г. Пермь |
|
02 июня 2023 г. |
Дело N А60-43147/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 февраля 2023 года
по делу N А60-43147/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" (ИНН 6679015664, ОГРН 1126679012680)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ИНН6661009067, ОГРН 1046604027414)
о возврате излишне взысканного налога в размере 813 292 руб., пеней в размере 170 992 руб. 57 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) о возврате излишне взысканного налога на имущество в размере 813 292 руб. и пени по налогу на имущество в размере 170 992 руб. 57 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2023 года заявленные требования удовлетворены. На инспекцию возложена обязанность возвратить обществу излишне взысканный налог на имущество в размере 813 292 руб. и пени по налогу на имущество в размере 170 992 руб. 57 коп.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что спорные суммы являются текущими платежами, правомерно взысканными инспекцией 12.02.2023 при реализации бесспорного порядка взыскания задолженности. Объективной причиной невозможности представить реестры на корреспонденцию, отправленную за 2019 год, является истечение сроков хранения документов, образующихся в деятельности федеральной налоговой службы, так срок хранения таких реестров составляет 2 года. Кроме того, инспекцией проведен и представлен анализ карточки расчетов с бюджетом, из которой следует, что размер переплаты по налогу составляет 642 593 руб. Данная сумма рассчитана с учетом представленных обществом 16.06.2022 (т.е. после спорного взыскания) уточненных деклараций за 9 и 12 мес. 2019 г., а также результатов камеральной налоговой проверки за 12 мес. 2018 г. Таким образом, объективно у общества отсутствует переплата в заявленной к возврату сумме (813 292 руб. и пени по налогу на имущество в размере 170 992 руб. 57 коп.), сумма переплаты составляет 642 593 руб.
Лица, участвующее в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по заявлению АО "ГАЗПРОМБАНК" определением Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2018 по делу N А60-13524/2018 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "Велес". Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2018 по данному делу ООО "Велес" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Чу Эдуард Санович.
В связи с закрытием счетов общества и открытием ему основного счета организации-банкрота инспекцией 12.02.2022 перевыставлены следующие инкассовые поручения:
- от 04.09.2020 N 3216 взамен инкассового поручения от 23.09.2019, выставленного по решению о взыскании за счет денежных средств от 23.09.2019 N 15252 на сумму 813 292 руб., которое было вынесено в связи с неисполнением требования N 80443 от 12.08.2019 об уплате налога на имущество за 6 мес. 2019 года (текущие платежи);
- от 12.02.2022 N 3217 взамен инкассового поручения от 13.09.2019, выставленного по решению о взыскании за счет денежных средств от 13.09.2019 N13988 на сумму 170 992,57 руб., которое было вынесено в связи с неисполнением требования N 76586 от 29.07.2019 об уплате пени по налогу на имущество за 12 мес. 2018 года (текущие платежи) (л.д.18-21).
Инкассовое поручение от 04.09.2020 N 3216 исполнено банком 05.03.2021, а инкассовое поручение от 12.02.2022 N 3217 - 15.02.2022.
Считая указанные суммы излишне взысканными, заявитель 16.06.2022 обратился в инспекцию с заявлением о возврате налога на имущество в размере 813 292 руб. и пени по данному налогу в размере 170 992 руб. 57 коп.
Поскольку инспекцией возврат не произведен, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями имущественного характера о возврате переплаты по налогу на имущество в размере 813 292 руб. и пени по налогу на имущество в размере 170 992 руб. 57 коп.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу, что поскольку установленный порядок взыскания налогов и пеней инспекцией нарушен, налог на имущество и пени, списанные с расчетного счета ООО "Велес", подлежат возврату как излишне взысканные.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 01.01.2023) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у такого лица недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (пункт 3 статьи 79).
Согласно пункту 4 статьи 79 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2023, в случае, если установлен факт излишнего взыскания денежных средств, возврат излишне взысканных средств осуществляется налоговым органом самостоятельно в пределах сумм, формирующих положительное сальдо единого налогового счета.
Возврат излишне взысканных денежных средств осуществляется на открытый счет организации в банке, информация о котором имеется у налоговых органов.
Общество обратилось в суд за возвратом налога имущества и пени, взысканных инспекцией на основании инкассовых поручений от 04.09.2020 N 3216 (исполнено 05.03.2021) и от 12.02.2022 N 3217 (исполнено 15.02.2022) 05.08.2022, то есть в пределах трех лет со дня их взыскания.
По мнению общества, налог и пени являются незаконно взысканными, поскольку налоговым органом нарушен срок на их взыскание в бесспорном (внесудебном) порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (пункт 2 статьи 46).
В силу пункта 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится со счетов в драгоценных металлах.
При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств (драгоценных металлов) на эти счета (пункт 6 статьи 46 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
Как следует из материалов дела, спорные инкассовые поручения на взыскание налога на имущество и пени были выставлены налоговым органом взаимен ранее выставленных поручений, не исполненных банками по причине отсутствия денежных средств на счетах общества.
В НК РФ отсутствуют положения, содержащие запрет или ограничения на выставление налоговым органом инкассовых поручений к иным счетам налогоплательщика в случае их возврата по причине закрытия расчетного счета либо регламентирующие сроки совершения таких действий.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 47 НК РФ установлен годичный срок, исчисляемый с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, в течение которого должно быть принято решение о взыскании за счет иного имущества.
Таким образом, выставление повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика, равно как и поручений на взыскание электронных денежных средств (пункт 6.1 статьи 46 Кодекса), должно производиться налоговым органом в пределах установленного пунктом 1 статьи 47 Кодекса годичного срока, в течение которого должно быть принято решение об обращении взыскания за счет иного имущества налогоплательщика.
Данный вывод подтверждается позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13.
Поскольку спорные инкассовые поручения (от 04.09.2020 N 3216, от 12.02.2022 N 3217 и иные, приложенные к исковому заявлению) направлены налоговым органом в банк с нарушением годичного срока, установленного пунктом 1 статьи 47 НК РФ (по требованиям от 12.08.2019, 29.07.2019), они не подлежали исполнению. Налоговый орган мог в этом случае взыскать налог и пени в судебном порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика переплаты в спорной сумме в связи с представлением им уточненных деклараций по налогу на имущество значения не имеют, поскольку судом установлена незаконность взыскания налога и пени во внесудебном порядке. В данном случае возврат налога и пени является способом восстановления нарушенных прав налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а фактически направлены на переоценку выводов суда в отсутствие на то достаточных оснований.
С учетом изложенного, решение суд первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В удовлетворении апелляционной жалобы заявителя следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2023 года по делу N А60-43147/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-43147/2022
Истец: Карамова Анна Сергеевна, ООО "ВЕЛЕС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА