город Москва |
|
2 июня 2023 г. |
дело N А40-196433/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2023 по делу N А40-196433/22
по заявлению ОАО "РЖД"
к Федеральному агентству железнодорожного транспорта
третьи лица: Смирнов А.В.
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Иванова Е.В. по доверенности от 08.11.2021,
от заинтересованного лица - Прошкина И.В. по доверенности от 29.12.2022;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) от 24.01.2023 в удовлетворении заявленных ОАО "РЖД" требований о признании незаконным решения Федерального агентства железнодорожного транспорта от 09.06.2022 N ВЛ-30/5853-ис, отказано.
ОАО "РЖД", не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Смирнов А.В., в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от Смирнова А.В. и Федерального агентства железнодорожного транспорта поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены судом к материалам дела.
Представители ОАО "РЖД" и Федерального агентства железнодорожного транспорта в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в рамках реализации инвестиционной программы "Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва-Алабушево под специализированное пассажирское сообщение" ОАО "РЖД" является заказчиком по проектированию и строительству объекта "Этап 1. Строительство дополнительных V и VI путей под специализированное пассажирское движение на участке о.п. Алабушево (вкл.) - ст. Крюково (вкл.)".
На основании обращений от 20.12.2021 N ИСХ-97/ДКРС-ВСМ, от 20.01.2022 N ИСХ-90/ДКРС-ВСМ, от 25.01.2022 N ИСХ-128/ДКРС-ВСМ, от 28.02.2022 N ИСХ1992/ДКРС распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 14.03.2022 N АИ-171-р утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) для объекта.
С целью изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, попадающих в зону планируемого размещения объекта, Федеральному агентству железнодорожного транспорта передано письмо от 29.04.2022 N ИСХ-1399/ДКРС-ВСМ вместе с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ходатайству ОАО "РЖД" просило изъять ЗУ35, площадью 808 кв.м., образуемый путем раздела земельного участка с кадастровым номером: 50:09:0110104:3137, земельные участки кадастровые номера 50:09:0110104:2917; 50:09:0110104:2918 и расположенные на данных земельных участках объекты недвижимого имущества кадастровые номера 50:09:0110104:7772; 50:09:0110104:3403.
Письмом от 09.06.2022 N ВЛ-30/5853-ис отказано в удовлетворении ходатайства ОАО "РЖД" в части изъятия объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:09:0110104:3403.
В отношении земельных участков кадастровые номера 50:09:0110104:2917; 50:09:0110104:2918 указано на то, что ходатайство будет рассмотрено после устранения замечаний и внесения соответствующих изменений в документацию по планировке территории.
В части изъятия земельного участка кадастровый номер: 50:09:0110104:3137 и объекта недвижимого имущества кадастровый номер 50:09:0110104:7772 решение от 09.06.2022 N ВЛ-30/5853-ис информацию не содержит.
Не согласившись с решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения действующему законодательству.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции, осуществляют подготовку документации по планировке территории и направляют такую документацию для утверждения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Пунктом 5 ч. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае планирования строительства, реконструкции линейного объекта подготовка документации по планировке территории является обязательной.
Согласно п. п. 3 и 4 ч. 1.1. ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции; субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Документация по планировке территории по объекту: "Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва - Алабушево под специализированное пассажирское сообщение" Этап 1. Строительство дополнительных V и VI путей под специализированное пассажирское движение на участке о.п. Алабушево (вкл.) - ст. Крюково (вкл.)" разработана на основании решения ОАО "РЖД" от 17.05.2021 N ДКРС-114/р.
Частью 1.2. ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных ч. 1.1 данной статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Разработка документации по планировке территории подготовлена АО "Мосгипротранс", которым определены местоположения границ планируемого размещения линейного объекта.
Согласно п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 Кодекса.
В соответствии с п. 10 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 56.2 Кодекса, в срок не более чем 30 дней со дня поступления ходатайства об изъятии выполняют одно из следующих действий: направляется запрос в орган регистрации прав в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества; принимается решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии при наличии оснований, предусмотренных п. 11 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляются принятые решения организации, подавшей данное ходатайство, с указанием причины принятого решения.
Пунктом 11 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации; ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии не может быть утверждена по основаниям, указанным в подп. 1, 3 - 5 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
Таким образом, положения Земельного кодекса Российской Федерации, несмотря на исчерпывающий список оснований для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков для государственных нужд, не дает полномочий соответствующим федеральным органам исполнительной власти на принятие решения об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества вне границ зоны планируемого размещения линейного объекта.
Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Частью 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению и материалов по ее обоснованию.
Частью 3 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
В соответствии с ч. 4 ст. 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и содержание документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, утверждено постановлением Правительства Российской Федераций от 12.05.2017 N 564.
Согласно п. 11 Положения, раздел 1 "Проект планировки территории. графическая часть" включает в себя: чертеж границ зон планируемого размещения линейных объектов; чертеж границ зон планируемого размещения линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с изменением их местоположения.
Исходя из содержания указанного пункта следует, что в проекте планировки территории отображается зона размещения линейного объекта.
Следовательно, границы земельных участков, которые будут подлежать изъятию, в проекте планировки территории не отображаются.
Подпунктом "в" п. 34 Положения определено, что границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе расположенных полностью или частично в границах зоны планируемого размещения линейного объекта, в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд отображаются на чертеже (чертежах) межевания территории.
Исходя из содержания указанного пункта следует, что границы существующих земельных участков в проекте межевания территории не отображаются.
Согласно подп. "б" п. 36 Положения, раздел 3 "Материалы по обоснованию проекта межевания территории. Графическая часть" содержит чертежи, выполненные на цифровом топографическом плане, соответствующем требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, на которых отображаются границы существующих земельных участков.
Исходя из положений ч. 3 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что материалы по обоснованию проекта межевания территории не подлежат утверждению.
В рассматриваемой утвержденной части документации по планировке территории предусмотрено частичное изъятие земельных участков как в проекте планировке территории, так и проекте межевания территории.
В свою очередь, ходатайством об изъятии изъятие земельных участков предусмотрено полностью.
Подпунктом "а" п. 37 Положения предусмотрено, что раздел 4 "Материалы по обоснованию проекта межевания территории. Пояснительная записка" содержит обоснование определения местоположения границ образуемого земельного участка с учетом соблюдения требований к образуемым земельным участкам, в том числе требований к предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков.
Пунктом 6 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской федерации установлено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, определен состав разделов проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и требования к содержанию разделов такой проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта различных видов объектов капитального строительства (включая линейные объекты), в том числе состав разделов проектной документации и требования к содержанию разделов такой проектной документации на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Подпунктами "з" - "к" п. 10 Положения о составе разделов проектной документации определено, что раздел 1 "Пояснительная записка" проектной документации должен содержать: сведения о земельных участках, изымаемых для государственных или муниципальных нужд, о земельных участках, в отношении которых устанавливается сервитут, публичный сервитут и (или) заключается договор аренды (субаренды), в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, установления сервитута, публичного сервитута, заключения договора аренды (субаренды); сведения о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков и (или) для внесения в качестве арендной платы, платы за сервитут, публичный сервитут и (или) для выкупа земельных участков; в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 35 Положения о составе разделов проектной документации установлено, что раздел 2 "Проект полосы отвода" содержит расчет размеров земельных участков, предоставленных для размещения линейного объекта.
Следовательно, для определения сведений о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков для выкупа земельных участков, а также расчета размеров земельных участков, предоставленных для размещения линейного объекта, необходима информация о точной площади изымаемых земельных участков.
Учитывая изложенное, в случае если части земельных участков, расположенные за границами зоны размещения объекта, утвержденной документацией по планировке территории, но включенные в полосу отвода в проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, необходима корректировка документации по планировке территории.
Из материалов дела следует, что согласно данным ЕГРН, документации по планировке территории по объекту: "Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва -Алабушево под специализированное пассажирское сообщение" Этап 1. Строительство дополнительных V и VI путей под специализированное пассажирское движение на участке о.п. Алабушево (вкл.) - ст. Крюково (вкл.)", утвержденной распоряжением от 14.03.2022 N АИ-171-р, заявленные в ходатайстве к изъятию в полном объеме земельные участки с кадастровыми номерами: 50:09:0110104:2917 и 50:09:0110104:2918, расположены в границах зоны планируемого размещения линейного объекта частично.
Согласно данным ЕГРН и документации по планировки переторрии заявленный к изъятию объект недвижимого имущества с кадастровым номером 50:09:0110104:3403 расположен вне границ зоны планируемого размещения линейного объекта.
Доводы заявителя о том, что земельные участки не могут быть преобразованы (разделены, выделены) без нарушения закона о соблюдении минимального размера участка, необоснованные.
В силу ч. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне.
Документом градостроительного зонирования, который включает в себя градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ). В соответствии с картой градостроительного зонирования с установленными территориями, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расположенной на официальном сайте администрации городского округа Солнечногорск Московской области (https://solreg.ruA. и информацией с геопортала Подмосковья (rgis.mosreg.ru) указанные земельные участки находятся в зоне "Ж-2" - зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
Согласно градостроительному регламенту в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, утвержденному постановлением Администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 21.04.2021 N 592 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Солнечногорск Московской области" в зоне "Ж-2 - зоне застройки зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами" минимальный предельный размер земельных участков, основным видом разрешенного использования которых является "ведение личного подсобного хозяйства" равен 500 кв.м.
Из графической части раздела 3 "материалы по обоснованию проекта межевания" усматривается, что земельные участки расположены в границах зоны планируемого размещения линейного объекта частично.
Согласно проекту планировки территории, утвержденному распоряжением Росжелдора от 14.03.2022 N АИ-171-р, площадь пересечения зоны планируемого размещения объекта с земельным участком кадастровый номер 50:09:0110104:2917 - 44 кв. м. с земельным участком кадастровый номер 50:09:0110104:2918 - 24 кв.м.
Таким образом, в случае изъятия части исходных земельных участков размер образованных земельных участков составит 464 кв.м. и 484 кв.м.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами и, как следствие, не распространяются требования к образуемым и измененным земельным участкам (п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ).
В рассматриваемом случае, совокупность оснований, установленных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным оспариваемого уведомления, а, следовательно, и для возложения на заинтересованное лицо каких-либо обязанностей, отсутствуют.
Нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2023 по делу N А40-196433/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-196433/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Третье лицо: Смирнов Алексей Владимирович