г. Москва |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А40-243704/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей: С.М. Мухина, Г.М. Никифоровой
при ведении протокола Секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2023 по делу N А40-243704/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения от 14.09.2022 N КУВД-001/2022-24016051/3
при участии:
от заявителя: Фисенко Г.С. дов. от 22.11.2022
от ответчика: Аверкиев А.В. дов. от 24.01.2023
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление Росреестра по Москве, Управление) о признании незаконным уведомления от 14.09.2022 N КУВД-001/2022-24016051/3.
Решением от 09.03.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, с целью осуществления государственного кадастрового учета изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о здании с кадастровым номером 77:06:0012020:1365, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Типографская, стр. 2А в связи с его реконструкцией Департаментом заказано проведение кадастровых работ.
По результатам кадастровых работ в Управление Росреестра по Москве подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений в ЕГРН о здании площадью 1270.4 кв. м. с кадастровым номером 77:06:0012020:1365 по адресу: г. Москва, ул. Типографская, стр. 2А.
В качестве основания для осуществления регистрационных действий представлен технический план кадастрового инженера от 08.06.2022 с приложением, в том числе: проектная документация ГБУ МосгорБТИ от 15.10.2021 N 16 98 360290; согласование Мосгорнаследие от 26.05.2022 ДКН-056501-000466/22; письмо Департамента городского имущества от 21.04.2022 N ДГИ-И-28409/22; справка ГБУ Мосгоргеотрест от 25.03.2019 о составе предоставленных пространственных данных или материалов б/н.
Уведомлениями от 14.09.2022 N КУВД-001/2022-24016051/3; N КУВД-001/2022-24016051/4 государственным регистратором сообщено об отказе осуществления регистрационных действий на основании ст. 27 Закона N 218-ФЗ. Свое решение регистратор мотивировал несоблюдением требований приказа Росреестра от 23.10.2020 N П/0393; наличием разночтений между сведениями ЕГРН и техническим планом в части отображения внешних выступов в комнатах 4 и 33 на первом этаже объекта.
Не согласившись с оспариваемым отказом Управления, Департамент обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0012020:1365, расположенное по адресу г. Москва, улица Типографская, д. 2А общей площадью 1270,4 кв.м., 2 этажное кирпичное нежилое здание 1941 года ввода в эксплуатацию, принадлежит Заявителю на праве собственности, о чем в ЕГРН внесена запись N 77-01/06-753/2004-321 от 17.08.2004.
14.06.2022 по итогам предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственным регистратором прав на основании ст. 26 Закона о недвижимости принято решение, о приостановлении государственной регистрации по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Проведению заявленных действий в части осуществления государственного кадастрового учета изменений на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости препятствовало несоответствие формы и содержания документов требованиям законодательства, а именно - технический план изготовлен в нарушение требований Приказа от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
Так, технический план изготовлен в нарушение Требований Приказа от 18.12.2015 N 953.
В соответствии с п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, и видах работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство", предусматривает разработку и согласование проектной документации.
В том числе в части разработки проектной документации с учетом заключения, указанного в пункте 2.2 указанного постановления, ее согласования, получения соответствующих разрешений, включая оформление ордера на производство земляных работ, обустройство и содержание строительных площадок в установленном порядке. Состав проектной документации предполагает: Пояснительную записку; Исходные материалы органа технического учета и паспортизации; План этажа М 1:100 (М 1:50) с указанием:-предполагаемых к сносу перегородок;-устанавливаемых перегородок;-мест пробития и габаритов проемов во внутренних стенах;-мест размещения инженерного оборудования; Решения по размещению и функционированию внутреннего инженерного оборудования и систем (кроме квартир, при необходимости);Чертежи узлов, деталей, конструктивные решения и расчеты (при необходимости);Рабочие чертежи на производство строительных и монтажных работ (при необходимости);Заключение о техническом состоянии конструкций зданий и о возможности производства планируемых работ, оформленное проектной организацией - автором проекта здания.
При проведении работ не предусмотренными Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", технический план должен быть подготовлен с учетом п. 20 Требований и положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Как верно указал суд первой инстанции в рассматриваемом случае, технический план составлен в нарушение п. 49, ч. 1, ст. 26 Закона, представленный технический план, оформленный в электронной форме в виде файлов в формате XML содержит сведения, противоречащие сведениям ЕГРН, а именно графическая часть здания, представленная в составе технического плана, не соответствует сведениям ЕГРН в части отображения внешних выступов здания в комнатах 4 и 33 на 1-ом этаже.
В силу п. 50 Требований раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста. В случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки, допущенные при установлении местоположения объекта недвижимости (ранее допущенные реестровые ошибки), несоответствие площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, указанной в документах, предусмотренных пунктом 20 Требований, и площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, определенной с учетом Требований, установленных на основании части 13 статьи 24 Закона о недвижимости, а также в иных случаях, в том числе при изменении проектной документации или когда, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся обоснование значения площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), иная информация, документы, подтверждающие изменение проектной документации включаются в состав приложения.
Правила подсчета общей площади объекта недвижимости установлены Приказом Росреестра N П/0393 от 23.10.2020 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" (далее - Приказ N 0393), в соответствии с которым площадь нежилого здания, сооружения определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли. Площадь этажа нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен.
Аналогичные требования к определению общей площади нежилого (жилого) здания так же были отображены ранее в следующих документах: Приказе от 30.09.2011 N 531 "Об утверждении требований к определению площади здания, помещения"; СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78) (ред. от 23.06.2003); Приказ Минземстроя РФ ют 04.08.1998 N 37 (ред. от 04.09.2000) "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федераций" (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2008); "СНиП 2.08.01-89*. Жилые здания" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N78) (ред. от 20.11.2000).
В соответствии с п. 5 Приложения N 2 к Приказу N П/0393 площадь этажа нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен. Расстояния, применяемые для определения площади этажа, измеряются на высоте от нуля до 1,10 метра от уровня пола (при этом плинтусы, декоративные элементы, кабельные короба, системы отопления или кондиционирования воздуха не учитываются), с учетом п. 8.6 Требований к определению площади здания, сооружения и помещения (приложение N 2 к Приказу N П/0393).
Таким образом, на момент включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости с кадастровым номером 77;06;0012020:1365 общая площадь 1270,4 кв.м. нежилого здания должна была быть определена в соответствии с требованиями к определению общей площади нежилого здания в соответствии с документами, указанными выше.
Площадь, указанная в техническом плане 1415,8 кв.м. кадастровым инженером не обоснована графически с указание размеров подсчета по Приказу N ПУ0393 в заключении указано, что площадь здания определена согласно требованиям приказа Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 по внутренним поверхностям наружных стен этажа.
Площадь здания, указанная в проектной документации 1277,6 кв.м. которая совпадает с площадью здания, вычисленной ГБУ МосгорБТИ в результате проведения технической инвентаризации.
Разночтения в площади в Проектной документации и техническом плане носят технический характер в связи с разным подходом определения площади в целях кадастрового и технического учета.
Между тем, площадь здания определялась аналогично приказу от 23.10.2020 N П/0393 по нормативно правовым документам, используемым МосгорБТИ при техническом и кадастровом учете.
При таких обстоятельствах, Управление правомерно отказало в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий на основании ст. 27 Закона N 218-ФЗ.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.03.2023 по делу N А40-243704/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-243704/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ