город Ростов-на-Дону |
|
05 июня 2023 г. |
дело N А32-33157/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии: от акционерного общества ПДК "Апшеронск": представитель Типикин Д.А. по доверенности от 24.05.2022, паспорт;
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края: представитель Крохмаль Д.А. по доверенности от 20.12.2022, диплом, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества ПДК "Апшеронск"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2023 по делу N А32-33157/2022
по заявлению акционерного общества ПДК "Апшеронск" (ИНН 2325014338, ОГРН 1022303445603)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298)
об оспаривании приказа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество ПДК "Апшеронск" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и приказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство) от 04.07.2022 N 998.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемый приказ лишил Общество возможности осуществлять мероприятия по противопожарной защите арендуемых лесных участков в период действия особого противопожарного режима на территории Краснодарского края. У Министерства отсутствуют полномочия по признанию утратившими силу и отмене правовых актов, которыми утверждены положительные заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года" от 07.05.2018 подготовлен и реализуется федеральный проект "Сохранение лесов" с целью обеспечения баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году и сокращение ущерба лесным насаждениям от лесных пожаров до 12,5 млрд. руб. Министерство своими действиями лишило возможности Общество осуществлять мероприятия в рамках федерального проекта.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
Представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Министерства не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Федеральное агентство лесного хозяйства, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и Министерством природных ресурсов Краснодарского края (арендодатели) и Обществом (арендатор) заключены договоры от 29.07.2009 N 1-ИНВ, от 17.09.2009 N 2-ИНВ, от 01.10.2010 N 6-ИНВ, от 09.09.2014 N 7-ИНВ, от 09.09.2014 N 8-ИНВ, согласно которым Обществу во временное пользование предоставлены лесные участки в составе земель лесного фонда, расположенные в границах Апшеронского лесничества и находящиеся в государственной собственности для заготовки древесины.
Министерством были утверждены положительные заключения на проекты освоения лесов и утверждены приказами: от 28.01.2019 N 110 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21.01.2019 N 41"; от 28.01.2019 N 111 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21.01.2019 N 40"; от 05.06.2019 N 1100 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 24.05.2019 N 275"; от 05.11.2019 N 2101 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 18.10.2019 N 576"; от 24.12.2020 N 1951 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21.12.2020 N 502"; от 23.07.2021 N 1170 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 08.07.2021 N 185"; от 22.10.2019 N 2044 "Об утверждении заключения государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов от 14.10.2019 N 568"; от 22.10.2019 N 2045 "Об утверждении заключения государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов от 14.10.2019 N 569"; от 27.05.2022 N 802 "Об утверждении заключения государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов от 16.05.2022 N 146"; согласно которым были утверждены проекты освоения лесов к договорам аренды от 29.07.2009 N 1-ИНВ, от 17.09.2009 N 2-ИНВ, от 17.09.2009 N 3-ИНВ, от 28.04.2010 N 5-ИНВ, от 01.10.2010 N 6-ИНВ, от 01.09.2014 N 7-ИНВ, от 09.09.2011 N 8-ИНВ.
30.06.2022 в результате проверки фактов возможного нарушения законодательства на территории Краснодарского края со стороны Общества с выездом на место, на земельные участки, расположенные на территории земель лесного фонда. Результаты проверки зафиксированы в акте рассмотрения обращения гражданина Григоряна от 30.06.2022:
- мероприятия по противопожарному обустройству лесов, в том числе по обновлению минерализованных полос, эксплуатации лесных дорог, разработаны с нарушением требований приказа Рослесхоза от 27.04.2012 N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов";
- объёмы использование лесов лесных участков не соответствуют договорам аренды в редакции дополнительных соглашений;
- обоснование и характеристика предусмотренных в проектах освоения лесов мероприятий по искусственному лесовосстановлению не соответствуют требованиям о лесорастительном районировании;
- в проектах освоения лесов не указаны ограничения особо охраняемых природных территорий, входящих в состав лесных участков, предоставленных в аренду;
- согласно статье 15 Лесного кодекса Российской Федерации в зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование). На основе лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Способы лесовосстановления устанавливаются в зависимости от лесорастительных условий. Перечень лесорастительных зон Российской Федерации и Перечень лесных районов Российской Федерации утвержден приказом Минприроды России от 18.08.2014 N 367. В описательной части проведения мероприятий по искусственному и комбинированному лесовосстановлению, предусмотренных в проектах освоения лесов, приведены нормы посадки лесных культур на вырубках таежной зоны и зоны хвойно-широколиственных лесов. Лесные участки, предоставленные по договорам аренды, расположены в иных лесорастительных зонах;
- в проектах освоения лесов лесовосстановление на прогалинах запроектировано способом естественного лесовосстановления, что противоречит действующим в настоящее время Правилам лесовосстановления, утверждённым приказом Минприроды России от 04.12.2020 N 1014, и Правилам лесовосстановления, утверждённым приказом Минприроды России от 25.03.2019 N 188, действовавшим до 31.12.2020;
- в проектах освоения лесов в части сведений о площадях фонда лесовосстановления не соответствует лесохозяйственному регламенту лесничества.
Приказом от 04.07.2022 N 998 Министерством в соответствии с решением Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 01.07.2022 N ИС-02-27/16500 были признаны утратившими силу приказы: от 28.01.2019 N 110 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21.01.2019 N 41", от 28.01.2019 N 111 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21.01.2019 N 40", от 05.06.2019 N 1100 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 24.05.2019 N 275", от 05.11.2019 N 2101 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 18.10.2019 N 576", от 24.12.2020 N 1951 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21.12.2020 N 502", от 23.07.2021 N 1170 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 08.07.2021 N 185", от 22.10.2019 N 2044 "Об утверждении заключения государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов от 14.10.2019 N 568", от 22.10.2019 N 2045 "Об утверждении заключения государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов от 14.10.2019 N 569", от 27.05.2022 N 802 "Об утверждении заключения государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов от 16.05.2022 N146".
07.07.2022 Министерством в адрес Общества направлено письмо о предоставлении информации относительно признанных утратившими силу указанных приказов.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (раздел 1 Положения).
В установленной сфере деятельности Рослесхоз осуществляет предусмотренные Положением полномочия, в том числе по контролю за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов, связанных с осуществлением переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, с правом отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, в части, регулирующей осуществление переданных им полномочий, по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 5.4.19(3) Положения.
В соответствии с Правилами отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, утверждёнными постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 524, правовой акт подлежит направлению в Рослесхоз, если хотя бы одно положение указанного акта регулирует осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 4 Правил), Рослесхоз в течение 30-ти дней со дня поступления правового акта проводит его экспертизу в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 6 Правил), по результатам проведения экспертизы правового акта Рослесхоз принимает решение об отмене правового акта в следующих случаях: а) отсутствие правовых оснований для принятия правового акта; б) включение в правовой акт положений, противоречащих положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; в) принятие правового акта органом, в компетенцию которого не входит его принятие, или принятие правового акта органом с превышением предоставленных ему полномочий; г) наличие в правовом акте коррупциогенных факторов (пункт 7 Правил), правовой акт может быть отменен целиком или в соответствующей части (пункт 8 Правил).
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в адрес Рослесхоза обращения о возможных нарушениях законодательства на территории Краснодарского края со стороны Общества, Министерством было проведено расследование, по результатам которого составлено заключение экспертизы правового акта N 1.
01.07.2022 Рослесхозом принято решение об отмене приказов Министерства природных ресурсов Краснодарского края (Решение об отмене правовых актов N 01 от 01.07.2022 N ИС02-27/16500), как не соответствующее нормативным правовым актам Российской Федерации на основании заключения экспертизы правового акта от 01.07.2022 N 1
Таким образом, поскольку Министерством были утверждены положительные заключения на проекты освоения лесов и утверждены приказами: от 28.01.2019 N 110 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21.01.2019 N 41"; от 28.01.2019 N 111 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21.01.2019 N 40"; от 05.06.2019 N 1100 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 24.05.2019 N 275"; от 05.11.2019 N 2101 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 18.10.2019 N 576"; от 24.12.2020 N 1951 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21.12.2020 N 502"; от 23.07.2021 N 1170 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 08.07.2021 N 185"; от 22.10.2019 N 2044 "Об утверждении заключения государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов от 14.10.2019 N 568"; от 22.10.2019 N 2045 "Об утверждении заключения государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов от 14.10.2019 N 569"; от 27.05.2022 N 802 "Об утверждении заключения государственной экспертизы изменений проекта освоения лесов от 16.05.2022 N 146"; согласно которым были утверждены проекты освоения лесов к договорам аренды от 29.07.2009 N 1-ИНВ, от 17.09.2009 N 2-ИНВ, от 17.09.2009 N 3-ИНВ, от 28.04.2010 N 5-ИНВ, от 01.10.2010 N 6-ИНВ, от 01.09.2014 N 7-ИНВ, от 09.09.2011 N 8-ИНВ, вынесенные в рамках полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации, то в случае принятия указанным лицом такого решения Рослесхозу принадлежит право его отмены в соответствии с приведенными выше Правилами, утверждёнными постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 524.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в адрес Рослесхоза обращения о возможных нарушениях законодательства на территории Краснодарского края со стороны Общества, административным органом проведено расследование, по результатам которого составлено заключение экспертизы правового акта N 1.
01.07.2022 Рослесхозом принято решение N ИС02-27/16500 об отмене приказов Министерства природных ресурсов Краснодарского края, как не соответствующее нормативным правовым актам Российской Федерации на основании заключения экспертизы правового акта от 01.07.2022 N 1.
В мотивировочной части оспариваемого приказа указано, что данный приказ вынесен в соответствии с решением Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Российской Федерации от 01.07.2022 N ИС-02-27/16500, которым спорные приказы уже отменены.
Общество обратилось Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании решения Рослесхоза от 01.07.2022. Решением Арбитражного суда г.Москвы от 05.10.2022 по делу N А40-143722/2022, оставленным без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022, в удовлетворении требований Общества отказано.
В соответствии с пунктами 10.1 и 12 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утверждённого приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513, отрицательное заключение экспертизы проекта освоения лесов оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Повторная экспертиза проекта освоения лесов осуществляется экспертной комиссией в течение не более чем 10 рабочих дней со дня поступления в органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса проекта освоения лесов, доработанного с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении экспертизы проекта освоения лесов.
С учётом изложенного, Общество не утрачивает право на повторную экспертизу проектов освоения лесов, после доработки проекта освоения лесов с учётом выявленных замечаний.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка, а также подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-143722/2022.
Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что приказ Министерства от 04.07.2022 N 998 не нарушает права Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования Общества удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй
Расходы по оплате государственной пошлины в размере 1500 руб. подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2023 по делу N А32-33157/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33157/2022
Истец: АО "ПДК Апшеронск", АО ПДК "Апшеронск"
Ответчик: Министерство природных ресурсов КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства