г. Челябинск |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А76-28735/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 марта 2023 года по делу N А76-28735/2022.
В судебном заседании принял участие представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - Юрина И.И. (паспорт, доверенность от 12.01.2023, диплом).
Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" (далее - ответчик, ВОСПИ) о взыскании неустойки в сумме 129 086 руб. 42 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.03.2023 (резолютивная часть решения объявлена 20.03.2023) по делу N А76-28735/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Фонд (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что суд первой инстанции пришёл к неверному выводу о возможности списания начисленных и неуплаченных штрафных санкций на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Постановление N 783), поскольку размер начисленных штрафных санкций не превышает 5 % цены контракта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Фонда.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Фондом (заказчик) и ВОСПИ (поставщик) заключен государственный контракт от 23.12.2020 N 812 на поставку в 2021 году подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов и детей-инвалидов, проживающих на территории Челябинской области.
В соответствии с условиями Контракта поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия, следующих технических средств реабилитации: впитывающих простыней (пеленок) для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (товар), предусмотренных техническим задание (Приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (Приложение N 2 к Контракту), в Челябинскую область в соответствии с календарным планом (Приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями", а заказчик обязуется оплатить товар (п.1.1 Контракта).
Срок поставки товара: с даты получения от заказчика реестра получателей товара (Приложение N 4 к Контракту) до 30 июня 2021 года Датой исполнения поставщиком обязательств по Контракту считается дата подписания сторонами последнего акта приемки поставленного товара (п. 2.1 Контракта).
Контракт вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до 31.08.2021 (п. 2.2 Контракта).
Цена контракта установлена п.6.2. Контракта и составляет 17 857 500 руб.
Соглашением N 117 от 31.08.2021 Государственный контракт N 812 на поставку в 2021 году подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области от 23.12.2020, расторгнут по соглашению сторон. Стороны договорились Государственный контракт N 812 от 23.12.2020 считать исполненным на сумму 17 702 496 руб. 90 коп., в объеме 743 490 штук.
В соответствии с п.5.3. Контракта Поставщик обязан в течении 5 рабочих дней после поставки Товара всем Получателям, указанным в реестре получателей Товара, направить Заказчику отчетную документацию, в том числе отчет о поставке Товара Получателям в одном экземпляре.
Из буквального толкования п.5.3 Контракта следует, что Поставщик обязан предоставить отчетную документацию после поставки Товара всем получателям, указанным в реестре получателей. Если товар поставлен не всем Получателям, указанным в соответствующем реестре, Заказчику в соответствии с подп.3.3.9 п.3.3. Контракта Поставщиком должна быть предоставлена информация о наличии обстоятельств, препятствующих поставке товара.
Предоставление отчетных документов частями условиями Контракта не предусмотрено - отчетные документы по получателям одного реестра Поставщик обязан направить Заказчику единым пакетом отчетной документации по получателям одного реестра.
Истец указывает на то, что предоставление отчетной документации в рамках Контракта произведено Поставщиком не по факту поставки Товара всем Получателям, указанным в соответствующем реестре, а в составе отчетных документов, приложенных к соответствующему Отчету Поставщика о поставке Товара Получателям (далее - Отчет), при этом в отчетную документацию Поставщиком включены реестры, по которым не была произведена поставка всем получателям, изначально указанным Заказчиком в данных реестрах в соответствии с п.3.1.3 Контракта.
Таким образом, предоставление отчетной документации производилось Поставщиком с нарушением порядка, предусмотренного положениями п.5.3 Контракта (вместо предоставления единого пакета отчетных документов об исполнении соответствующего реестра (поставке товара получателям, включенным в данный реестр) отчетная документация об исполнении соответствующих реестров предоставлялась частями).
Заказчик, осуществив в соответствии с п.5.6. Контракта проверку представленных документов, выявил факты предоставления Поставщиком отчетной документации об исполнении реестров частями, а не единым пакетом отчетных документов, что является нарушением порядка направления отчетной документации, предусмотренного п.5.3. Контракта, а также выявлены факты несвоевременного предоставления Поставщиком отчетных документов, что является нарушением срока направления отчетной документации, предусмотренного п.5.3. Контракта.
Согласно п. 10.1. Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Штрафные санкции рассчитаны в Контракте на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063"(далее - Правила).
В силу требований п. 10.4. Контракта, на основании п.6 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, Поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 5000 руб.
Общая сумма штрафов, за ненадлежащее исполнение обязательств, установленных п. 5.3 Контракта в части нарушения порядка и срока направления отчетной документации, составляет 105 000 руб., в том числе:
- за ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного п.5.3. Контракта, устанавливающим обязанность Поставщика направить отчетную документацию Заказчику после поставки товара всем получателям, указанным в реестре, выразившимся в нарушении порядка направления отчетной документации по одиннадцати реестрам (N 1-N 11), в размере 55 000 руб. (5 000 руб. х 11);
- за ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного п.5.3. Контракта, устанавливающим обязанность Поставщика направить отчетную документацию Заказчик) в течение 5 рабочих дней после поставки товара всем получателям, указанным в реестре, выразившимся в нарушении срока направления отчетной документации по десяти реестрам N 1 от 12.01.2021, N 2 от 27.01.2021, N 3 от 28.01.2021, N 4 от 17.02.2021, N 5 от 25.02.2021, N 6 от 05.03.2021, N 7 от 15.03.2021, N 9 от 26.04.2021, N 10 от 30.04.2021. N 11 от 28.05.2021) в размере 50 000 руб. (5 000 руб. х 10).
Кроме того, в силу подп. 3.3.4 п. 3.3 Контракта Поставщик обязан передать Товар Получателю (представителю Получателя) на основании акта приема-передачи Товара (приложение N 6 к Контракту) при предъявлении им паспорта и направления. В случае если получать Товар будет представитель Получателя, то также предъявляется оформленная надлежащим образом доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя Получателя.
В соответствии с п. 5.1 Контракта поставка Товара Получателям осуществляется Поставщиком после получения от Заказчика реестра получателей Товара. Поставка Товара Получателям не должна превышать 30 календарных дней, а в отношении Получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения Поставщиком реестра получателей Товара.
По условиям п. 10.3 Контракта за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начисляется пени, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного Контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных Поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Истец ссылался на то, что согласно актам приема-передачи товара, предоставленным поставщиком заказчику, пяти лицам Новиковой В.А., Биктимировой В.В., Василовой Л.В., Гурееву В.В., Скачковой Н.В. товар был передан с нарушением срока.
В связи с этим в соответствии с п. 5.1, 10.3 Контракта истцом по данным фактам начислена пеня в общей сумме 157 руб. 57 коп. (0,71+12,86+45+43,21+55,79).
Согласно п. 10.2. Контракта в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Истец направил в адрес ответчика требования от 20.06.2022 N 01-44/04-5754, от 27.06.2022 N 01-44/04-6016 об уплате неустойки (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных государственным контрактом от 23.12.2020 N 812.
Требования истца о перечислении денежных средств ответчиком не исполнено и оставлено без ответа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для списания штрафных санкций.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
В настоящем случае правоотношения сторон урегулированы государственным контрактом от 23.12.2020 N 812 (т. 1 л.д. 22-35), относящимся по своей правовой природе к договорам поставки.
Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются положениями параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны выполняться надлежащим образом и в установленный срок. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи, поэтому, в соответствии с пунктом 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, к нему применяются общие нормы закона о договорах купли-продажи.
В силу пункта 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно положению пункта 1 статьи 457 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором.
В силу пункта 1 статьи 458 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара.
На основании части 4.1 статьи 101 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", и в соответствии с условиями пункта 4.1 контракта, окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.). Поэтому неустойка, установленная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности, начисляется до даты прекращения этого обязательства, то есть до даты расторжения договора. Вместе с тем условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора (например, гарантийные обязательства в отношении товаров или работ по расторгнутому впоследствии договору; условие о рассмотрении споров по договору в третейском суде, соглашения о подсудности, о применимом праве и т.п.) либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после расторжения (например, об 4 условиях возврата предмета аренды после расторжения договора, о порядке возврата уплаченного аванса и т.п.), сохраняют свое действие и после расторжения договора.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (часть 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
Как указано выше пунктами 10.3 и 10.4 контракта установлена ответственность поставщика в виде: пени, которые начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком; штрафа, который начисляется за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, и устанавливается в размере 5000 руб.
Таким образом, соглашение о неустойке (пени, штрафе) сторонами достигнуто.
Пунктом 6.2. Контракта установлено, что цена Контракта составляет 17 857 500 руб., подлежало поставке 750 000 шт. товара (приложение N 2 "Спецификация", приложение N 3 к Контракту "Календарный план") (т. 1 л.д. 29 оборот, 30).
Фактически контракт исполнен на сумму 17 702 946 руб. 90 коп., поставлено 743 490 шт. товара (пункт 2 соглашение о расторжении от 31.08.2021 N 117), т.е. обязательства по контракту исполнены не в полном объеме.
Основанием для начисления пени в рассматриваемой ситуации послужило нарушение ответчиком установленных сроков поставки товара в субъект Российской Федерации (по 1 этапу календарным планом установлен срок - по 11.01.2021; по 2 этапу календарным планом установлен срок - с 12.01.2021 по 11.03.2021, а фактически обязательство исполнено 24.03.2021).
Поставщик допустил просрочку поступления товара в субъект Российской Федерации на 13 дней (с 12.03.2021 по 24.03.2021), размер пени составляет 13 928 руб. 85 коп.
За нарушение сроков поставки, предусмотренных пунктом 5.1 отдельным получателям товара (Новикова В.А., Биктимирова В.В., Василова Л.В., Гуреев В.В., Скачкова Н.В.), Фондом начислены пени в общей сумме 157 руб. 57 коп. (0,71+12,86+45+43,21+55,79).
Согласно пункту 5.3 Контракта за ненадлежащее исполнение обязательств в части нарушения порядка и срока направления отчетной документации составляет 105 000 руб.
Приведенные нарушения, послужившие основанием для начисления указанных неустоек, материалами дела подтверждены и ответчиком по существу не оспариваются.
Расчет неустоек выполнен истцом в соответствии с условиями контракта, что ответчиком также не оспаривается.
Общая сумма пеней и штрафов согласно расчету истца составляет 129 086 руб. 42 коп.
Ответчик в суде первой инстанции заявлял о наличии оснований для списания начисленных неустоек.
Так, в силу пункта 42.1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом 28.06.2017, указал, что списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контракта при определенных условиях является обязанностью заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по контрактам.
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
При рассмотрении исков, связанных с исполнением государственных контрактов суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242).
На основании пункта 2 Постановления N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым: а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами; б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем); г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно пункту 3 Постановления N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке: а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в"-"д" настоящего пункта; б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в"-"д" настоящего пункта; в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней); г) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в период с даты заключения контракта до даты представления предусмотренного абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение; д) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подпункт "а" пункта 5 Постановления N 783).
Таким образом, в целях списания начисленной неустойки значимыми являются следующие обстоятельства: 1) полное исполнение условий контракта, подтвержденное актом приемки или иным документом, либо при неполном исполнении контракта наличие исключительных обстоятельств, поименованных в подпунктах "а"-"г" пункта 2 Постановления N 783; 2) сумма начисленных неустоек и условия их начисления соответствуют требованиям пункта 3 Постановления N783.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исходит из того, что вывод суда первой инстанции о том, что материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что начисленные истцом штрафные санкции и пени составляют меньше 5 % от цены контракта, в связи с чем подлежат списанию, приходит к выводу о необоснованности вывода суда первой инстанции.
Так, в рассматриваемой ситуации сумма начисленных пеней и штрафов не превышает 5% цены контракта, что соответствует подпункту "а" пункта 3 Постановления N 783.
В то же время суд апелляционной инстанции обращает внимание на отсутствие полного исполнения сторонами условий контракта (пунктом 6.2 контракта установлено, что цена контракта составляет 17 857 500 руб., по спецификации подлежало поставке 750 000 штук товара, тогда как фактически контракт исполнен на сумму 17 702 496 руб. 90 коп., поставлено 743 490 штук товара, что отражено в пункте 2 соглашение о расторжении от 31.08.2021 N 117).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что соглашение о расторжении договора подписано сторонами в последний день срока исполнения обязательств по договору, и из пояснений представителя истца следует, что основанием для такого расторжения послужило не отсутствие у истца необходимости в дальнейшем исполнении поставщиком обязательств по поставке товара, а необходимость скорейшего высвобождения бюджетных средств для дальнейшего их использования в соответствии с целевым назначением в условиях ненадлежащего исполнения поставщиком договорных обязательств.
При этом, обстоятельств, поименованных в подпунктах "а"-"г" пункта 2 Постановления N 783 не усматривается.
Так, соглашение о расторжении контракта, которым изменена цена контракта, заключено в 2021 году, а потому положения подпункта "а" пункта 2 Постановления N 783 в настоящем случае неприменимы.
Оснований полагать, что неисполнение контракта в полном объеме вызвано обстоятельствами, поименованными в подпункте "г" пункта 2 Постановления N 783, также не имеется, поскольку представленные ответчиком в материалы дела письма контрагентов (содержащие указание на создание препятствий поставке товаров в связи с нестабильностью валютного рынка, затруднением транспортной логистики, введением иностранными государствами ограничений), датированы периодом с 28.02.2022 по 18.04.2022, то есть, позже даты расторжения контракта.
Поскольку предусмотренное пунктом 2 Постановления N 783 условие не соблюдено, правомерно начисленная истцом сумма неустойки списанию не подлежит.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик заявил о необходимости снижения размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Основанием для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др. (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу пункта 77 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика. При этом, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 разъяснено, что при рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по заявлению ответчика на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует исходить из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами. Поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по кредитным договорам).
В настоящем случае, оценивая довод ответчика о наличии оснований для снижения заявленной ко взысканию неустойки, суд апелляционной инстанции не находит оснований для снижения размера неустойки.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Фонда о взыскании 129 086 руб. 42 коп.
По приведенным в постановлении мотивам решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлине по заявлению подлежат распределению на стороны в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что апелляционная жалоба удовлетворена, подлежат взысканию с ВОСПИ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 марта 2023 года по делу N А76-28735/2022 отменить, исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области удовлетворить.
Взыскать с Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" (ОГРН 1187700012170) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области неустойку в сумме 129 086 руб. 42 коп.
Взыскать с Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" (ОГРН 1187700012170) в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 4873 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-28735/2022
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ИНВАЛИДОВ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ"
Третье лицо: ГУ ЧЕЛЯБИНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ