г. Москва |
|
02 июня 2023 г. |
Дело N А40-278232/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2023 по делу N А40-278232/22 (17-2172)
по заявлению ООО "Эстейт"
к Управлению Росреестра по Москве,
третье лицо: Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации
о признании незаконными решений,
при участии:
от заявителя: |
Агафонов Р.В. по дов. от 23.07.2019; |
от ответчика: |
Аверкиев А.В. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эстейт" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление), оформленные уведомлениями от 04.08.2022 г. N КУВД-001/2022-29857036/2 и от 31.10.2022 N КУВД-001/2022-29857036/5, о возложении обязанности на Управление Росреестра по Москве в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Эстейт" путем внесения изменений в ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022011:1315, расположенного по адресу: г. Москва, Звездный бульвар, д.21, стр.1, помещение 1/3 в соответствии с Техническим планом от 25.08.2022 г., составленным кадастровым инженером Золотько О.Ю.
Решением суда от 10.03.2023 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо считает, что документы, подтверждающие согласование осуществленной реконструкции, обществом не представлены. Управление считает оспариваемый отказ соответствующим закону и не нарушающим прав и законных интересов общества.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Эстейт" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества общей площадью 786,6 кв.м., по адресу: г. Москва, Звездный бульвар, д. 21, стр. 1, помещение 1/3, кадастровый номер: 77:02:0022011:1315 (далее - нежилые помещения). Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись регистрации: 77:02:0022011:1315-77/002/2018-2 от 18.06.2018 г.
ООО "Эстейт" обратилось в ГБУ МосгорБТИ с заявлением о проведении инвентаризации указанных нежилых помещений с последующим изготовлением проектной документации, технического заключения, необходимых для согласования перепланировок в нежилых помещениях и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
ГБУ МосгорБТИ была проведена инвентаризация нежилых помещений, подготовлена проектная документация, техническое заключение и технический план необходимый для государственной регистрации соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
ООО "Эстейт" 14 июля 2022 г. обратилось с заявлением в Филиал ГБУ МФЦ города Москвы с заявлением о государственной регистрацией изменений в ЕГРН на основании документации, подготовленной ГБУ МосгорБТИ.
Управлением Росреестра по Москве 04 августа 2022 г. было выдано уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (КУВД-001/2022-29857036/2) с требованием устранить технические недостатки при подаче документов и предоставлении документов, подтверждающих согласование осуществленной реконструкции.
По заявлению ООО "Эстейт" 12.08.2022 г. кадастровый инженер Злотко О.Ю. обратилась в апелляционную комиссию при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением (N 77/22-470) о признании вынесенного приостановления государственного кадастрового учета необоснованным.
Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 19 августа 2022 г. N 284/2022@ жалоба N 77/22-470 от 12.08.2022 г. отклонена.
Указанные в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (КУВД-001/2022-29857036/2) замечания 14 сентября 2022 г. были исправлены, в отношении получения разрешения о реконструкции здания, соответствующие пояснения были даны в техническом плане со ссылкой на подготовленные ГБУ МосгорБТИ на проектную документацию (24 98 350033) и техническое заключение (24 98 350033 - ТЗ) и поданы через МФЦ в Росрестр.
ООО "Эстейт" 31 октября 2022 г. было получено уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав (N КУВД-001/2022-29857036/6).
Заявитель с указанным решением Управления не согласился, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
В соответствии со ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 14 ст. 1 ГрК РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП, произведенные виды работ по изменению объекта недвижимости не требуют получения разрешения на строительство.
Выполненные ООО "Эстейт" перепланировки не влияют на изменение параметров объекта капитального строительства и его частей: не изменяется высота здания, количество этажей, площадь и объем; не происходит его надстройка, перестройка или расширение; не происходит замена и(или) восстановление несущих строительных конструкций; изменения не угрожают безопасности здания, не несут вреда жизни и здоровью людей, не затрагивают интересы других лиц, что подтверждается Техническим заключением N 24 98 350033 - ТЗ и, так как такие работы не являются реконструкцией, то получение разрешения на строительство (реконструкцию) в порядке п. 4 ч. 17 ст. 51 не предусмотрено.
Согласно Техническому заключению N 24 98 350033 - ТЗ, выданному ГУП МосгорБТИ, все стены здания находятся в проектном положении; дефектов и деформации, снижающих несущую способность и эксплуатационные качества элементов каркаса и перекрытий не выявлено; существующие стояки отопления помещений сохранены в проектном положении. В результате по переустройству и (или) перепланировке доступ к инженерным сетям обеспечен, ухудшения условий эксплуатации здания не произошло. Нарушений требований строительных, санитарно-гигиенических, эксплуатационных норм и правил пожарной безопасности при обследовании помещений не выявлено. При выполнении строительных работ по переустройству и (или) перепланировке учтены требования СанПиН по освещенности комнат, устройству полов и отделке стен. На основании проведенного инженерно-технического обследования основных несущих конструкций, в соответствии с существующими нормативами и законодательной базой, специалистами ОПД УПДО ГБУ МосгорБТИ сделан вывод: проведение каждого из выполненных мероприятий по переустройству и (или) перепланировке помещения соответствует действующим нормам, допустимо и безопасно. Переустройство и (или) перепланировка, выполненные в помещении, не носят изменений капитального характера и подпадают под действие п.4 ч.II ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 г. N 432-ПП.
В соответствии с п. 4 ч. 17 ст. 21 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно п. 3.8 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП демонтаж (в том числе иная разборка) перегородок и ненесущих стен, устройство новых перегородок и ненесущих стен, устройство проемов в перегородках относятся к видам работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих прав третьих лиц не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 г. N 432- ПП "О видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, и видах работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих прав третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство" работы по перепланировке принадлежащих ООО "Эстейт" помещений на 3 этаже не затрагивают несущие конструкции объекта капитального строительства и не предусматривают увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их положений, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций, при которых может произойти их разрушение и нарушение других характеристик их надежности и безопасности.
На основании изложенного в соответствии с п. 4. ч. 17 ст. 51 ГрК РФ разрешения на строительство не требуется, так как перепланировка помещений не связана с реконструкцией здания.
Таким образом, оспариваемое уведомление не соответствует закону.
Нормативные акты возлагают на Управление Росреестра по Москве обязанность исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, препятствуют государственному кадастровому учету, что в рассматриваемом случае сделано не было.
Согласно п. 5 ст.200 АПК РФ с учетом положений п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных Управлением в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2023 по делу N А40-278232/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-278232/2022
Истец: ООО "ЭСТЕЙТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ