2 июня 2023 г. |
А43-2618/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Насоновой Н.А., Назаровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.09.2022 по делу N А43-2618/2022 по иску Саморегулируемой организации Ассоциации Строителей Малого и Среднего Бизнеса (ОГРН 1087799040450, ИНН 7704275646) к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия НН" (ИНН: 5262153772, ОГРН: 1065262096272), город Нижний Новгород, о взыскании 200 000 руб. 00 коп., третье лицо - Волжско-окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия НН" (ИНН: 5262153772, ОГРН: 1065262096272), город Нижний Новгород, к Саморегулируемой организации Ассоциации Строителей Малого и Среднего Бизнеса (ОГРН 1087799040450, ИНН 7704275646), о взыскании 62 150 руб. 00 коп., в отсутствие сторон, третьего лица.
Саморегулируемая организация Ассоциации Строителей Малого и Среднего Бизнеса (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия НН" (далее - ООО "Строй-Индустрия НН", ответчик) о взыскании 200 000 руб. 00 коп. задолженности по оплате взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Также к рассмотрению принят встречный иск ООО "Строй-Индустрия НН" к Саморегулируемой организации Ассоциации Строителей Малого и Среднего Бизнеса о взыскании 62 150 руб. 00 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Волжско-окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решением от 21.09.2022 суд первой инстанции взыскал с ООО "Строй-Индустрия НН" в пользу Саморегулируемой организацией Ассоциация Строителей Малого и Среднего бизнеса 200 000 руб. 00 коп. долга и 7 000 руб. 00 коп. расходов по оплате госпошлины. В удовлетворении встречного иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Строй-Индустрия НН" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого по делу судебного акта, заявитель указывает следующее: в информационном письме от 19.10.2017 истец подтверждает, что ООО "Строй-Индустрия НН" полностью внес средства (200 000 руб.) в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; несоответствие в платежных документах возникло по вине истца и находится в зоне его ответственности; ответчик после возврата истцом 200 000 руб. готов повторно внести эти деньги в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; дело неправомерно рассмотрено в отсутствие ответчика.
Стороны явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в соответствии с требованиями части 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации Советом Ассоциации вследствие поступления заявлений о намерении заключать договоры строительного подряда с применением конкурентных способ заключения не менее чем от 30 членов СРО 16.05.2017 принято решение о формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, протокол N 37.
Решением общего собрания членов Ассоциации от 05.06.2017, оформленным протокол N 22, было утверждено Положение о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств СРО А СМСБ о способах и правилах размещения средств компенсационного фонда, обеспечения договорных обязательств, которым установлены минимальные взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Согласно содержащимся в заявлении члена Ассоциации волеизъявления и на основании заявленного там же планируемого уровней ответственности размер части взноса члена Ассоциации, переведенного из компенсационного фонда возмещения вреда, в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, составил 200 000 руб. (1 уровень ответственности по обязательствам, в соответствии с которым внесен взнос).
В соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 и пункта 5 части 2 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Реестре членов Ассоциации в отношении ответчика отражены сведения об уровне ответственности по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с применением конкурентных способов заключения договора, в соответствии с которым каждым из ответчиков внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - 1 уровень ответственности.
Ответчик с 30.05.2017 является членом саморегулируемой организации на основании протокола заседания совета N 47 от 30.05.2017.
Ввиду того, что ответчик был принят в Ассоциацию в результате перехода из иной СРО - Союз "Альянс строителей Московской области" по региональному признаку (во исполнение части 13 статьи 3.3. ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ"), 15 июня 2017 г. его прежней СРО (Союз "Альянс строителей Московской области") было осуществлено перечисление средств компенсационного фонда в размере 62 150 рублей, что подтверждается платежным поручением N 231 от 29.06.2017.
При этом, в заявлении о приеме ответчика в члены Ассоциации имеется волеизъявление о намерении принимать участие в заключении договоров с использованием конкурентных способов заключения договоров, что влечет за собой обязательство ответчика по оплате взноса в компенсационный фонд ОДО в размере 200 000 рублей (1 уровень ответственности), в соответствии с частью 13 ст.55.16 ГрК РФ, пункт 5.2.1 Положения о КФ ОДО СРО А СМСБ.
В августе 2021 года Волжско-Окским Управлением Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена внеплановая проверка в отношении истца, в результате которой составлен Акт и вынесено Предписание от 27.08.2021 N РП-311-874-о/21/П/08.
Согласно Акту проверки установлено неправомерное перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда на специальный банковский счет компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, присвоение первого уровня ответственности ООО "Строй-Индустрия НН", принятого без уплаты взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Во исполнение Предписания от 27.08.2021 г. N РП-311-874-о/21/П/08, выданного Ассоциации надзорным органом (Ростехнадзор), 29 декабря 2021 года Заседанием Совета СРО СМСБ было принято решение о необходимости перевести денежные средства со специального банковского счета компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в размере 62 150 рублей на специальный банковский счет компенсационного фонда возмещения вреда, как ошибочно перечисленные (пункт 1 Протокола N 126 Заседания Совета СРО от 29.12.2021 ), копия платежного поручения N 16 от 10.01.2022, а также осуществить перевод денежных средств в размере 137 850 рублей со специального банковского счета компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на расчетный счет Ассоциации с целью дальнейшего возврата ответчику (пункт 2 Протокола N 126 Заседания Совета СРО от 29.12.2021). Во исполнение 5 указанного пункта ответчику было направлено письмо с запросом о представлении банковских реквизитов для перевода денежных средств, копия платежного поручения N 21 от 10.01.2022.
Таким образом, на текущий момент взнос ответчика в КФ ВВ составляет 162 150 рублей, взнос в КФ ОДО - отсутствует.
Письмом N 09-01-04/7438 от 21.10.2021 Федеральная Служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), со ссылкой на ч.3 ст.55.16 Градостроительного Кодекса, сообщила Ассоциации СРО СМСБ о том, что "в случае неисполнения своих обязанностей (по внесению взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств) членом Ассоциации, саморегулируемая организация должна применить исчерпывающие меры для реализации принятого решения о формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, в том числе, взыскания взноса в судебном порядке.
В целях исполнения Предписания Ростехнадзора N РП-311-874-о/21/А/08 от 27 августа 2021 года истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Общество предъявило встречный иск о взыскании 62 150 руб., полученные от прежней СРО.
Разрешая настоящий спор, суд исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.
На основании статьи 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон "О некоммерческих организациях") некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2 статьи 14 ФЗ "О некоммерческих организациях" учредительными документами некоммерческих организаций являются:
* устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;
* устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;
* учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;
Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (ст. 3 Закона "О некоммерческих организациях").
Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
Согласно пункту 1 статьи 26 ФЗ "О некоммерческих организациях" источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
* регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
* добровольные имущественные взносы и пожертвования;
* выручка от реализации товаров, работ, услуг;
* дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
* доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
* поступления денежных средств, предусмотренных частью 4.3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
* другие, не запрещенные законом поступления.
В пункте 2 статьи 26 ФЗ "О некоммерческих организациях" указано, что порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации. Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации определяется внутренними документами саморегулируемой организации, утвержденными общим собранием членов саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или уставом некоммерческой организации. (части 3 статьи 12 Федерального закона от 01.12.2007 N 315 -ФЗ "О саморегулируемых организациях").
В силу пункта 2 статьи 14 ФЗ "О некоммерческих организациях" требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Такое добровольное волеизъявление в силу пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием возникновения обязательств.
Такие поступления не квалифицированы в законодательстве как добровольные, в отличие от другого источника формирования имущества - добровольных имущественных взносов и пожертвований.
В соответствии с части 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если не менее чем тридцать членов некоммерческой организации, указанной в части 3 настоящей статьи, подали в саморегулируемую организацию заявления о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, такая некоммерческая организация на основании заявлений указанных членов по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Размер данного компенсационного фонда рассчитывается как сумма определенных для каждого уровня ответственности по обязательствам членов саморегулируемой организации произведений количества членов некоммерческой организации, указавших в заявлении о намерении одинаковый уровень ответственности по обязательствам, и размера взносов в данный компенсационный фонд, установленного в соответствии со статьи 55.16 настоящего Кодекса для данного уровня ответственности по обязательствам.
Таким образом, из системного толкования вышеизложенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.
С 04.07.2016 саморегулируемая организация в обязательном порядке формирует компенсационный фонд возмещения вреда и при наличии достаточного количества заявлений членов саморегулируемой организации о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров - компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Формирование компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств осуществляется в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Кодекса.
Исключительный характер императивной нормы части 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации прямо запрещает формирование компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств из какого-либо иного источника, кроме как взносов членов саморегулируемой организации.
Решение о формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств было принято Советом Ассоциации 16.05.2017, оформленным протоколом N 37. Решением общего собрания членов Ассоциации от 05.06.2017, оформленным протоколом N 22, было утверждено Положение о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств СРО А СМСБ о способах и правилах размещения средств компенсационного фонда, обеспечения договорных обязательств, которым установлены минимальные взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена Ассоциации, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, заключаемых с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена Ассоциации.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 18.06.2017 N 126-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в часть 2 статьи 3.3 Федерального закона N 191 -ФЗ в части продления сроков размещения средств компенсационных фондов возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированных до 01.07.2017, на специальных банковских счетах в уполномоченных Правительством Российской Федерации кредитных организациях.
Согласно части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заявлений своих членов не позднее 01.07.2017 обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций в соответствии с частями 10, 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрено продление сроков, установленных части 9 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ в части формирования соответствующих компенсационных фондов на основании заявлений своих членов.
В случаях, установленных частями 2, 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в указанный в настоящей части срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частями 11, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами и в размере, указанном в статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации Ассоциацией и ее членами сформированы компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Согласно части 1 статьи 55.16.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязана в срок до 01.09.2017 разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 04.07.2016 или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Как было указано ранее, решение о формировании фонда обеспечения договорных обязательств было принято Ассоциацией 16.05.2017, к 01.01.2017 был сформирован только компенсационный фонд возмещения вреда, таким образом, перевод части компенсационного фонда возмещения вреда на специальный счет для размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств после 01.07.2017 осуществлен Ассоциацией в нарушение требований законодательства.
Таким образом, исполнение саморегулируемой организацией обязательства по формированию компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств было возможно только посредством получения взносов от ее членов.
В соответствии с положениями части 10 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются саморегулируемой организацией на основании документов, предъявленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационной фонд такой саморегулируемой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами, саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой саморегулируемой организации.
Ввиду того, что к моменту принятия ответчика в члены Ассоциации компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств сформирован еще не был, а к моменту получения денежных средств (перечисления взноса в КФ за ответчика от его предыдущей СРО) заявление от члена Ассоциации о перераспределении средств КФ, в соответствии с частями 10, 12 ст.3.3 ФЗ "О введении в действие Градостроительного Кодекса, в Ассоциацию не поступало, денежные средства ответчика, поступившие на счет Ассоциации СМСБ от предыдущей СРО ответчика, были распределены на специальном счете Компенсационного фонда возмещения вреда (Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 23 марта 2020 года N 09-0104/2078), Ассоциация не могла принять решение о распределении дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 15.06.2017 в качестве взноса (части взноса) члена Ассоциации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Законодательством о градостроительной деятельности распределение между компенсационным фондом возмещения вреда и компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств ранее внесенного взноса в компенсационный фонд на основании волеизъявления (заявления) члена саморегулируемой организации, направленного в саморегулируемую организацию было предусмотрено в срок до 01.07.2017.
В силу части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий: наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьи 55.4 и 55.16 данного Кодекса; если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен износ в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с части 11 или 13 статьи 55.16 данного Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В соответствии с частью 1 статьи 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемые организации обеспечивают исполнение членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров).
Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при наличии у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса.
Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 5 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации средства компенсационного фонда используются для осуществления выплат из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в результате наступления субсидиарной ответственности, предусмотренной частью 2 настоящей статьи (выплаты в целях возмещения реального ущерба, неустойки (штрафа) по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, а также судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Как усматривается из материалов дела, ответчики своими заявлениями изъявили намерения участвовать в заключении строительных договоров подряда с применением конкурентных способов заключения договоров.
Поскольку обязательства ответчиков по уплате взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств исполнены не были, истец обоснованно направил в адрес ответчиков требование о необходимости внесения взноса в компенсационный фонд в связи с обеспечением договорных обязательств первого уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
В силу части 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.
Таким образом, из системного толкования вышеизложенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.
Ассоциация неправомерно перевела денежные средства из компенсационного фонда возмещения вреда в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; формирование компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств возможно только посредством получения взносов от членов саморегулируемой организации; у ответчика возникла обязанность по внесению 200 000 рублей в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, учитывая, что он был включен в реестр, что свидетельствовало о соответствии их 1 уровню ответственности по обязательствам и предоставляло право участвовать в заключении договоров с использованием конкурентных способов заключения договоров (Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2021 N 305-ЭС21-9429 по делу N А40-181210/2019).
Исполнение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем обязанности по уплате взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации прекращает обязательство указанных лиц в части формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Действующее законодательство не предусматривает освобождение члена СРО при его добровольном выходе из ее членов Ассоциации от обязанности уплаты взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Также действующее законодательство не предусматривает возможность снижения ранее заявленного уровня ответственности и возврата члену в связи с этим каких- либо денежных средств.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд счел, что денежные средства в размере 62 150 рублей не подлежат возврату ответчику в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о СРО) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Статьей 12 Закона о СРО предусмотрено, что источниками формирования имущества СРО являются, в том числе регулярные и единовременные поступления от членов СРО (вступительные, членские и целевые взносы).
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК), саморегулируемая организация, в целях обеспечения имущественной ответственности членов, в срок не позднее 1 июля 2017 года (ч. 9 ст. 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ"; далее - Федеральный закон N 191 - ФЗ) формирует компенсационные фонды (КФ): КФ возмещения вреда (ВВ) - по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения; КФ обеспечения договорных обязательств (ОДО) - по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членами обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.4 ГрК, в случае, если не менее чем тридцать членов некоммерческой организации, подали в саморегулируемую организацию заявления о намерении принимать участие в заключении договоров с использованием конкурентных способов заключения договоров, такая некоммерческая организация на основании заявлений указанных членов по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд не допускается (ч. 3 ст. 55.16 ГрК).
Согласно ч. 5 ст. 55.7 ГрК, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие Кодекса.
В ч.ч. 4,5 ст. 55.16 ГрК предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для возврата денежных средств из фондов, а именно: - не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда возмещения вреда, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, и следующих случаев: 1) возврат ошибочно перечисленных средств; 2) размещение и (или) инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда в целях их сохранения и увеличения их размера; 3) осуществление выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда в результате наступления солидарной ответственности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса; 4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда в кредитных организациях, и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в иные финансовые активы; 5) перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных настоящим Кодексом и Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса
В силу ч. 13 ст. 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ, юридическое лицо, зарегистрированное на территории субъекта Российской Федерации не по месту регистрации саморегулируемой организации и добровольно прекратившее членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации такого юридического лица, либо в целях создания саморегулируемой организации на территории субъекта Российской Федерации, в котором отсутствовала саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, установленным статьей 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вправе подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено таким юридическим лицом о перечислении внесенного ими взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) этой саморегулируемой организации в саморегулируемую организацию, в которую переходит такое юридическое лицо, либо во вновь созданную саморегулируемую организацию. Указанное заявление может быть подано со дня принятия решения о приеме юридического лица в члены саморегулируемой организации по месту их регистрации, либо со дня внесения сведений о вновь созданной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, но не позднее 01.09.2017.
Частью 13.1 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ предусмотрено, что саморегулируемая организация, членство в которой было прекращено юридическим лицом, в течение семи дней со дня поступления заявления и документов, соответствующих требованиям части 13 настоящей статьи, обязана перечислить в саморегулируемую организацию, в которую переходит такое юридическое лицо, либо во вновь созданную саморегулируемую организацию денежные средства в размере внесенного таким юридическим лицом взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) или в случае, установленном частью 13.2 настоящей статьи, в размере, определенном решением общего собрания членов саморегулируемой организации.
Таким образом, взнос в компенсационный фонд из одной СРО в другую перечисляется исключительно в случае добровольного прекращения членства в СРО в целях перехода в другую СРО по месту регистрации строительной организации.
Согласно ч. 10 ст. 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.
В соответствии с ч.1 ст. 5 Закона о СРО, членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.
Частью 2 статьи 55.6 ГрК установлено, что для приема индивидуального предпринимателя или юридического лица в СРО необходимо предоставить, в частности, заявление о приеме в члены с указанием сведений о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров или об отсутствии таких намерений.
При этом, в случае принятия СРО решения о приеме кандидата в свои члены, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обязаны в течение семи рабочих дней со дня принятия такого решения оплатить взносы в компенсационные фонды (ч. 11 ст. 55.6 ГрК).
Ответчик был принят в члены СРО А СМСБ 30 мая 2017 года на основании добровольно поданного им заявления о приеме в члены Ассоциации, что подтверждается Выпиской из Протокола Заседания Совета N 47 от 30.05.2017.
Ввиду того, что ответчик был принят в Ассоциацию в результате перехода из иной СРО, по региональному признаку (во исполнение ч. 13 ст. 3.3 Федерального закона N 191 - ФЗ), 29 июня 2017 года его прежней СРО (НП СРО "МООЖС") было осуществлено перечисление средств компенсационного фонда в размере 62 150 рублей (подтверждается копией платежного поручения N 231 от 29.06.2017).
При этом в период членства в Ассоциации Истец несет солидарную и субсидиарную ответственность с Ответчиком, в том числе за причинение вреда третьим лицам (ч.ч. 1,3 ст. 55.16 ГрК).
Согласно ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК), лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Между тем, указанные нормативно правовые акты не предусматривают возврат средств компенсационного фонда непосредственно бывшим членам саморегулируемой организации, перешедшим в другую саморегулируемую организацию.
Кроме того, член саморегулируемой организации утрачивает имущественные права на денежные средства с момента внесения их в компенсационный фонд.
Часть 6 статьи 55.16-1 ГрК прямо устанавливает, что права на средства компенсационного фонда принадлежат СРО, а часть 5 статьи 55.7 ГрК устанавливает, что лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации.
Следовательно, имущество Ответчика не было уменьшено вследствие выбытия из его состава оспариваемой части. Принимая во внимание целевой характер взноса и невозможность перечисления денежных средств Ответчику, у Истца отсутствует неосновательное обогащение на сумму 62 150 рублей за счет Истца.
Истец не сберегает за счет Ответчика денежные средства, ранее внесенные им в качестве взноса в компенсационный фонд предыдущей СРО, поскольку Закон не предусматривает возврат члену компенсационного взноса в случае выхода из членов СРО по каким бы то ни было основаниям.
Кроме того, истец по встречному иску фактически не просит вернуть оставшиеся денежные средства в размере 137 850 рублей. При этом эта часть денежных средств в размере 137 850 рублей была доплачена Ответчиком 12.07.2017, что подтверждается копией платежного поручения N 397. Протоколом N 105 Заседания Совета Ассоциации от 18 октября 2017 года Ответчику был присвоен первый уровень ответственности по ОДО.
Ответчику было направлено письмо с запросом о представлении банковских реквизитов для перевода денежных средств, копия платежного поручения N 21 от 10.01.2022.
29 декабря 2021 года решением Заседания Совета Истца, ООО "Строй-Индустрия НН" было лишено 1-ого уровня допуска по КФ ОДО, соответствующие изменения были отражены в реестре членов СРО, а также в реестре Ассоциации НОСТРОЙ, настоящее подтверждается скриншотами.
Ответчик не отрицает, что получил данное письмо и подтверждает факт непредставления ответа на него.
Таким образом, истец по встречному иску не лишен возможности в досудебном порядке подать заявление о возврате ему 137 850 рублей.
Исходя из изложенного, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что доказательств уплаты взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств ответчиком в материалы дела не представлено, суд первоначальный иск удовлетворил, а встречный отклонил.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены как несостоятельные.
Руководствуясь положениями статей 55.4, 55.16 Градостроительного
кодекса Российской Федерации, исходя из Предписание от 27.08.2021 N РП-311-874-о/21/П/08, письма Ростехнадзора N09-01-04/7438 от 21.10.2021 о нарушении при формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ассоциацией (неправомерное перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда на специальный банковский счет компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, присвоение первого уровня ответственности ООО "Строй-Индустрия НН" без уплаты взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств), учитывая, что формирование компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств возможно только посредством получения взносов от членов саморегулируемой организации, суд правомерно счел, что у ответчика возникла обязанность по внесению 200 000 рублей в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Принимая во внимание целевой характер взноса и невозможность перечисления денежных средств ответчику, суд также правомерно отказал в удовлетворении встречного иска о взыскании 62 150 рублей, поскольку Истец не сберег за счет Ответчика денежные средства, ранее внесенные им в качестве взноса в компенсационный фонд предыдущей СРО, т.к. Закон не предусматривает возврат члену компенсационного взноса в случае выхода из членов СРО по каким бы то ни было основаниям.
Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции и неправильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, приведших к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Заявитель был уведомлен о времени и месте судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах оснований для отмены (изменения) судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.09.2022 по делу N А43-2618/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-2618/2022
Истец: САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ СТРОИТЕЛЕЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Ответчик: ООО "СТРОЙ-ИНДУСТРИЯ НН"
Третье лицо: Волжско-Окское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору