31 мая 2023 г. |
Дело N А85-609/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 мая 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутник Г.В.,
лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республиканского казначейства Донецкой Народной Республики на решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 21 ноября 2022 года по делу N А85-609/2022 (5/200/609/2022),
УСТАНОВИЛ:
Республиканское казначейство Донецкой Народной Республики (далее - Казначейство Донецкой Народной Республики) обратилось в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики с иском к Государственной службе исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики (далее - ГСИН МЮ ДНР) о взыскании денежных средств в размере 150 528,00 руб.
Решением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 21 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Казначейство Донецкой Народной Республики обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении исковых требований, поскольку ГСИН МЮ ДНР при отсутствии правовых оснований завышена потребность в бюджетных средствах, на расходы по выплате оклада в соответствии с присвоенным специальным званием по должности "Директор" на 2020 года на общую сумму 150 528,00 руб., которая профинансирована в полном объеме и использована ГСИН МЮ ДНР на выплату премий аттестованным сотрудникам.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2023 года апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Республиканского казначейства Донецкой Народной Республики от 23 июля 2021 года N 721 "О назначении плановой выездной ревизии финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения законодательства Донецкой Народной Республики и иных нормативных правовых актов о предоставлении и использовании средств на реализацию мероприятий, предусмотренных распорядительными актами Главы Донецкой Народной Республики и Правительства Донецкой Народной Республики в Государственной службе исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики" в соответствии с пунктом 118 Правил контрольных мероприятий Республиканского казначейства Донецкой Народной Республики по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений на 2021 год проведена плановая выездная проверка.
Тема выездной ревизии: ревизия финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения законодательства Донецкой Народной Республики и иных нормативных правовых актов о предоставлении и использовании средств на реализацию мероприятий, предусмотренных распорядительными актами Главы Донецкой Народной Республики и Правительства Донецкой Народной Республики.
Ревизуемый период: с 01.07.2019 по 30.06.2021.
По результатам проведения выездной ревизии Республиканским казначейством Донецкой Народной Республики составлен Акт выездной ревизии Государственная служба исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики (ГСИН МЮ ДНР) от 24 сентября 2021 г. N 115/021 (далее - Акт ревизии) (т. 1 л.д. 168- 230).
В соответствии с Актом ревизии в ходе проведения плановой ревизии финансовохозяйственной деятельности Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики за период с 01.07.2019 по 30.06.2021 выявлено нарушение, допущенное Государственной службой исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики в виде неправомерного использования бюджетных средств, а именно: в нарушение Приложения N 3 Штатное расписание центрального аппарата Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 декабря 2015 г. N 23-10, п. 6 Инструкции по составлению расчетов-обоснований бюджетных ассигнований на 2020 года, утвержденной приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 26.08.2019 N 136, ГСИН МЮ ДНР в расчете-обоснований бюджетных ассигнований на 2020 года завышена потребность в бюджетных средствах на расходы по выплате оклада в соответствии с присвоенным специальным званием "Генерал-майор внутренней службы" по должности "Директор", вместо утвержденного в Приложении N 3 предельного специального звания "Полковник внутренней службы" на общую сумму 150 528,00 руб., которая профинансирована в полном объеме и использована на выплату премий, и как следствие, начисления на выплаты по оплате труда, в том числе: по КВР 131 КОСГУ 211 на сумму 117 600,00 руб., по КВР 139 КОСГУ 213 на сумму 32 928,00 руб. (117 600,00*28%).
В соответствии с Представлением от 03.11.2021 N 20-07.1/4248 Республиканское казначейство Донецкой Народной Республики требовало от Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий совершения установленных нарушений; вернуть в доход Республиканского бюджета денежные средства в сумме 150 528,00 руб., полученные в результате завышения потребности в бюджетных средствах, на расходы по выплате оклада в соответствии с присвоенным специальным званием по должности "Директор" на 2020 год, которые использованы на выплату премий аттестованным сотрудникам Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики; усилить контроль за соблюдением действующего законодательства при осуществлении задач и функций, возложенных на Государственную службу исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики, о чем проинформировать Республиканское казначейство Донецкой Народной Республики не позднее 29.11.2021 года (т. 2 л.д. 3-7).
Указанное представление получено Государственной службой исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики 08.11.2021, о чем свидетельствует отметка на письме Республиканского казначейства Донецкой Народной Республики исх. N 20-07.1/4248 от 03.11.2021 (т. 2 л.д. 2).
Во исполнение Предписания от 03.11.2021 N 20-07.1/4248 в письме от 29.11.2021 N 8-5734 "Об информировании" Государственная служба исполнений наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики указала о том, что уменьшение лимитов бюджетных обязательств необходимо учесть как проведенное устранение выявленных нарушений при проведении плановой выездной ревизии финансовохозяйственной деятельности Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики за период с 07.07.2019 по 30.06.2021, изложенных в акте выездной проверки от 24.09.2021 N 115/021 в части: завышения на 2020 год потребности в бюджетных средствах на расходы по выплате денежного довольствия по должности "Директор", на общую сумму 150 528,00 руб., в том числе по КВР 131 КОСГУ 211 - 117 600,00 руб. и КВР 139 КОСГУ 213 - 32 928,00 рос. руб. (т. 2л.д. 17-22).
Согласно Предписанию Республиканского казначейства Донецкой Народной Республики от 06.12.2021 N 20-07.1/4908 Государственной службе исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики предписано устранить бюджетное нарушение, путем возврата в доход Республиканского бюджета денежных средств в сумме 150 528,00 рос. руб., полученных в результате завышения потребности в бюджетных средствах, на расходы по выплате оклада в соответствии с присвоенным специальным званием по должности "Директор" на 2020 год, которые использованы на выплату премий аттестованным сотрудникам Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики, о чем проинформировать Республиканское казначейство Донецкой Народной Республики до 29.12.2021 (т. 2 л.д. 9-10).
Указанное предписание получено Государственной службой исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики 08.12.2021, о чем свидетельствует отметка на письме Республиканского казначейства Донецкой Народной Республики исх. N 20-07.1/4908 от 06.12.2021 (т. 2 л.д. 8).
Письмом от 24.12.2021 N 8-6164 "Об информировании" Государственная служба исполнений наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики проинформировала Республиканское казначейство Донецкой Народной Республики о том, что бюджетных нарушений в виде нецелевого использования бюджетных средств или неэффективного использования бюджетных средств при начислении и выплате довольствия лицам рядового и начальствующего состава Центрального аппарата ГСИН МЮ ДНР не выявлено; произвести удержание премий лицам рядового и начальствующего состава Центрального аппарата ГСИН МЮ ДНР в правовом поле действующих нормативных правовых актов на территории Донецкой Народной Республики не представляется возможным, и поскольку бюджетных нарушений в виде нецелевого использования бюджетных средств или неэффективность использования бюджетных средств при расходовании средств или неэффективного использования бюджетных средств при расходовании выделенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда и начисления на выплату по оплате труда не установлено, привлечь персонал Центрального аппарата ГСИН МЮ ДНР к материальной ответственности в правовом поле действующих нормативных правовых актов на территории Донецкой Народной Республики не представляется возможным, просили рассмотреть вопрос об исключении из резолютивной части Представления от 03.11.2021 N 20.07.1/4248 пункта 2 и отмене Предписания от 06.12.2021 N 20.07.1/4908, в связи с отсутствием факта бюджетного нарушения в расходовании бюджетных средств на оплату труда и начисления на выплату по оплате труда, а также отсутствием нормативных правовых актов, регулирующих данные бюджетные правоотношения (т. 2 л.д. 11-16).
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 04.10.22 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" (далее - закон N 5-ФКЗ), нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики.
В силу ст. 36 закон N 5-ФКЗ, со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до 01.01.26 действует переходный период.
Согласно ч. 2 ст. 86 Конституции Донецкой Народной Республики, п. 2 постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.06.14 N 9-1, с изменениями и дополнениями, внесёнными Постановлениями Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.01.15 N 1-1, от 22.07.15 N 13-13, от 31.05.16 N 7-58, законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики, применяются в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики.
Таким образом, при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется нормами процессуального права Российской Федерации, но к спорным правоотношения применяет нормы материального права Донецкой Народной Республики.
Принимая во внимание дату возникновения спорных правоотношений между сторонами, к данным правоотношениям подлежит применению Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики, Закон Донецкой Народной Республики от 28.06.2019 N 46-IHC "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике" (с изменениями) (далее - Закон), Инструкция по составлению расчетов - обоснований бюджетных ассигнований на 2020 год, утвержденная приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 26.08.2019 N 136 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 5 статьи 94 Закона планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим финансовым органом, с учетом положений настоящего Закона. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем или очередном финансовом году, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем или очередном финансовом году, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов.
Согласно пунктам 2, 3, 5 статьи 91 Закона республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере финансов обладает следующими бюджетными полномочиями: организует составление и составляет проект Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, представляет его в Правительство Донецкой Народной Республики, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики и местных бюджетов в соответствии с настоящим Законом; осуществляет методологическое руководство в сфере составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики; получает от государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами материалы, необходимые для составления проекта Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики и государственного бюджета Донецкой Народной Республики.
В соответствии с пунктами 2, 3, 5 статьи 91, частью 5 статьи 94 Закона Донецкой Народной Республики "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике", с подпунктом 6 пункта 15.2 Положения о Министерстве финансов Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 г. N 13-33, в целях применения единого подхода к осуществлению планирования бюджетных ассигнований на 2020 финансовый год, Приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики утверждена Инструкция по составлению расчетов-обоснований бюджетных ассигнований на 2020 год.
Пунктом 6 Инструкции установлено, что определение объема расходов для включения в расчеты-обоснования осуществляется согласно нормам и нормативам, установленным действующим законодательством Донецкой Народной Республики, исходя из существующей потребности в средствах с учетом требований экономии, соблюдения принципов целевого и эффективного использования материальных и денежных ресурсов.
Как было установлено выше, в соответствии с Актом ревизии Республиканским казначейством Донецкой Народной Республики было установлено, что Государственной службой исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики допущено нарушение в виде неправомерного использования бюджетных средств, а именно: в нарушение Приложения N 3 Штатное расписание центрального аппарата Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02 декабря 2015 г. N 23-10, п. 6 Инструкции по составлению расчетов-обоснований бюджетных ассигнований на 2020 года, утвержденной приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 26.08.2019 N 136, ГСИН МЮ ДНР в расчете-обоснований бюджетных ассигнований на 2020 года завышена потребность в бюджетных средствах на расходы по выплате оклада в соответствии с присвоенным специальным званием "Генерал-майор внутренней службы" по должности "Директор", вместо утвержденного в Приложении N 3 предельного специального звания "Полковник внутренней службы" на общую сумму 150 528,00 руб., которая профинансирована в полном объеме и использована на выплату премий, и как следствие, начислений на выплаты по оплате труда, в том числе: по КВР 131 КОСГУ 211 на сумму 117 600,00 руб., по КВР 139 КОСГУ 213 на сумму 32 928,00 руб. (117 600,00*28%).
Так, Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики N 23-10 от 02.12.2015 "Об утверждении положения и структуры Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики, а также предельной численности сотрудников учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, органов и предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики" утверждено Штатное расписание центрального аппарата Государственной службы исполнения наказаний Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики (Приложение N 3), согласно которому по должности "Директор" установлено предельное специальное звание "Полковник внутренней службы" (т. 1 л.д. 241-243).
Размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников уголовно-исполнительной системы утверждены в Приложении 10 к Временной инструкции о выплате денежного довольствия лицам рядового и начальствующего состава органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной Указом Главы Донецкой Народной Республики с изменениями, внесенными Указом Главы Донецкой Народной Республики "О внесении изменений в Приложения 1-10 "Временной инструкции о выплате денежного довольствия лицам рядового и начальствующего состава органов и учреждений уголовно-исполнительной системы", утвержденной Указом Главы Донецкой Народной Республики от 08 июня 2017 годаN 136" (т. 1 л.д. 244-247).
Согласно Приложению 10 к Временной инструкции о выплате денежного довольствия лицам рядового и начальствующего состава органов и учреждений уголовноисполнительной системы размер месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников уголовно-исполнительной системы по званию "Генерал-майор внутренней службы" составляет 20 000,00 руб., по званию "Полковник внутренней службы" - 13 000,00 руб.
В соответствии с Приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 24 апреля 2019 года N 397-лс "О присвоении специального звания Вишневскому А. А." директору Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики Вишневскому А.А. присвоено специальное звание в соответствии с замещаемой должностью - "Полковник внутренней службы" (т. 1 л.д. 248).
В материалы дела истцом представлены: Штатное расписание на 1 января 2020 года Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики (т. 1 л.д. 232-238); сведения по состоянию 03 счета ПБМ на 31.12.2020 Счет: 03011001340 (ГСИН МЮ ДНР) (т. 1 л.д. 249); перерасчет потребности в бюджетных средствах на 2020 года по должности Директор ГСИН МЮ ДНР (т. 1 л.д. 231), расшифровка расходов по заработной плате и начислениям на выплаты по оплате труда государственных гражданских служащих и работников государственных органов на 2020 год (т. 1 л.д. 239); Справка о доведенных лимитах бюджетных ассигнований и внесенных изменениях в 2020 году; Справка о фактических расходах по выплате денежного довольствия лицам рядового и начальствующего состава Центрального аппарата Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики (т. 2 л.д. 1); Казначейское уведомление N 360/001 от И января 2021 г. (т. 2 л.д. 23), прогноз кассовых выплат по расходам Республиканского бюджета на 2021 текущий финансовый год на 03 февраля 2021 г. (т. 2 л.д. 24); расшифровка к прогнозу кассовых выплат по расходам республиканского бюджета на текущий финансовый год по видам расходов (т. 2 л.д. 26); расходные накладные: N 360/00134/001 от 13 января 2021 г., N 360/00134/032 от 02 апреля 2021 г., N 360/00134/088 от 05 июля 2021 г., N 360/00134/140 от 06 октября 2021 г., N 360/00134/002 от 19 января 2021 г.,N 360/00134/144 от 11 октября 2021 г., N 360/00134/035 от 09 апреля 2021 г., N 360/00134/090 от 08 июля 2021 г. (т. 2 л.д. 27-34).
Частями 1, 2 статьи 130 Закона установлено, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Донецкой Народной Республики и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Донецкой Народной Республики, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 20 настоящего Закона предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
К нарушителям бюджетного законодательства Донецкой Народной Республики могут быть применены следующие меры: 1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; 2) блокировка расходов; 3) изъятие бюджетных средств; 4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях; 5) наложение штрафа; 6) начисление пени; 7) иные меры в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Виды бюджетных правонарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение определены в главе 20 раздела IV Закона Донецкой Народной Республики "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Донецкой Народной Республике".
В соответствии со статьей 132 Закона к виду бюджетного правонарушения отнесено нецелевое использование бюджетных средств.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Донецкой Народной Республики и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем (распорядителем) и получателем бюджетных средств, влечет приостановление операций по счетам до устранения последствий бюджетного нарушения и блокировку расходов бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Донецкой Народной Республики, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Донецкой Народной Республики, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Донецкой Народной Республики и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Донецкой Народной Республики, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, а также расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, влечет административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Согласно статье 136 Закона к виду бюджетного правонарушения отнесено неэффективное использование бюджетных средств.
Неэффективным использованием бюджетных средств признается недостижение заданного результата (по объему и (или) качеству) при использовании запланированного бюджетом объема средств и (или) достижение результата с большими, чем это было возможно, затратами.
Расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть решены с использованием меньшего объема средств или, что используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог достигнуть лучшего результата.
В соответствии с частью 3 статьи 129 Закона неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Донецкой Народной Республики ущерба является основанием для обращения органа государственного (муниципального) финансового контроля, выдавшего предписание, в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Донецкой Народной Республике и ее административно-территориальным единицам.
Согласно статье 493 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 16 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1200 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Донецкой Народной Республики или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с части 3 статьи 161 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое или физическое лицо.
Из анализа указанных норм следует, что лицо может быть привлечено к имущественной ответственности за причинение вреда в том случае, если вред является следствием его действий (бездействия). Для наступления данного вида гражданско- правовой ответственности необходимо наличие следующих условий: факт нарушения причинителем вреда обязательства или причинения вреда, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинная связь между действиями (бездействиями) ответчика и возникшими убытками. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно пункту 3.2.7. Акта ревизии "Правомерность расходования бюджетных средств на оплату труда и начисления на выплату по оплате труда" бюджетных нарушений, определенных Законом, допущенных ответчиком, не установлено.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Как указано в статье 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии совокупности необходимых условий, при которых наступает гражданско-правовая ответственность для взыскания убытков, и недоказанности истцом фактов нецелевого и (или) неэффективного расходования бюджетных средств на оплату труда и начисления по оплате труда.
При таких обстоятельствах суд обосновано, отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку Республиканское казначейство Донецкой Народной Республики в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 21 ноября 2022 года по делу N А85-609/2022 (5/200/609/2022) оставить без изменения, апелляционную жалобу Республиканского казначейства Донецкой Народной Республики без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А85-609/2022
Истец: Республиканское казначейство ДНР
Ответчик: Государственная служба исполнения наказаний Министерства юстиции ДНР
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-219/2023