г. Москва |
|
02 июня 2023 г. |
Дело N А40-102843/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Расторгуева Е.Б.,
Судей: Гончарова В.Я., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Префектуры Центрального административного округа г. Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.03.2023 г. по делу N А40-102843/2022, принятое судьей Н.П. Чебурашкиной
по иску Префектуры Центрального административного округа г. Москвы (ОГРН 1027700381280, юр.адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 24) к ИП Октябревой О.А. о взыскании денежных средств в возмещение ущерба
третьи лица: Управа Басманного района г. Москвы, ГБУ г. Москвы "Жилищник Басманного района"
при участии в судебном заседании от истца: Болтаевская Е.В. по доверенности от 05.10.2022;
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании в возмещение убытка 3 588 руб. 75 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управа Басманного района г.Москвы, ГБУ г. Москвы "Жилищник Басманного района".
Решением суда от 10 марта 2023 в иске отказано.
При этом суд исходил из того, что истцу выдана субсидия с целью организации уборки снега, которая возврату не подлежит, поэтому отсутствует причинение вреда. Кроме того, истцом не представлено доказательств выполнения работ ГБУ "Жилищник" для истца по уборке снега и наледи с кровли ответчика, а так же документально не обосновано наличие оснований для выполнения таких работ - наличие непосредственно снега и наледи на кровле не подтверждено, при этом за доступом на кровлю к ответчику обращений не было. В то же время, уборка снега и наледи с кровли выполнена сособственником недвижимости, что установлено судом по делу N А40-172845/2021 и по делу N А40-86029/2022.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, удовлетворить иск, поскольку материалами дела подтвержден предусмотренный статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации состав убытка.
Ответчик и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Рассмотрев дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о судебном разбирательстве ответчика и третьих лиц в порядке статей 123, 156, 266, 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Судом апелляционной инстанции при исследовании обстоятельств дела, установлено следующее.
Префектура ЦАО г. Москвы является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, и действует на основании Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (далее - Положение о Префектуре).
На основании п. 2.1.33. Положения о Префектуре, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, обеспечения благоприятных условий для проживания граждан на префектуру возложены следующие полномочия:
Организует в порядке, установленном Правительством Москвы, проведение работ по очистке крыш от снега и (или) удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках нежилых зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов в городе Москве за счет средств бюджета города Москвы, а также принимает меры по взысканию с соответствующего собственника (правообладателя) нежилого здания, строения, сооружения (помещений в них), лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, средств за проведение указанных работ.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 6 Закона города Москвы от 30.04.2014 N 18 "О благоустройстве в городе Москве" Правительством Москвы принято постановление Правительства Москвы от 27.12.2016 N 952-ПП "Об утверждении Порядка организации проведения работ по очистке крыш от снега и (или) удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках нежилых зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов в городе Москве за счет средств бюджета города Москвы и перечисления средств собственниками (правообладателями) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них) и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, за проведение указанных работ" (далее постановление Правительства Москвы от 27.12.2016 N952-ПП).
На основании уведомления Объединения административно-технических инспекций города Москвы (далее - ОАТИ), в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.12.2016 N 952-ПП, префектурой ЦАО г. Москвы была организована работа, за счет средств бюджета города Москвы, по очистки кровли от снега и наледи, удалению ледяных свесов, нежилого объекта находящегося по адресу: г. Москва, ул.Бакунинская, д.72, стр.1 (т.1 л.д.18).
Собственниками по доли нежилого здания площадью 333, 5 кв.м. по указанному адресу являются ответчик и Куракин М.Ю. (л.д.17).
На основании п. 4.3. Приложения к постановлению Правительства Москвы от 27.12.2016 N 952-ПП ГБУ Жилищник района в случае не предоставления заинтересованным лицом доступа на крышу нежилого здания, строения, сооружения, многоквартирного дома незамедлительно проводит мероприятия по удалению наростов льда (сосулек, ледяных свесов, а также иных ледяных образований), снежных свесов на карнизах и других выступающих частях и элементах нежилых зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов, падение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, ущерб имуществу физических или юридических лиц, государственному, муниципальному имуществу.
Согласно Актам о выполненных работах от 16.12.2021 и от 23.12.2021, ГБУ города Москвы "Жилищник Басманного района" выполнены работы по очистке кровли здания по указанному адресу от снега и наледи, удалению ледяных свесов. Также в актах указано, что доступ на кровлю здания не был предоставлен (т.1 л.д.35, 39). Данные акты подписаны заместителем Главы управы Басманного района города Москвы, заместителем директора и начальником ПТО ГБУ "Жилищник Басманного района.
Таким образом, данные акты не являются односторонними и признаются судом апелляционной инстанции надлежащими доказательствами факта выполнения работ, в том числе и наличия оснований для выполнения этих работ - снега и наледи, что так же подтверждено дополнительно и указанным уведомлением ОАТИ г.Москвы (т.1 л.д.18) в результате обследования здания ответчика.
В этой связи, не соответствуют обстоятельствам дела выводы суда первой инстанции в обоснование отказа в удовлетворении иска.
Согласно расчетам стоимости работ, являющимся приложением к актам выполненных работ, общая стоимость работ составила 3 588 руб. 75 коп. (т.1 л.д.36, 46), при определении которой истцом учтена принадлежащей Куракину М.Ю. доли на здание, в связи с чем ответчику начислено только 50 % стоимости работ.
Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что уборка снега и наледи с кровли выполнена сособственником недвижимости, что установлено судом по делу N А40-172845/2021 и по делу N А40-86029/2022, не может служить основанием к отказу в возмещении ответчиком стоимости выполненных работ.
Указанная сумма затрат рассчитывается исходя из Нормативов затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) государственными бюджетными учреждениями города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в качестве основных видов деятельности на 2017 год, утвержденных распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 08.12.2016 N 05-01-06-285/6 (далее - Приложение 1 к распоряжению ДЖКХ и Б от 08.12.2016 N 05-01-06-285/6).
Согласно п. 361 Приложения 1 к распоряжению ДЖКХ и Б от 08.12.2016 N 05-01-06-285/6, норматив затрат за проведение работ по удалению наростов льда на карнизах, крышах, и водостоках нежилых зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов в городе Москве при невыполнении указанных работ собственниками (правообладателями), а также лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в случае непредставления доступа на крышу, составляет 54 руб. 79 коп. в расчете на 1 кв.м. площади очистки.
Данная стоимость работ признается судом апелляционной инстанции обоснованной, что ответчиком не оспорено.
Префектурой ЦАО г. Москвы ответчику направлено уведомление о завершении работ и возмещении затрат, понесенных при выполнении работ за счет средств бюджета города Москвы, и копии актов выполненных работ с расчетом стоимости работ (т.1 л.д.34).
На основании п. 9 Приложения к постановлению Правительства Москвы 27.12.2016 N 952-ПП заинтересованное лицо в срок не позднее трех месяцев со дня получения уведомления о завершении работ и копии акта о выполненных работах перечисляет на лицевой счет префектуры, указанный в уведомлении о завершении работ, средства в размере, указанном в уведомлении о завершении работ.
Ответчик расходы истцу за уборку снега и наледи с кровли не возместил.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом апелляционной инстанции установлено наличие обстоятельств, свидетельствующих о правомерности иска о возмещении убытка.
Вывод суда первой инстанции о том, что истцу выдана субсидия с целью организации уборки снега, которая возврату не подлежит, не обоснован документально и нормативно.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем госпошлина относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 марта 2023 г. по делу N А40-102843/2022 отменить.
Взыскать с ИП Октябревой О.А. (ОГРНИП 319774600570318) в пользу Префектуры Центрального административного округа города Москвы (ОГРН 1027700381280) в возмещение убытка 3 588 руб. 75 коп.
Взыскать с ИП Октябревой О.А. (ОГРНИП 319774600570318) в доход федерального бюджета 5 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102843/2022
Истец: ПРЕФЕКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Октябрева Ольга Александровна
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК БАСМАННОГО РАЙОНА", УПРАВА БАСМАННОГО РАЙОНА ГОРОДА МОСКВЫ