г. Киров |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А28-16424/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Бычихиной С.А., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Общества - Вершининой Н.А., действующей на основании доверенности от 01.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нововятич"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2023 по делу N А28-16424/2021,
по иску Территориального управления администрации города Кирова по Нововятскому району (ИНН: 4349003586, ОГРН: 1034316551587)
к обществу с ограниченной ответственностью "Нововятич" (ИНН: 4345510867, ОГРН: 1214300004621)
третье лицо: Департамент финансов администрации города Кирова (ИНН4345180665, ОГРН 1074345024610)
о взыскании 431 536 рублей 53 копеек и признании недействительными соглашений,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление администрации города Кирова по Нововятскому району (далее - Территориальное управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Нововятич" (далее - ООО "Нововятич", Общество, ответчик) о признании недействительными соглашений от 10.07.2020 N 2, от 08.10.2020 N 3, от 04.12.2020 N 4 о предоставлении субсидии и применении последствий недействительности сделок, о взыскании с Общества средств субсидии, предоставленных по указанным соглашениям в общей сумме 431 536 рублей 53 копеек.
Определением суда от 09.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов администрации города Кирова (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2023 исковые требования Территориального управления удовлетворены.
ООО "Нововятич" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что в пункте 2.2.5 Порядка предоставления субсидии из бюджета муниципального образования "Город Киров" работодателям для организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, утвержденного постановлением администрации города Кирова от 15.05.2017 N 1595-п не конкретизировано в отношении каждого работника или всех работников размер оплаты труда должен быть не ниже 1,5-2 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. При этом Общество считает, что Территориальное управление должно было проверить выполнение указанного условия на стадии конкурсного отбора.
Также Общество указывает на отсутствие умысла искажения предоставленной информации и отсутствия нецелевого использования денежных средств.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отзывах на апелляционную жалобу Территориальное управление и Департамент указали на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просят отказать.
Истец и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно положениям пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Таким образом, нарушение условий либо порядка предоставления субсидий является основанием недействительности договора, заключенного по результатам процедуры конкурсного отбора. Аналогичный вывод сделан в определении Верховного Суда РФ от 16.03.2017 N 308-ЭС17-1192 по делу NА20-4753/2015.
Из содержания пункта 2 статьи 167 ГК РФ следует, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Порядок предоставления субсидии из бюджета муниципального образования "Город Киров" работодателям для организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, утвержден постановлением администрации города Кирова от 15.05.2017 N 1595-п (далее - Порядок N 1595-п).
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка N 1595-п целью предоставления субсидии работодателям является создание ими временных рабочих мест для подростков.
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования "Город Киров" на текущий финансовый год на цели, указанные в подразделе 1.3 настоящего Порядка (пункт 1.4 Порядка N 1595-п).
Согласно пункту 1.5 Порядка N 1595-п в качестве работодателей (в целях получения субсидии) для организации временного трудоустройства подростков могут выступать индивидуальные предприниматели, юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка N 1595-п главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, является территориальное управление администрации города Кирова по соответствующему району (далее - организатор).
Условия предоставления субсидии определены разделом 2 Порядка N 1595-п.
Так в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка N 1595-п субсидия предоставляется работодателям на возмещение части затрат, связанных с выплатой заработной платы подросткам в период их временного трудоустройства на территории муниципального образования "Город Киров". Работодатели проходят конкурсный отбор (далее - отбор) для организации временного трудоустройства подростков проводимый организатором.
В силу пункта 2.2.5 Порядка N 1595-п критериями отбора работодателей являются: подача заявки в сроки, установленные организатором; соответствие поданных документов перечню, указанному в пункте 2.2.3 подраздела 2.2 раздела 2 настоящего Порядка; соответствие работодателей на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, следующим требованиям:
работодатели (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, не имеющих в штате сотрудников) не должны иметь просроченной задолженности по заработной плате, размер оплаты труда работников должен составлять не ниже 1,5 - 2 МРОТ (за исключением общественных организаций инвалидов);
работодатели не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
работодатели не должны получать средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в подразделе 1.3 раздела 3 настоящего Порядка;
работодатели не должны иметь недоимку по налоговым платежам в бюджет муниципального образования "Город Киров".
Согласно пункту 2.2.3 Порядка N 1595-п для участия в отборе работодателю необходимо представить организатору: заявку с расчетом предполагаемых затрат на временное трудоустройство подростков (приложение N 1); копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя, копию устава юридического лица, заверенные печатью и подписью руководителя; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, взятую не позднее чем за 30 дней до дня подачи заявки. Ответственность за достоверность представляемых сведений возлагается на работодателя.
Основанием для отказа работодателю в получении субсидии является несоответствие работодателя и представленных для отбора документов критериям отбора, указанным в пункте 2.2.5, а также недостоверность предоставленных для отбора сведений (пункт 2.2.6 Порядка N 1595-п).
ООО "Нововятич" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1214300004621 и является правопреемником МУП "Нововятич".
Как следует из материалов дела, 07.07.2020, 28.09.2020, 30.11.2020 в Территориальное управление поступили заявки МУП "Нововятич" на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
Указанными заявками предприятие подтвердило, что по состоянию на 01.06.2020, 01.09.2020 и 01.11.2020 МУП "Нововятич" соответствует требованиям, установленным пунктом 2.2.5 Порядка N 1595-п, в том числе размер оплаты труда работников составляет 1,5-2 МРОТ и выше (пункт 13.4 заявок). К заявкам приложены выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по мету ее нахождения, устав МУП "Нововятич".
10.07.2020, 08.10.2020 и 04.12.2020 Территориальным управлением (главный распорядитель бюджетных средств) и МУП "Нововятич" (получатель) заключены соглашения N 2, N 3 и N 4 соответственно, предметом которых является предоставление из бюджета муниципального образования "Город Киров" в 2020 году субсидии в целях возмещения части затрат МУП "Нововятич", связанных с выплатой заработной платы несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет в период их временного трудоустройства в свободное от учебы время на территории муниципального образования "Город Киров" (т. 1 л.д. 131-133, 134-136, 137-139).
Согласно пунктам 1.2 соглашений субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных главному распорядителю бюджетных средств как получателю средств бюджета муниципального образования "Город Киров", на цели, указанные в подразделе 1.1 соглашений, в общем размере 431 536 рублей 53 копейки.
Пунктами 1.3 соглашений определено, что субсидия предоставляется при соблюдении получателем условий, установленных Порядком N 1595-п.
Субсидии в согласованном размере перечислены МУП "Нововятич", что подтверждается платежными поручениями от 05.08.2020 N 929, от 26.08.2020 N1040, от 24.09.2020 N 1184, от 05.11.2020 N 1377, от 02.12.2020 N 1505, от 25.12.2020 N1721.
В период с 02.07.2021 по 29.07.2021 на основании приказа начальника Департамента финансов администрации города Кирова от 29.06.2021 N 150 "О назначении встречных проверок" должностным лицом Департамента в отношении ООО "Нововятич" проведена плановая выездная проверка предоставления из бюджета муниципального образования "Город Киров" субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в случае организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении.
По результатам проверки установлено нарушение требований подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.2.5 Порядка N 1595-п, пункта 6.9 постановления Администрации города Кирова от 23.01.2020 N 130-п, а именно: на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, ежемесячный размер оплаты труда работников МУП "Нововятич" составляет ниже 1,5 МРОТ. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Результаты проверки отражены в акте встречной проверки от 29.07.2021 (т. 1 л.д. 126-130).
11.10.2021 Департамент выдал Территориальному управлению предписание N 7, согласно которому Территориальную управлению предписано в срок не позднее 24.12.2021 принять меры по возмещению причиненного ущерба муниципальному образованию "Город Киров" в общей сумме 431 536 рублей 53 копеек, в том числе мер, предусматривающих направление требований о возврате средств к ООО "Нововятич", необоснованно их получившим (т. 1 л.д. 17-19).
01.11.2021 Территориальное управление направило в адрес ООО "Нововятич" требование о возврате средств субсидии, предоставленной из бюджета муниципального образования "Город Киров", в сумме 431 536 рублей 53 копейки (т. 1 л.д. 12-16). Требование получено ответчиком 16.11.2021, однако в добровольном порядке средства субсидии ответчиком не возвращены.
Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что размер оплаты труда работников МУП "Нововятич" фактически был ниже 1,5 МРОТ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что МУП "Нововятич" для участия в отборе представило недостоверные сведения.
Довод Общества о том, что достоверность представленных сведений Территориальное управление должно было проверить на стадии конкурсного отбора, отклоняется апелляционным судом, поскольку в силу пункта 4.2 Порядка N 1595-п главный распорядитель бюджетных средств совместно с органами муниципального финансового контроля вправе проводить проверку соблюдения работодателем условий, целей и порядка предоставления субсидии.
При этом в силу пункта 2.2.3 Порядка N 1595-п ответственность за достоверность представляемых сведений возлагается на работодателя, то есть на ответчика.
Заявитель жалобы указывает, что в пункте 2.2.5 Порядка N 1595-п не конкретизировано в отношении каждого работника или всех работников размер оплаты труда должен быть не ниже 1,5-2 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Указанный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции как не соответствующий требованиям пункта 2.2.5 Порядка N 1595-п.
В апелляционной жалобе Общество указывает на отсутствие умысла искажения предоставленной информации и отсутствия нецелевого использования денежных средств. Указанный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку факта представления недостоверных сведений не опровергает. При этом причины предоставления недостоверных сведений, отсутствие умысла на незаконное получение субсидии, как и отсутствие нецелевого использования средств, в данном случае значения не имеют и не освобождают Общество от обязанности по возврату субсидии в бюджет.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые сделки ничтожными как заключенные с нарушением требований бюджетного законодательства, и взыскал с ответчика 431 536 рублей 53 копеек субсидии.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя по доводам, изложенным в жалобе, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2023 по делу N А28-16424/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нововятич" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-16424/2021
Истец: Территориальное управление администрации города Кирова по Нововятскому району
Ответчик: ООО "Нововятич"
Третье лицо: Департамент финансов администрации города Кирова