г. Москва |
|
02 июня 2023 г. |
Дело N А40-201585/22 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Лялина Т.А. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика ФГП ВО ЖДТ России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2022 по делу N А40-201585/22,
рассмотренному в порядке упрощенного судопроизводства
по иску Публичного акционерного общества "Косогорский металлургический завод" (ОГРН: 1027100507280) к Федеральному государственному предприятию "ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ОГРН: 1037701021841, Дата присвоения ОГРН: 01.04.2003) о взыскании денежных средств
без извещения сторон
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Косогорский металлургический завод" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ФГП ВО ЖДТ России денежных средств в размере 713 100 руб., ссылаясь на то, что:
- между ОАО "Косогорский металлургический завод" и ВО ЖДТ (Охрана) был заключен договор от 27.12.2011 г. N УВО-3024, который в соответствии с п. 8.2 ежегодно пролонгируется и является действующим;
- ОАО "Косогорский металлургический завод" с 08.12.2014 года (согласно сведениям, полученным из ЕГРЮЛ) сменило организационно-правовому форму на "ПАО";
- согласно п. 2.1 Договора ВО ЖДТ обязуется оказывать возмездные услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах сменным способом в пути следования по территории Российской Федерации, а ПАО "КМЗ" обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Договором;
- согласно п. 5.2 Договора Охрана несет ответственность за сохранность груза с момента подписания акта приема (выдачи) груза на железнодорожных путях общего пользования на станции отправления до момента подписания акта приема (выдачи) груза или памятки приемосдатчика при передаче груза в вагоне Заказчику на железнодорожных путях общего пользования на станции назначения;
- 20.09.2021 г. ПАО "КМЗ" согласно железнодорожной накладной N 31429534 сдало к перевозке на станции Ясная Поляна Московской железной дороги 8 полувагонов с чугуном литейным марки Л4. Общий вес продукции - 554,05 т.;
- покупателем и грузополучателем чугуна являлось ОАО "Минский тракторный завод", Республика Беларусь;
- указанные полувагоны приняты под охрану Тульского отряда ФГП ВО ЖДТ России на Московской ж/д 20.09.2021 г. на станции Ясная Поляна по Акту приема вагонов N 13930 (с 17 ч. 00 мин. по 17 ч. 30 мин.);
- перед приемкой полувагонов охраной перевозчик осуществил контрольную провеску полувагонов, подтвердившую вес, указанный в ж/д накладной, с учетом допустимой погрешности взвешивания. Поэтому представители охраны изначально знали, что принятый ими груз по весу соответствует заявленному в перевозочных документах;
- полувагоны 23.09.2021 г. прибыли на ж/д станцию Смоленск -Сортировочный, где полувагон N 54002647 отцеплен с составлением акта общей формы N 17000-1-1/527 в связи с выявлением факта уменьшения веса;
- от ОАО "Минский тракторный завод"" в адрес ПАО "КМЗ" 28 сентября 2021 г. пришло уведомление о выявлении недостачи в полувагоне N 54002647, зафиксированной составленным на станции назначения Степянка Коммерческим актом N 140403/046 от 28.09.2021 г. (письмо N 916-237-01-7552 от 28.09.2021 г.);
- согласно Коммерческому акту вес нетто в указанном вагоне составил 56 800 кг. В накладной указан вес нетто 69 100 кг. (69 100-56 800 = 12 300 кг.), таким образом, в полувагоне N 54002647, находившемся под охраной ВО ЖДТ, в пути следования произошла утрата груза в размере 12 300 кг (12,3 т);
- охрана не выполнила надлежащим образом свои обязанности по Договору и не обеспечила сохранность груза;
- покупатель заявил о необходимости выставления счета на фактически принятое количество груза;
- поставка груза осуществлена в рамках Дополнительного соглашения N 23 от 29.07.2021 г. к контракту N РБ/2910 от 13.02.2019 г. между ПАО "КМЗ" и ОАО "Минский тракторный завод";
- корректировка расчетов произведена с учетом недостачи в размере 12,3 т. (счет/фактура N П03363 от 20.09.21 г. и корректировочный счет/фактура N 16 от 01.10.21 г.). Факт корректировки (в сторону уменьшения) стоимости поставки отражен сторонами и в Акте сверки расчетов за период с 01.08.21 г. по 31.10.21 г.;
- согласно расчету стоимости утраченного груза убытки ПАО "КМЗ", вызванные несохранностью груза в пути следования, составили 713 100 руб.;
- в соответствии с п. 5.3 Договора в случае недостачи, утраты груза по вине Охраны последняя возмещает ПАО "КМЗ" причиненный ущерб в размере стоимости недостающего, утраченного груза на основании письменной претензии ПАО "КМЗ";
- поскольку направленная истцом в адрес ответчика претензия была оставлена последним без удовлетворения, то истец обратился с настоящим иском в суд.
В суд первой инстанции ответчик представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, указывал на то, что истцом документально не подтверждено заявленное требование о взыскании убытков, не представлен детализированный расчет, а ФГП ВО ЖДТ России является ненадлежащим ответчиком по делу.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст. ст. 15, 309, 310, 393 ГК РФ, решением от 28.11.2022 г. суд первой инстанции иск удовлетворил, исходя из следующего:
- груз перед отправкой был взвешен ПАО "КМЗ", что отражено в ж/д накладной N 31429534;
- перевозчиком на станции отправления осуществлена контрольная перевеска груза, подтвердившая вес, указанный в ж/д накладной с учетом допустимой погрешности взвешивания (документы представлены истцом в материалы дела), представители охраны проинформированы, что принятый ими груз по весу соответствует заявленному в перевозочных документах;
- доказательств, свидетельствующие о том, что в документах указаны неверные сведения относительно массы перевозимого груза, ответчиком не представлены;
- проведение взвешивания вагонов перед отправкой без участия Охраны, а также отсутствие обязанности ответчика принимать и выдавать груз по весу, не имеют правового значения для разрешения спора, т.к. не опровергают наличие фактической недостачи груза;
- отклонил довод ответчика о том, что представленный расчет стоимости утраченного груза не объективен и не детализирован, как противоречащий материалам дела;
- для расчета истцом использована стоимость продукции, согласованная между продавцом и покупателем;
- платежные документы подтверждают, что истец осуществил перерасчет стоимости груза в сторону уменьшения, т.к. грузополучатель получил груз с недостачей;
- отклонил довод ФГП ВО ЖДТ России о том, что он является ненадлежащим ответчиком, как несостоятельный;
- в соответствии со ст. 118 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчик освобождается от ответственности за недостачу груза, принятого к перевозке, если груз сопровождался представителями грузоотправителя (в данном случае работниками охраны);
- согласно п. 5.2 Договора от 27.12.2011 г. N УВО-3024 охрана берет на себя ответственность за сохранность принятого груза. Если в этот период выявляется факт несохранности (недостачи), то отвечает за это именно охрана;
- заявление ответчика о том, что в рассматриваемом деле имеются и иные обстоятельства, подтверждающие безосновательность и необоснованность заявленных исковых требований, является утверждением, не подкрепленным доказательствами;
- доказательств надлежащего исполнения обязательств по договору ответчиком не представлено, при этом ВО ЖДТ обязуется оказывать возмездные услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах сменным способом в пути следования по территории Российской Федерации (согласно п. 2.1 Договора), неисполнение данного пункта договора влечет за собой ответственность, предусмотренную законом;
- требование обоснованно, документально подтверждено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению заявителя, истцом документально не подтверждено заявленное требование о взыскании убытков, не представлен детализированный расчет, а ФГП ВО ЖДТ России является ненадлежащим ответчиком по делу.
Дело рассмотрено апелляционным судом в соответствии с частью 1 статьи 2721 АПК РФ единолично без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
От истца поступил отзыв на жалобу.
Проверив доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Доводы жалобы аналогичны доводам отзыва на иск, которые были рассмотрены судом первой инстанции и мотивированно отклонены.
Доводы жалобы направлены лишь на переоценку выводов суда первой инстанции, с которыми суд апелляции согласен, и не опровергают их.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения не усматривается, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2022 по делу N А40-201585/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, установленным в ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-201585/2022
Истец: ПАО "КОСОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"