной собственности.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060710:61 также установлено судебными актами по делам N А41-66044/13, А41-23683/12, А41-66883/21.
В силу части 1 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2 статьи 11.4 ЗК).
Следовательно, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060710:61 сохранилось право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060710:565.
На основании ст. 114 Конституции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.
В силу ч. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г.N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
Согласно п. 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением от 05.06.2008 N 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества. Росимущество осуществляет функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации. Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу п. 4.1.2. Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области от 05 марта 2009 г. N 66 Территориальное управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленною в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В силу изложенного ТУ Росимущества по Московской области является надлежащим субъектом в рассматриваемых правоотношениях.
Из материалов дела следует, что Общество является собственником сооружения: дороги и подъездные пути площадью 1930 кв. м (по паспорту БТИ инвентарный N 27057/1, Лит.1, площадью 1630 кв. м, год ввода в эксплуатацию - 1986) расположенного в пределах земельных участках с кадастровыми номерами 50:09:0060710:533, 50:09:0060710:565, 50:09:0060710:61.
Право собственности заявителя на указанное выше сооружение с кадастровым номером 50:09:0000000:4970 возникло на основании договора купли-продажи от 06.08.2007 N 24-3/3206 высвобождаемого недвижимого военного имущества.
Данное сооружение обеспечивало перемещение имущества и транспорта к другому приобретенному по Договору недвижимому имуществу: компрессорной и зданию цеха N 2, которое является единым комплексом - производственной базы. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
В силу п. 1, 2 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежат приватизации земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами.
Земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах состоят, в том числе, из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные).
Вышеуказанные земли не подлежат передаче в частную собственность и служат удовлетворению потребностей всех проживающих в данном населенном пункте.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Вместе с тем, доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060710:565 относится к землям населенных пунктов, равно как и доказательств того, что на испрашиваемом земельном участке расположено сооружение с кадастровым номером 50:09:0000000:4970 (дороги подъездные пути) которое входит в состав земель общего пользования, доступ на которые не ограничен и им пользуется неограниченной круг лиц, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Данные публичной кадастровой карты на основании заинтересованное лицо пришло к изложенному им выводу, материалы дела не содержит.
Доказательств установления красных линий земель общего пользования в границах спорного земельного участка Управлением в материалы дела не представлено.
При этом суд обращает внимание, на представление заявителем достаточных доказательств, подтверждающих факт того, что границы земельного участка под принадлежащим ему сооружением установлены, в сведениях ЕГРН на данный земельный участок присутствует запись о кадастровых номерах расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости с кадастровым номером 50:09:0000000:4970, что свидетельствует о необходимости для эксплуатации дороги и подъездных путей с кадастровым номером 50:09:0000000:4970 испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060710:565.
Судом первой инстанции учтено, что принадлежащее заявителю сооружение используется для обеспечения производственной деятельности расположенной в непосредственной близости производственной базы.
При этом видом разрешенного использования испрашиваемого земельного участка является - "под производственную базу".
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы оспариваемого отказа, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Десятый арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21.02.2023 по делу N А41-89093/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-89093/2022
Истец: ООО "ТЕХСТРОЙКОМПЛЕКС-2001"
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по МО
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ