г. Киров |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А82-13301/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Тутаевского муниципального района
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.01.2024 по делу N А82-13301/2023
по заявлению акционерного общества "Яркоммунсервис" (ИНН 7602090950, ОГРН 1127602002989)
к администрации Тутаевского муниципального района (ИНН 7611002653, ОГРН 1027601271323)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Яркоммунсервис" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к администрации Тутаевского муниципального района (далее - ответчик, Администрация, заявитель) о взыскании стоимости тепловых потерь в размере 1 389 034 рублей 52 копеек за период с 01.09.2022 по 30.04.2023, процентов в сумме 50 096 рублей 20 копеек за период с 11.11.2022 по 04.08.2023 с продолжением начисления процентов с 05.08.2023 по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 06.01.2024 исковые требования удовлетворены.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области суда от 13.12.2023 по делу N А82-13301/2023 полностью и принять новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
По мнению заявителя жалобы, что судом не учтено, что компенсацию потерь в тепловых сетях осуществляют теплосетевые организации или теплоснабжающие организации, в отсутствие теплосетевой организации компенсация потерь должна производиться теплоснабжающей организацией, а не собственником сетей. Администрация пояснила, что не занимается регулируемой деятельностью, соответственно тариф не устанавливался, при этом истец как теплоснабжающая организация вправе осуществить компенсацию потерь в тепловых сетях предусмотренными в законе способами (в том числе путем корректировки тарифа). Ответчик отмечает, что каких-либо доказательств принятия мер по обращению в регулирующий орган с целью изменения тарифа истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено; кроме того, истцом не доказано, что потери тепловой энергии происходили на участке тепловой сети, принадлежащей на праве собственности Тутаевскому муниципальному району.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 20.02.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 21.02.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.12.2023 г. по делу N А82-13301/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что Администрацией не определена эксплуатирующая организация, которая осуществляет содержание и обслуживание тепловых сетей, в связи с чем договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя на основании пункта 113 Правил N 808 истцом заключен не был. Общество считает, что Администрация как собственник тепловых сетей обязана компенсировать потери, возникшие в тепловых сетях, несмотря на то, что она не является сетевой организацией.
19.04.2024 Обществом представлены дополнительные пояснения по порядку расчета сверхнормативных потерь, применяемых в расчете формула.
Судебное заседание, назначенное на 02.04.2024, откладывалось судом апелляционной инстанции в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 22.04.2024.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является теплоснабжающей организацией и эксплуатирует котельную в п. Красный бор, предоставляет коммунальные услуги по отоплению населению и юридическим лицам на территории п. Красный бор, Тутаевского района, Ярославской области.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости тепловые сети, общая протяженность которых составляет 877 метров, расположенные по адресу: Ярославская область, Тутаевский район, с/о Помогаловский, п. Красный бор, ул. Верхняя Дача, уч. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, являются собственностью Тутаевского муниципального района Ярославской области (л.д. 20-29).
От котельной Общества в п. Красный бор через сети Администрации подавалась тепловая энергия до конечных потребителей.
Администрацией эксплуатирующая организация, которая осуществляла бы содержание и обслуживание тепловых сетей, не определена не была.
На основании Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2014 г. N 99/пр (далее - Методика N 99/пр) Обществом подготовлен расчет потерь тепловой энергии за период с 01.09.2022 по 30.05.2023 в объеме 338,788 Гкал.
Тариф на тепловую энергию, установленный департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области с 01.07.2022 составляет 3 391,05 руб. без НДС (приказ от 18.11.2022 N 257-ви), с 01.12.2022 г. составляет-345,05 руб. без НДС (приказ от 20.12.2021 N 357-ви).
Общество сформировало и направило в адрес Администрации УПД с целью компенсации расходов на оплату тепловых потерь в сетях (л.д. 16-17), которые последней были оставлены без подписания и оплаты.
Обществом направлена претензия от 08.06.2023 N 857 в адрес Администрации о погашении задолженности в досудебном порядке на сумму 1 389 034 рубля 52 копейки.
Указывая на ненадлежащее исполнение Ответчиком обязательств по оплате поставленной тепловой энергии, теплоснабжающая организация обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статьям 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Законом о теплоснабжении закрепляется статус субъектов правоотношений в сфере теплоснабжения, а также система организации правовых связей между данными субъектами в процессе осуществления деятельности в рассматриваемой сфере.
В рассматриваемом случае, исходя из понятия, содержащегося в пункте 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении, Общество является теплоснабжающей организацией, то есть организацией, осуществляющей продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющей на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Как следует из пункта 5 статьи 13, пункта 11 статьи 15, статьи 17 Закона о теплоснабжении, на теплоснабжающие либо теплосетевые организации возложена обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Исходя из системного анализа указанных положений, теплоснабжающая организация вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети, обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях возложена на теплосетевые организации, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что спорные тепловые сети, по которым получают тепловую энергию конечные потребители, в спорный период находились в собственности Тутаевского муниципального района Ярославской области.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что поскольку не является теплосетевой организацией, то на нее не могут быть возложены расходы на компенсации потерь в тепловых сетях.
В пункте 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Статьей 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного городского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении определено, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
В то же время, то обстоятельство, что какие-либо участки тепловой сети эксплуатируются лицами, которые не имеют статуса теплосетевых организаций, не может выступать основанием для отнесения тепловых потерь, возникающих на указанных участках, на теплоснабжающую организацию.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что собственник тепловых сетей в лице Администрации не предпринял соответствующих действий по передаче принадлежащих ему сетей на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с Обществом, суд первой инстанции обоснованно признал, что истец в результате такого бездействия Администрации лишился возможности возместить часть своих затрат на производство тепловой энергии, утраченной в сетях ответчика.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ответчик как собственник тепловых сетей обязан компенсировать потери, возникшие в муниципальных тепловых сетях, является обоснованным.
Рассмотрев возражения заявителя относительно объема потерь, определенного истцом, судебная коллегия отмечает следующее.
Пунктом 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении определено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать в том числе порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей (подпункт 4).
Порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей регламентирован разделом V Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее также - Правила N 1034), пунктами 77 - 79 Методики N 99/пр.
Пунктом 130 Правил N 1034 определено, что в случае передачи тепловой энергии, теплоносителя по участку тепловой сети, принадлежащему потребителю, при распределении потерь тепловой энергии, теплоносителя и сверхнормативных потерь тепловой энергии, теплоносителя указанные тепловые сети рассматриваются как смежные тепловые сети.
Представленные истцом расчеты потерь соответствует положениям Правил N 1034, Методики N 99/пр, подтверждены ведомостями учета параметров потребления тепла в системе теплоснабжения за спорный период (л.д. 31-70).
Каких-либо обоснованных возражений относительно представленных истцом расчетов количества и стоимости потерь тепловой энергии ответчиком в апелляционной жалобе не приведено; расчет истца по существу не оспорен, контррасчет не представлен.
Мотивированных возражений относительно несогласия с выводами суда первой инстанции в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в апелляционной инстанции ответчиком не заявлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Таким образом, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.01.2024 по делу N А82-13301/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Тутаевского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-13301/2023
Истец: АО "Яркоммунсервис"
Ответчик: Администрация Тутаевского муниципального района