г. Москва |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А40-232452/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Компании Wheely Ltd (Вили Лтд)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2023 по делу N А40-232452/22 (145-1827)
по заявлению Компании Wheely Ltd (Вили Лтд)
к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
третье лицо: Мещанская межрайонная прокуратура г. Москвы
о признании недействительным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Налбандян Е.Э.по дов. от 17.10.2022; |
от ответчика: |
Свириденко Д.В. по дов. от 22.03.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Компания Wheely Ltd (Вили Лтд) (далее - заявитель, Компания) обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор, ответчик) о признании:
- недействительным уведомления от 22.07.2022 о включении сайта в сети "Интернет" http://www.wheely.com в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
- незаконными действий по включению сайта в сети "Интернет" http://www.wheely.com в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
- незаконными бездействий при рассмотрении обращений Wheely Ltd об исключении сайта в сети "Интернет" http://www.wheely.com из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
и об исключении сайта в сети "Интернет" http://www.wheely.com из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено
Решением суда от 28.02.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, основания для включения сайта в реестра отсутствуют, поскольку на сайте не размещается запрещенная в соответствии с решением Мещанского суда информации. Кроме того, заявитель ссылается на необоснованное уклонение Роскомнадзора от исполнения возложенных на него обязанности по проверке соответствия описания и удаления распространяемой на сайте информации.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Компания Wheely Ltd является владельцем сайта в сети интернет http://www.wheely.com (далее - Сайт).
Компанией 22.07.2022 было получено уведомление Роскомнадзора о включении Сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Реестр).
Не согласившись с оспариваемым уведомлением, действиями/бездействиями, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что незаконность уведомления, действий/бездействий не доказана заявителем, оспариваемые уведомление, действия/бездействия не нарушают права и законные интересы заявителя.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создан и ведётся Единый реестр.
Частью 3 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ, а также пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 (далее - Положение), создание, формирование и ведение Единого реестра отнесено к компетенции Роскомнадзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы Единый реестр (далее - Правила ведения Единого реестра).
Приказом Роскомнадзора от 12.03.2021 N 25 утверждено Положение об Управлении контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций (копия прилагается) (далее - Положение об Управлении).
В соответствии с пунктами 2.2.1, 3.1 и 3.8 Положения об Управлении полномочия по ведению единого реестра, а также в соответствии с пунктом 3.9 Положения об Управлении организует взаимодействие с провайдерами хостинга, владельцами сайтов в сети "Интернет", а также иными лицами, обеспечивающими размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети "Интернет" информационных ресурсов посредством направления уведомлений в соответствии с положениями статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ возложены на Управление контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ основанием для включения в Единый реестр является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сайта в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 22.10.2020 Мещанским районным судом г. Москвы было вынесено решение по делу N 2а-594/2020 (далее -решение суда) по административному исковому заявлению Мещанской межрайонной прокуратуры г. Москвы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Wheely Ltd о признании информации, размещенной на сайтах в сети "Интернет" www.weely.com, www.wheely.ru, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. 06.04.2021 апелляционная жалоба компании Wheely Ltd на решение суда была оставлена без удовлетворения, а апелляционная жалоба компании Wheely Technologies Ltd, не привлеченной к участию в деле N 2а-594/2020 -оставлена без рассмотрения по существу. 06.10.2021 кассационная жалоба компании Wheely Ltd на решение суда и апелляционное определение оставлена без удовлетворения.
В связи с чем, 22.07.2022 Роскомнадзором направлены уведомления на русском и английском языках о необходимости удаления запрещенной информации на электронные почтовые адреса провайдера хостинга abuse(a)amazonaws.com и владельца сайта support(5)wheely.com, marketing(5)wheely.com, press(5)wheely.com, partners(a)wheely.com (копия уведомления прилагается).
Направление вышеуказанных уведомлений подтверждается скриншотом соответствующей реестровой записи Единого реестра.
В связи с непринятием мер по удалению запрещенной информации владельцем сайта в сети "Интернет", а также непринятием провайдером хостинга мер по ограничению доступа к ней, доступ к сайту в сети "Интернет" www.wheely.com на территории Российской Федерации был ограничен операторами связи.
Таким образом, при направлении спорного уведомления и ограничении доступа к сайту в сети "Интернет" www.wheely.com Роскомнадзор действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства и каких-либо нарушений допущено не было.
При таких обстоятельствах, Заявителем не представлены доказательства подтверждающие, что оспариваемое уведомление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с п. 1 Положения Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
В силу п. 6.4 Положения Роскомнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Роскомнадзора.
Судом первой инстанции верно установлено, что 25.07.2022 в Роскомнадзор поступило обращение компании Wheely Ltd от 22.07.2022 N 202207/15 о рассмотрении вопроса об удалении информации о сайте в сети "Интернет" www.wheely.com из Единого реестра.
28.07.2022 с целью проверки исполнения решения суда, письмом Роскомнадзора N 05 ЛА-69654 в Генеральную прокуратуру Российской Федерации был направлен запрос о возможности исключения информации о доменном имени www.wheely.com из Единого реестра.
Роскомнадзор осуществляет административно-техническую функцию по исполнению решений о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно решению суда, вся информация, распространяемая на сайте в сети "Интернет" www.wheely.com, признана запрещенной.
23.08.2022 письмом Роскомнадзора N 05-76121 компании Wheely Ltd сообщено о направлении запроса о возможности исключения доменного имени www.wheely.com из Единого реестра в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
25.08.2022 в Роскомнадзор поступило письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22.08.2022 N 708-5-2022 о неисполнении компанией Wheely Ltd решения суда и в этот же день письмом Роскомнадзора N 05-77037 Заявителю сообщено об отсутствии оснований для исключения информации о доменном имени www.wheely.com из Единого реестра.
01.09.2022 в Роскомнадзорм поступило повторное обращение компании Wheely Ltd от 29.08.2022 N 202208/21 о рассмотрении возможности исключения доменного имени www.wheely.com из Единого реестра.
07.09.2022 письмом Роскомнадзора N 05-81214 компании Wheely Ltd сообщено о необходимости подтверждения удаления запрещенной информации с сайта www.wheely.com от органов прокуратуры.
Согласно п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона N 59-ФЗ.
Все Обращения Заявителя были рассмотрены в рамках предоставленной компетенции в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом N 59-ФЗ.
Вместе с тем, несогласие Заявителя с содержанием ответов не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) Роскомнадзора при рассмотрении обращений.
При таких обстоятельствах, незаконных действий/бездействий со стороны Роскомнадзора при рассмотрении обращений Компании допущено не было.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае незаконность уведомления, действий/бездействий не доказана заявителем, оспариваемые уведомление, действия/бездействия не нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают незаконно на него какие-либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, ввиду чего являются необоснованными, а оспариваемые уведомление и действия в полной мере соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Заявитель ссылается, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность по передаче сведений в ГИС ЕРНИС3.
Вместе с тем 14.12.2022 Роскомнадзором в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлено письмо N 05ЛА-110996 о подтверждении исполнения компанией Wheely Ltd решения Мещанского районного суда г. Москвы от 22.10.2020 по делу N 2а-594/2020. Копия письма представлена заинтересованным лицом.
Согласно ответу Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18.01.2023 N 708-8-2023 (копия прилагается), несмотря на утрату силы приказов Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент) от 12.05.2020 N 61-02-224/20 и 18.06.2020 N 61-02-277/20, обязанность по представлению сведений в ГИС ЕРНИС для юридических лиц, организующих перевозку пассажиров по заказу легковыми автомобилями, установлена протоколом заседания антитеррористической комиссии города Москвы от 31.08.2020 N 4-13-14545/20 и приказом Департамента от 25.09.2020 N 61-02-466/20.
Роскомнадзор не наделен полномочиями по самостоятельной проверке исполнения компанией Wheely Ltd вышеуказанных обязанностей, неисполнение которых и является причиной признания всей информации, распространяемой посредством сайта в сети "Интернет" www.wheely.com, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем, для исключения информации о данном сайте из Единого реестра Роскомнадзору необходимо подтверждение достоверности сообщений Wheely Ltd от органов прокуратуры.
Доводы жалобы о нарушении Роскомнадзором порядка исключения информации о сайте в сети "Интернет" www.wheely.com из Единого реестра со ссылкой на пункт 6.3 Критериев являются несостоятельнымы ввиду следующего.
Указанный пункт Критериев устанавливает критерии оценки информации при принятии решений о включении информации об указателях страниц сайтов в сети "Интернет" в Единый реестр, в связи с чем указанная норма не может быть применена к оценке действий (бездействия) Роскомнадзора при принятии решений об исключении информации об указателях страниц сайтов в сети "Интернет" из Единого реестра.
Так, порядок исключения информации об указателях страниц сайтов в сети "Интернет" из Единого реестра установлен упомянутым пунктом 14(1) Правил.
Кроме того, то обстоятельство, что Роскомнадзор проводил проверку содержания сообщений компании Wheely Ltd об удалении запрещенной информации, подтверждается вышеприведенным письмом Роскомнадзора от 28.07.2022 N 05ЛА-69654: "По результатам изучения представленных компанией Wheely Ltd документов и информации устранение нарушений, указанных в Судебном решении, подтверждается".
В этой связи действия Роскомнадзора при рассмотрении вопроса об исключении информации о сайте www.wheely.com из Единого реестра полностью соответствуют требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок рассмотрения сообщений об удалении запрещенной информации.
Таким образом, при внесении в Единый реестр информации о сайте в сети "Интернет" http://www.wheely.com Роскомнадзор действовал во исполнение решения суда в пределах предоставленных полномочий, отнесенных действующим законодательством к компетенции Роскомнадзора; Роскомнадзором соблюдена процедура ограничения доступа к странице сайта в сети "Интернет" http://www.wheely.com в порядке, предусмотренном статьёй 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ; В настоящее время основания для исключения информации о сайте в сети "Интернет" http://www.wheely.com из Единого реестра отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2023 по делу N А40-232452/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Компании Wheely Ltd (Вили Лтд) (ИНН: 7705846236) из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 4500 рублей, уплаченную Васильевых Л.А. по чек-ордеру от 28.03.2023.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232452/2022
Истец: Компания Wheely Ltd (Вили Лтд)
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ