г. Красноярск |
|
02 июня 2023 г. |
Дело N А33-26181/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Барыкин М.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Платонова и К" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.03.2023 по делу N А33-26181/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" (далее также - истец, ООО "Рециклинговая компания", региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Платонова и К" (далее также - ответчик, ООО "Платонова и К") о взыскании задолженности за период с 01.10.2020 по 31.07.2022 в размере 135 203,60 руб., неустойки за период с 11.11.2020 по 31.03.2022 в размере 16 936,28 руб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.03.2023 иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 135 203,60 руб. стоимости оказанных услуг по вывозу твердых коммунальных отходов за период с 01.10.2020 по 31.07.2022, 15 170,65 руб. неустойки за просрочку оплаты оказанных услуг, 5 499 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанцией отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Платонова и К" ссылается на то, что договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов им не заключался, услуги ООО "Рециклинговая компания" не оказывались, оборудованная контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов за ответчиком не закреплена. Также ответчик указал, что в ходе своей деятельности каких-либо отходов производства и потребления не образует. В период ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), ответчиком деятельность не осуществлялась.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ООО "Рециклинговая компания" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству были размещены апелляционным судом 11.03.2023 в 12:43:28 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Судом апелляционной инстанции установлено, что к отзыву на апелляционную жалобу истцом приложены дополнительные документы. Однако указанные документы не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку в силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
На основании материалов дела, учитывая надлежащее извещение истца и ответчика о судебном процессе, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
В связи с чем, представленные в суд апелляционной инстанции доказательства не учитываются судом апелляционной инстанции при проверке обжалуемого решения суда первой инстанции и не приобщаются к материалам дела.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 24.10.2019 N 77-1741-од истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО "Рециклинговая компания" заключено соглашение от 24.10.2019 N 19 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края.
Приказами министерства тарифной политики Красноярского края от 23.04.2020 N 74-в, от 30.09.2021 N 176-в, от 18.12.2020 N 978-в, от 16.12.2021 N 958-в утвержден единый предельный тариф на услугу истца по Лесосибирской технологической зоне.
Истцом 13.05.2020 в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" опубликовано предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также аналогичные сведения были размещены на официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет".
Ответчиком в адрес истца 05.04.2022 направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в которой указаны сведения о виде хозяйственной деятельности (ОКВЭД) - 46.3 "Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями". К заявке приложен договор аренды от 01.10.2020, заключенный между ООО "Платонова и К" (арендатором) и Платоновым Антоном Владимировичем (арендодателем), являющимся единственным участником и генеральным директором ответчика.
Согласно пункту 1.1 договора аренды от 01.10.2020 ООО "Платонов и К" в аренду предоставляется складское помещение общей площадью 400 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Горького, 110, 13. Пунктами 3.2, 6.1, 6.2 договора аренды от 01.10.2020 предусмотрена обязанность арендатора нести расходы по содержанию объекта. Срок действия договора аренды - 11 месяцев с момента его заключения. В случае, если ни одна из сторон не заявит о желании расторгнуть договор до окончания его действия, договор считается пролонгированным на новый срок.
Региональным оператором 21.04.2022 в адрес ООО "Платонова и К" почтовой связью направлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.04.2022 N ЛТЗ-К-0000584. Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.04.2022 N ЛТЗ-К-0000584 получен ответчиком 25.05.2022. Подписанный со стороны ответчика договор или мотивированный отказ от подписания договора в адрес регионального оператора от ООО "Платонова и К" не возвратился.
Истцом в период с 01.10.2020 по 31.07.2022 ответчику были оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 135 203,60 руб., однако оплату оказанных услуг ответчик в установленном порядке не произвел.
Истец выставил в адрес ответчика универсальные передаточные документы.
Поскольку претензия от 30.08.2022 N 1656 с требованием об оплате задолженности и пени была оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности за период с 01.10.2020 по 31.07.2022 в размере 135 203,60 руб., неустойки за период с 11.11.2020 по 31.03.2022 в размере 16 936,28 руб.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Согласно частям 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Федеральный закон N 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее также - Правила), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пунктам 8(10), 8(11) и 8(12) Правил, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица). В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
На основании пункта 8(1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Положениями пункта 1 Правил установлено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно материалам дела приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 24.10.2019 N 77-1741-од истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
Приказами министерства тарифной политики Красноярского края от 23.04.2020 N 74-в, от 30.09.2021 N 176-в, от 18.12.2020 N 978-в, от 16.12.2021 N 958-в утвержден единый предельный тариф на услугу истца по Лесосибирской технологической зоне.
В соответствии с представленными в материалы дела документами истцом типовой договор и публичная оферта на его заключение опубликованы в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" от 13.05.2020 и размещены в установленный срок в сети "Интернет" на официальном сайте истца (https://рк24.рф).
Ответчиком в адрес истца 05.04.2022 направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в которой указаны сведения о виде хозяйственной деятельности (ОКВЭД) - 46.3. К заявке был приложен договор аренды от 01.10.2020, согласно пункту 1.1 которого ООО "Платонов и К" в аренду предоставляется складское помещение общей площадью 400 кв.м. по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Горького, д. 110, стр. 13. Пунктами 3.2, 6.1 и 6.2 договора аренды от 01.10.2020 предусмотрена обязанность арендатора нести расходы по содержанию объекта. Срок действия договора аренды - 11 месяцев с момента его заключения. В случае, если ни одна из сторон не заявит о желании расторгнуть договор до окончания его действия, договор считается пролонгированным на новый срок.
Кроме того, согласно представленному списку почтовых отправлений и отчету об отслеживании почтовых отправлений договор истца на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.04.2022 N ЛТЗ-К-0000584 получен ответчиком по почте 25.05.2022. Вместе с тем, подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.04.2022 N ЛТЗ-К-0000584 или мотивированный отказ от подписания указанного договора ответчик региональному оператору в установленном порядке не направил.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным между сторонами на условиях типового договора, предусмотренного Правилами.
В силу пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно правовой позиции, содержащейся в абзаце 2 пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48, при рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается. Не подписание актов оказанных услуг при доказанности самого факта их оказания не может являться основанием для освобождения заказчика от их оплаты.
В силу статей 65 и 9 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требовании и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 26.11.2018 N 305-ЭС15-12239 (5) указал, что в силу части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно было быть квалифицировано исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает противоположная сторона.
На основании пунктов 23 и 30 Правил в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде.
Типовым договором, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", установлен порядок фиксации потребителем нарушения региональным оператором обязательств по договору, предполагающий составление акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору. Составление акта должно производиться либо при участие представителя регионального оператора либо, в случае неявки представителя регионального оператора, в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации с последующим направлением акта региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Факт оказания истцом в период с 01.10.2020 по 31.07.2022 услуг по вывозу твердых коммунальных отходов ответчика с контейнерной площадки, которая предназначена для складирования твердых коммунальных отходов нежилого помещения, подтверждается материалами дела (универсальные передаточные документы, сведения из маршрутного журнала о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов) и в суде первой инстанции ответчиком не отрицался (статья 70 АПК РФ).
Доказательств нарушения истцом обязательств по вывозу твердых коммунальных отходов и (или) доказательств, свидетельствующих о наличие каких-либо иных оснований для освобождения ответчика от оплаты услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, факт оказания спорных услуг истцом доказан.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что договор оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов не заключен, что вывоз твердых коммунальных отходов региональным оператором не осуществлялся, что оборудованная контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов за ответчиком не закреплена, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не исключает обязанности истца оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено частью 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, а ответчика производить оплату оказанных ему услуг (статьи 307, 308 ГК РФ).
Учитывая факт обращения ответчика к истцу с заявкой на заключение договора на вывоз твердых коммунальных отходов, не направление ответчиком в адрес истца отказа от заключения направленного в ответ на данную заявку проекта договора, а также условия договора аренды, предполагающие возложение обязанности по содержанию помещения на ответчика (договор аренды подписан ответчиком как арендатором и его генеральным директором и учредителем в качестве арендодателя), в спорный период между ответчиком и истцом сложились отношения, урегулированные условиями типового договора, предусмотренного Правилами (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.04.2023 по делу N А78-3308/2022).
Ответчик заявил, что в ходе осуществляемой ООО "Платонова и К" деятельности отходы производства не образуются, в период коронавирусных ограничений деятельность ответчика была полностью приостановлена. Однако указанные доводы документально не подтверждены и противоречат содержанию заявки и договору аренды от 01.10.2020. Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ответчика заявлен ОКВЭД - 46.3 "Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями", что также отражено в заявке ответчика на заключение договора с истцом. Деятельность по реализации пищевой продукции в период пандемии не прекращалась. Более того, вопреки доводам ответчика, единственное условие, при котором потребитель вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором, указано в части 6 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ. Доказательств того, что у ответчика имеется право воспользоваться указанной нормой и отказаться от заключения договора с истцом, в материалы дела не представлено.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в Определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование коммунальных отходов - это закономерный и неотъемлемый результат процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 по делу N А57-4118/2020 разъяснил, что указание в статье 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе твердых коммунальных отходов с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
Доказательств нарушения истцом обязательств по вывозу твердых коммунальных отходов, доказательств уклонения истца от заключения договора с ответчиком на вывоз твердых коммунальных отходов, доказательств заключения ответчиком такого договора с иным лицом, а также доказательств, свидетельствующих о наличие иных оснований для освобождения ответчика от оплаты услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, в материалы дела ответчиком не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Ответчиком заявлено, что контейнерная площадка для накопления коммунальных отходов за ним не закреплена. Однако из заявки ответчика в адрес истца на заключение договора на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов и договора аренды от 01.10.2020 следует, что помещение ответчика находится по адресу: г. Лесосибирск, ул. Горького, д. 110, стр. 13. Собственной площадки для накопления твердых коммунальных отходов у ответчика согласно заявки не имеется, для накопления коммунальных отходов ответчик использует площадку тип "Муниципальная/МКД".
Согласно пояснениям истца для накопления коммунальных отходов ответчика используется площадка для накопления отходов многоквартирного дома по адресу: г. Лесосибирск, ул. Горького, 108. Согласно данным маршрутного журнала вывоз твердых коммунальных отходов ответчика осуществлялся региональным оператором именно с контейнерной площадки по адресу: г. Лесосибирск, ул. Горького, 108.
На основании пункта 9 Правил потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
При этом в соответствии с пунктами 1, 7 и 8 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем (далее также - Правила N 1130).
В соответствии с пунктами 5 и 9 Правил N 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 N 1/451-од утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае. В приложении А8 к приказу министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 N 1/451-од содержатся сведения о месте накопления твердых коммунальных отходов: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Горького, д.108.
Аналогичные сведения отражены в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Лесосибирска, размещенном в открытом доступе на официальном интернет-сайте администрации г. Лесосибирска.
Нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Лесосибирск, ул. Горького, д. 110, стр. 13, в котором ответчик осуществляет свою деятельность, в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также реестром и схемой размещения мест накопления твердых коммунальных отходов, расположено рядом с контейнерной площадкой, находящейся вблизи многоквартирного дома по адресу: Красноярский край, г.Лесосибирск, ул. Горького, д. 108.
Таким образом, доводы ответчика являются необоснованными, поскольку истцом доказано наличие между сторонами договорных отношений, урегулированных условиями типового договора, и факт надлежащего оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов ответчика с соответствующей площадки для накопления твердых коммунальных отходов, включенной в территориальную схему обращения с отходами.
Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
Согласно пунктам 5 и 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 23.06.2022 N 303-ЭС22-4152 разъяснил, что при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных потребителем в месте накопления твердых коммунальных отходов, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или в иной форме для расчетов подлежат применению нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве.
Учитывая отсутствие доказательств наличия у ответчика собственных контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, отсутствие у сторон договоренностей о количестве и объеме отдельных контейнеров, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или в иной форме, для определения объема твердых коммунальных отходов следует применять нормативы накопления отходов.
Согласно приказу министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30.04.2020 N 77-673-од (с учетом изменений, внесенных приказом от 05.03.2021 N 77-712-од) для объекта ответчика утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов в размере 0,01 м3 на кв.м. Осуществляемый в помещении вид деятельности подтверждается заявкой ответчика на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц на ответчика.
Приказами министерства тарифной политики Красноярского края от 23.04.2020 N 74-в, от 30.09.2021 N 176-в, от 18.12.2020 N 978-в, от 16.12.2021 N 958-в утвержден единый предельный тариф на услугу истца по Лесосибирской технологической зоне.
По расчету истца задолженность ответчика составляет 135 203,60 руб.
Повторно проверив расчет основного долга, суд апелляционной инстанции ошибок не выявил (норматив и тарифы соответствуют установленным приказами министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края и министерства тарифной политики Красноярского края; площадь нежилого помещения подтверждается договором аренды от 01.10.2020; арифметических ошибок не выявлено).
Доказательств оплаты задолженности в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании задолженности за оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции в заявленном размере.
Также истцом заявлены требования о взыскании неустойки.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В пункте 22 формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", указано, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Неустойка начислена за период с 11.11.2020 по 31.03.2022 в сумме 16 936,28 руб.
Доказательств того, что надлежащее исполнение обязательства было невозможно вследствие обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ), ответчик в материалы дела не представил (статьи 9 и 65 АПК РФ).
Таким образом, учитывая акцессорный характер неустойки и не представление в материалы дела доказательств оплаты услуг по обращению с коммунальными отходами, наличие оснований для взыскания неустойки истцом доказано.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно установил, что истец неправильно определил ставку Банка России для начисления неустойки. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (ответ N 3), при взыскании суммы неустойки (пени) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка Центрального банка Российской Федерации на день его вынесения.
На момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции ставка Банка России составляет 7,5 %, что меньше ставки Центрального банка Российской Федерации, которая действовала по состоянию на 27.02.2022.
Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, истец ошибочно не учел положения статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В связи с чем, а также учитывая мораторий, установленный постановлением Правительством Российской Федерации N 424 от 02.04.2020 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", суд первой инстанции пересчитал неустойку за нарушение сроков оплаты услуг и взыскал с ответчика в пользу истца неустойку за период с 02.01.2021 по 31.03.2022 в сумме 15 170,65 руб.
Расчеты суда первой инстанции проверены, сторонами не оспорены.
Соответственно, обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу спора. Доводы апелляционной жалобы ответчика признаются не соответствующими материалам дела и основанными на неверном толковании норм материального права и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.03.2023 по делу N А33-26181/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26181/2022
Истец: ООО "РЕЦИКЛИНГОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "ПЛАТОНОВА И К"