город Москва |
|
2 июня 2023 г. |
дело N А40-11406/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.06.2023.
Полный текст постановления изготовлен 02.06.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента торговли и услуг г. Москвы и индивидуального предпринимателя Исламова Романа Расим Оглы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2023
по делу N А40-11406/23,
по заявлению Департамента торговли и услуг г. Москвы
к индивидуальному предпринимателю Исламову Роману Расим Оглы
третье лицо - Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию
алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - Киреев А.О. по доверенности от 05.08.2022;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250.000 руб.; алкогольная продукция в количестве 251 единиц, изъятая в ходе проверки, согласно протокола от 13.12.2022 N М-429/22/БЛ направлена на переработку или уничтожение в установленном законом порядке.
Не согласившись с решением суда Департамент торговли и услуг г. Москвы и индивидуальный предприниматель Исламов Роман Расим Оглы обратились с апелляционными жалобами.
Департамент указывает на неправильный размер назначенного судом штрафа, просит судебный акт изменить в данной части.
Предприниматель в апелляционной жалобе просит заменить штраф на предупреждение.
Предприниматель и представитель третьего лица - Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 13.12.2022 в ходе проверки деятельности индивидуального предпринимателя Исламова Романа Расим Оглы по адресу: Москва, улица Ташкентская, дом 19 установлен оборот алкогольной продукции (в форме хранения) без соответствующей лицензии.
В целях пресечения административного правонарушения и в связи с невозможностью обеспечить сохранность алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, уполномоченным Департамента применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - изъятие, о чем составлен протокол изъятия от 13.12.2022 N М-429/22/БЛ в присутствии понятых и составлена опись алкогольной продукции к протоколу изъятия на 4 листах (251 единиц продукции). Изъятая алкогольная продукция, согласно описи упакована и опечатана.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500.000 руб. до 1.000.000 руб. или дисквалификацию на срок от 2-х до 3-х лет; на юридических лиц - не более 1/5 совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее 3.000.000 руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Деятельность, связанная с оборотом алкогольной продукции, подлежит лицензированию (ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещены производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
В рассматриваемом случае административным органом не установлено хранение алкогольной продукции как самостоятельного лицензируемого вида предпринимательской деятельности, в связи с чем действия предпринимателя правомерно квалифицированы по ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден представленными административным органом документами, которые являются допустимыми и достоверными доказательствами, в частности: протоколом об административном правонарушении N М-429/22/БЛ от 11.01.2023, протоколом осмотра с указанием на применение фотосъемки, фотоматериалами, контрольно-кассовым чеком, протоколом изъятия вещей и документов от 13.12.2022 с описью изъятой алкогольной продукции, объяснениями свидетелей.
Факт правонарушения предпринимателем не отрицается.
Частями 1 и 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Доказательства, свидетельствующие о том, что предпринимателем приняты все зависящие от него меры для соблюдения законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом представленных доказательств в действиях предпринимателя имеется состав вмененного административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса, который составляет один год со дня совершения административного правонарушения, соблюден.
Предприниматель просит изменить наказание в виде штрафа на предупреждение в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Применение конкретной меры ответственности определяется с учетом принципа справедливости, соразмерности, характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и других обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно ст. 4.1.1 Кодекса, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 Кодекса.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса.
Условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 Кодекса в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей в данном случае отсутствуют.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 1 Закона N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 09.04.2001 N 74-О, от 24.04.2002 N 99-О, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.
Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции, лицензирование как способ государственного регулирования этой деятельности имеют своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.
Учитывая, что производство и оборот спиртосодержащей продукции без лицензии, а, следовательно, без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, без контроля производства и оборота указанной продукции со стороны государства, свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителям такой продукции, возможность применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса.
Оснований для снижения административного штрафа ввиду отсутствия доказательств наличия исключительных обстоятельств, предусмотренных ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3.2 Кодекса конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является одним из видов административного наказания, назначаемого за совершение административного правонарушения.
Частью 3 ст. 14.17 Кодекса не предусмотрено применение к предпринимателям такого вида наказания как конфискация.
Из положений п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ следует, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция признаются находящимися в незаконном обороте.
В рассматриваемом случае предпринимателем допущен оборот алкогольной продукции в отсутствие лицензии, следовательно, на основании абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ такая продукция находится в незаконном обороте и в силу указанной нормы и ч. 3 ст. 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изъятию (которое произведено административным органом, как следует из протокола изъятия вещей и документов от 13.12.2022) и уничтожению, но не конфискации.
Соответствующие разъяснения даны в п. п. 1-3 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Департамента торговли и услуг г. Москвы подлежит удовлетворению, доводы апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Исламова Романа Расим Оглы подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2023 по делу N А40-11406/23 изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции: "Назначить индивидуальному предпринимателю Исламову Роману Расим Оглы (ОГРНИП: 320774600315099) наказание в виде штрафа в размере 500.000 (пятьсот тысяч) руб.
Алкогольную продукцию в количестве 251 единиц, изъятую по протоколу изъятия вещей и документов от 13.12.2022 N М-429/22/БЛ направить на уничтожение в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11406/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Исламов Роман Расим Оглы
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ