г. Москва |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А40-250220/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лялиной Т.А.,
судей: Елоева А.М., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
истца ОСФР по г.Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2023 по делу N А40-250220/22
по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027703026075) (правопреемник) к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова" (ОГРН: 1037700012008)
о взыскании сумм излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения
при участии в судебном заседании:
от истца - Монахова М.А. по доверенности от 02.01.2023;
от ответчика - Шубина О.М. по доверенности от 01.01.2023;
УСТАНОВИЛ:
ОСФР по г.Москве и Московской области (правопреемник Государственного учреждения - Московское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 25) в связи с реорганизацией в форме преобразования, произошедшей 01.01.2023) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения Мурадян Л.В. в сумме 206 949,40 руб.,
ссылаясь на то, что:
- ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 25 ОСФР по г. Москве и Московской области;
- 30.07.2021 Учреждением по электронным каналам связи представлен реестр сведений для назначения и выплаты пособия по беременности и родам в отношении Мурадян Лусине Вардановне по листку нетрудоспособности N 402850802124 за период с 28.07.2021 по 14.12.2021;
- на основании сведений, предоставленных работодателем, пособие по беременности и родам Мурадян Л.В. было исчислено филиалом N 25 Фонда исходя из следующего: 331 397,23 руб. (сумма заработка за 2018, на который был заменен 2019 г., и 2020 г.,),: 8 (число дней в расчетном периоде) = 41 424.65 руб. (средний дневной заработок);
- в 2021 г., согласно ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), максимальный размер среднего дневного заработка не может превышать 2 434,25 руб., следовательно, размер выплаченного пособия составил: 2 434,25 х 140 (дни отпуска по беременности и родам) = 340 795,00 руб.;
- пособие в указанном размере было перечислено Мурадян Л.В. 04.08.2021 платежным поручением N 510185;
- 15.12.2021 Учреждение по электронным каналам связи представило в Фонд сведения для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в отношении Мурадян Л.В.;
- 20.12.2021 г. страхователем поданы сведения по пособию по беременности и родам, с пометкой "Перерасчет" с указанием количества дней в расчетном периоде 373, суммой заработка с учетом замены лет на 2018 и 2019 гг.;
- при расчете указанного пособия было выявлено несоответствие сведений, представленных ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова в отношений Мурадян Л.В. для расчета пособия по беременности и родам со сведениями, представленными для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- сумма пособия по беременности и родам была перечислена Мурадян Л.В. 04.08.2021 в размере - 340 795 руб., вместо 133 845 руб. 60 коп. Таким образом, произошла переплата пособия по беременности и родам Мурадян Л.В. в размере 206 949 руб. 40 коп. (340 795 руб. - 133 845 руб. 60 коп.);
- фонд направил страхователю письмо от 27.12.2021 N 08-06/08-18278 с указанием возвратить сумму переплаты пособия по беременности и родам, которое было оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В суде первой инстанции ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва на иск.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными сторонами доказательствами, Решением от 21.03.2023 г. Арбитражный суд г.Москвы в удовлетворении иска отказал, поскольку:
- указанная истцом переплата пособия у фонда возникла не по вине ответчика;
- в соответствии с требованиями пункта 2 Положения ответчик, являясь работодателем, представил истцу заявление работника и документы, необходимые для назначения выплат. При этом в тексте реестра сведений Мурадян Л.В. ответчик в разделе "Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде" указал 8 дней, вместо 140. При этом размер среднего дневного заработка указан Учреждением верно, при этом размер пособия по данным ответчика за счет ФСС составлял 00 руб. 00 коп.;
- согласно нормам пункта 8 Положения истец имел возможность отказать в выплате пособия, поскольку наделен полномочиями по проверки данных. Пунктом 7 Положения предусмотрено, что в случае представления в территориальный орган Фонда не в полном объеме документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего пособия, территориальный орган фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет страхователю извещение о предоставлении недостающих документов или сведений;
- Фонд произвел расчет и определил сумму подлежащего выплате пособия без учета полного объема сведений, содержащегося в представленном ответчиком реестре.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить, поскольку не согласен с выводами суда первой инстанции, указывая на то, что в силу пункта 9 Положения N 2375 дополнительная проверка сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, содержащихся в реестре, предусмотрена законодательством только в случае направления сведений не в полном объеме. Положение N 2375 не предусматривает обязанности страховщика проверять правильность представленных страхователем сведений, в том числе путем сопоставления разных показателей, представленных в составе сведений; ни Положением N 2375, ни Законом N 255-ФЗ обязанность страховщика учитывать и принимать во внимание отраженные в реестре сведения не предусмотрена, напротив, частью 2 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ, пунктом 15 Положения N 2375 за предоставление недостоверных сведений установлена ответственность для страхователя.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме по основаниям, в ней изложенным, просила решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить;
представитель ответчика возражала против доводов жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела), просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
На основании статьи 2.2 Закон N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 1.2 Закона N 255-ФЗ обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Законом.
Страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение.
Страховщик на основании пункта 5 части 2 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ обязан осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при представлении ими сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя.
Соответственно, страховщик наделен полномочиями по управлению средствами обязательного социального страхования, включая учет и контроль использования их страхователем в соответствии с действующим законодательством, и не может допустить нецелевого расходования бюджетных средств.
При этом согласно пунктам 1 и 2 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователя сведения и документы, связанные с назначением и выплатой страхового обеспечения; проводить проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
В соответствии с пунктом 10 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375) после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия.
При поступлении в территориальный орган Фонда документов или сведений, подтверждающих наличие оснований для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", территориальный орган Фонда выносит мотивированное решение о таком отказе.
В силу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ответчик 30.07.2021 года представил Истцу в электронном виде сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по беременности и родам за период с 28.07.2021 г по 14.12.2021 г сотруднику Мурадян Лусине Вардановне, работающей на должности "Мойщик посуды".
Как указывает ответчик в отзыве на жалобу, при выгрузке информации из программы "1С-Бухгалтерия" в программу "Контур Экстерн" неверно отразились дни указанные в разделе "Выдан лист нетрудоспособности". Так вместо 730 календарных дней отразилось лишь 8 календарных дней. Ответчик данную ошибку не заметил.
Однако, расчет пособия, причитавшегося к выплате Мурадян Л.В., был произведен верно, из расчета 730 календарных дней (331397,23:730 = 453,97), средний дневной заработок составил 453,97 рублей.
Несмотря на несоответствие между днями и суммой предоставленной ответчиком среднего дневного заработка (453,97), Истец, не направил Ответчику извещение об уточнении данных, а произвел свой расчет пособия из расчета 331 397,23 (сумма заработка за 2018, на который был заменен 2019 и 2020) / 8 (число дней в расчетном периоде), при этом средний дневной заработок у Мурадян Л.В. составил - 41 424,65. Выплата пособия была произведена Истцом с учетом ст. 14 Закона N 255-ФЗ в максимальном размере среднедневной заработной платы -2 434,25 рубля.
Фонд произвел расчет и определил сумму подлежащего выплате пособия без учета полного объема сведений, содержащегося в представленном ответчиком реестре. При указанных обстоятельствах у Фонда имелась возможность обнаружить несоответствия в представленных ответчиком сведений, при необходимости - запросить у Учреждения корректировку сведений, и правильно рассчитать размер пособия для выплаты застрахованному лицу".
15.12.2021 года Ответчиком было направлены Истцу сведения на выплату Мурадян Л.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком на период 15.12.2021 года по 04.04.2023 г. Для расчета пособия использовался заработок за 2018-2019 гг, количество дней указано было 373.
20.12.2021 года Ответчиком предоставлены сведения по пособию по беременности и родам, с пометкой "перерасчет" с указанием верного количества дней.
27.12.2021 г. Ответчику поступило письмо от Истца о необходимости погашения суммы переплаты в размере - 206 949,40 рублей.
В силу части 1 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
На основании части 2 статьи 15.1 Закона N 255 в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ответчик не является лицом, по вине которого произошла переплата, поскольку в реестре сведений на работника содержалась верная сумма, соответственно, недостоверные сведения не представлены.
В момент возникновения у Истца сомнений, при которых произведен перерасчет суммы среднего дневного заработка, он обязан был провести проверку и установить обстоятельства несоответствия полученных сведений до перерасчета и выплаты пособия гражданке Мурадян Л.В. для исключения нецелевого расходования бюджетных средств, принимая во внимание, что среднедневная заработная плата на должности "Мойщика посуды" в бюджетном учреждении была отражена в размере 41 424,65 руб.
При данных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2023 по делу N А40-250220/22
оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.А. Лялина |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-250220/2022
Истец: ГУ МОСКОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФСС РФ В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА N25
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА"
Третье лицо: Мурадян Лусине Вардановна, ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ