город Ростов-на-Дону |
|
05 июня 2023 г. |
дело N А53-36318/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии: от крестьянского (фермерского) хозяйства Магомедова Джабраила Магомедовича: представитель Глогусь А.Ф. по доверенности от 30.11.2022, паспорт.
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области: представитель Благодарная В.М. по доверенности от 03.08.2022, диплом, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Магомедова Джабраила Магомедовича
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2023 по делу N А53-36318/2022
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Магомедову Джабраилу Магомедовичу (ИНН 050200697542, ОГРНИП 319619600099205)
о взыскании субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Магомедову Джабраилу Магомедовичу о взыскании субсидии в размере 1 017 070 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2023 с Главы КФХ в доход бюджета Ростовской области взыскано 1017070 рублей, полученных в качестве субсидии, а также в доход федерального бюджета 23171 руб. государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что ответчиком в нарушение условий соглашения не обеспечена полнота и достоверность сведений, представляемых в Министерство.
Не согласившись с принятым судебным актом, Магомедов Д.М. обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Министерства отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что Магомедовым Д.М. при указании сведений о поголовье скота, количестве произведённой пшеницы и сведений о расходах на ГСМ допущены технические ошибки.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением председателя судебного состава от 19.05.2023 в связи с нахождением судьи Соловьевой М.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Глазунову И.Н., в связи с чем, рассмотрение апелляционной жалобы начато с самого начала.
В порядке статьи 163 АПК РФ суд объявил перерыв в судебном заседании на 29.05.2023 до 12 час. 40 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
Представитель главы крестьянского (фермерского) хозяйства Магомедова Джабраила Магомедовича поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Министерства не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В августе 2020 года глава КФХ Магомедов Джабраил Магомедович обратился в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на развитие мясного животноводства в размере 1017070 рублей.
В составе заявки на получение субсидии представил справку-расчёт на предоставление субсидии, расшифровку фактических затрат, отчёты о движении скота и пшеницы на ферме, справку о наличии маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей, в том числе коров и (или) нетелей и количестве полученных телят за текущий год, товарные накладные N 2 от 21.01.2020, N 3 от 26.01.2020, платёжные поручения N 1 от 22.05.2020, N 2 от 27.05.2022 и выписки операций по лицевому счёту о покупке пшеницы, акт на списание кормов.
26.08.2020 между Магомедовым Д.М. и Министерством заключено Соглашение на возмещение затрат на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на развитие мясного животноводства N 381 (далее - Соглашение).
Министерство перечислило на расчётный счёт главы крестьянского (фермерского) хозяйства Магомедова Д.М. субсидию в размере 1017070 руб., что подтверждается платёжным поручением N 781783 от 31.08.2020.
На основании подпункта 1.9 пункта 1 Плана аудиторских мероприятий министерства на 2021 год, утверждённого приказом от 29.12.2020 N 103 "Об утверждении Плана аудиторских мероприятий министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на 2021 год", приказа Министерства от 06.10.2021 N 137 "О проведении аудиторского мероприятия" в период с 11.10.2021 по 23.12.2021 проведено аудиторское мероприятие по проверке соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных Положением и Соглашением.
Во исполнение пункта 1.5 раздела 1 приложения N 5 к постановлению Правительства Ростовской области от 17.03.2020 N 158, в целях определения результата предоставления субсидии Магомедову Д.М. в приложении N 1 к Соглашению установлен показатель предоставления субсидии - численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород в году предоставления субсидии.
В рамках указанного контрольного мероприятия был произведён анализ выполнения Магомедовым Д.М. условий Соглашения путём сверки, в том числе показателя "численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород в году предоставления субсидии", предусмотренного приложением N 1 к Соглашению, с аналогичным показателем, указанным ответчиком в документах, представленных в Министерство при подаче заявления о предоставлении субсидии, а также в форме N 1-КФХ "Информация о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей" годовой отчётности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за 2020 год.
В результате сверки Министерством выявлено, что выполнение целевого показателя ответчиком не подтверждено данными бухгалтерской отчётности. Министерством пришло к выводу о том, что ответчик представил согласно форме N 1-КФХ сведения о невыполнении целевого показателя предоставления субсидии.
Также выявлены нарушения при сверке показателей формы N 1-КФХ "Информация о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей" годового отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за 2020 год, представленной ответчиком в 1 квартале 2021 года, с данными, указанными ответчиком в расшифровке фактических затрат, понесённых им на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей за 1-е полугодие 2020 года, представленной ответчиком в составе заявки о предоставлении субсидии от 18.08.2020.
Согласно расшифровке фактических затрат, понесённых ответчиком, расходы на электроэнергию, газ составили 135000 рублей. Согласно годовому отчёту о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей за 2020 год расходы на электроэнергию и газ составили 38000 рублей.
Из анализа представленных Магомедовым Д.М. в составе заявки о предоставлении субсидии от 18.08.2020 товарной накладной от 21.01.2020 N 2, платёжного поручения от 22.05.2020 N 1, выписки операций по лицевому счёту 40802810852090037966 за 22.05.2020, а также товарной накладной от 26.012020 N 3, платёжного поручения от 27.052020 N 2, выписки операций по лицевому счёту 40802810852090037966 за 27.05.2020 следует, что Предпринимателем у главы КФХ Салихова А.А. приобреталась пшеница по договорам 21.01.2020 N2, 26.01.2020 N3 на общую сумму 910000 рублей. В то же время, ответчиком был представлен акт на списание кормов и (или) средств защиты животных и (или) ветеринарных препаратов, в котором указано, что произведено кормов (пшеницы) на сумму 750000 руб. для группы скота - коровы, сена - на 160000 рублей. Министерство пришло к выводу о том, что корм был выращен именно Магомедовым Д.М., что не согласуется со сведениями, представленными ответчиком в товарных накладных N от 21.012020 и N3 от 26.012020.
Документы, подтверждающие приобретение сена в общей сумме 160000 рублей, Магомедовым Д.М. в Министерство не представлены, однако затраты в указанном размере были включены ответчиком в общую сумму затрат.
На основании изложенного, ответчик представил в Министерство недостоверные сведения в расшифровке фактических затрат, понесённых им на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей (кормов, сена) за 1-е полугодие 2020 года.
Министерство направило в адрес ответчика претензию от 14.01.2022 N 34.7-42 с требованием возвратить денежные средства, полученные в качестве субсидии, в размере 1017070 рублей.
20.01.2022 в Министерство поступили пояснения Магомедова Д.М., в которых он сообщил о допущенных им технических ошибках и представил скорректированный отчёт по форме N 1-КФХ.
Министерством повторно в адрес ответчика была направлена претензия от 12.09.2022 N 34.7-1681 с установлением срока представления указанных документов до 21.09.2022. Магомедов Д.М. оставил претензию без исполнения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 Соглашения от 26.08.2020 Министерство обязуется устанавливать показатель предоставления субсидии согласно приложению N 1 к соглашению; осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка доставления субсидии, установленных Положением о порядке предоставления субсидии и Соглашением, в том числе и части достоверности представляемых получателем сведений в документах, предусмотренных пунктом 2.2 раздела 2 Положения о порядке предоставления субсидии, путём проведения плановых и (или) внеплановых проверок на основании документов, предоставленных получателем и Министерством в соответствии с Положением о порядке предоставлении субсидии; осуществлять оценку достижения получателем значения показателя предоставления субсидии, установленного Положением в соответствии с подпунктом 4.1.3 пункта 4.1 раздела на основании отчёта о достижении значения показателя предоставления субсидии по форме, установленной в приложении N 2 к Соглашению, представленного в соответствии с подпунктом 4.3.3 пункта 4.3 раздела; в случае установления Министерством и (или) получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушении получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных Положенном о порядке предоставления субсидии и настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим Соглашением, недостоверных сведений, невыполнения получателем субсидии обязательств, предусмотренных Соглашением, а также и случае, если получателем не достигнут установленный показатель предоставления субсидии, установленный Положением о порядке предоставлении субсидии и настоящим Соглашением, направлять получателю в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов требование о возврате субсидии в областной бюджет в размере и в сроки, определённые в указанном требовании.
В соответствии с пунктом 4.3 Соглашения получатель обязуется представлять в Министерство документы, предусмотренные Положением о порядке предоставления субсидии; обеспечить достижение значения показателя предоставления субсидии и соблюдение сроков его достижения, устанавливаемых в соответствии с подпунктом 4.1.3 пункта 4.1 раздела; представлять в Министерство отчёт о достижении значения показателя предоставления субсидии в соответствии с подпунктом 4.1.5 пункта 4 раздела не позднее 15 рабочего дня, следующего за отчётным годом; в случае получения от Министерства требования в соответствии с подпунктом 4.1.6. пункта 4.1. раздела возвратить в областной бюджет субсидию в размере и в сроки, установленные в указанном требовании.
Согласно пункту 4.2 раздела 4 Положения в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при её предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством, представления получателем субсидии недостоверных сведений, в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов письменно уведомляет получателя субсидии об одностороннем отказе от исполнения Соглашения и о возврате субсидии в областной бюджет в полном объёме.
Согласно пункту 4.3 раздела 4 Положения получатель субсидии обязан в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления перечислить полученную субсидию в областной бюджет в полном объеме.
В соответствии с пунктом 4.5 раздела 4 Положения, в случае не перечисления получателем субсидии в областной бюджет в объёме и в срок, указанные средства взыскиваются Министерством в судебном порядке.
Министерством установлено невыполнение ответчиком целевого показателя предоставления субсидии и предоставлением недостоверных сведений в расшифровке фактических затрат, понесенных им на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей (кормов, сена) за 1- полугодие 2020 года, чем нарушена обязанность, предусмотренная подпунктом 4.3.6 пункта 4.3 раздела 4 Соглашения.
В обоснование своей позиции ответчик пояснил, что при представлении информации о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей за 2020 год по форме N 1-КФХ в результате технической ошибки было указано, что товарное поголовье коров (голов) по стоянию на конец 2020 года составляет 255 голов, в то время, как действительное товарное поголовье коров (голов) по стоянию на конец 2020 года составлял 280 голов.
Указанные сведения были предоставлены ответчиком 14.01.2021 в ОГС п. Орловском. В связи с чем, ответчиком установленный показатель достигнут.
Относительно предоставления недостоверных сведений в расшифровке фактических затрат на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей за первое полугодие 2020 года представленных в составе заявки о представлении субсидии ответчик пояснил, что при предоставлении данных в расшифровке фактических затрат предоставленной ответчиком в составе заявки о предоставлении субсидии, ответчик ошибочно указал, что им было произведено пшеницы на 750 000 руб. и сена на 160000 руб., в то время, как им было приобретено пшеницы на общую сумму 910000 рублей.
При предоставлении расшифровки фактических затрат на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей за первое полугодие 2020 года ошибочно были указаны расходы на электроэнергию, газ в размере 135000 руб., однако, расходы в размере 135000 руб. были произведены на ГСМ.
Ответчиком в материалы дела представлены опросный лист за 2020 год, скорректированный отчёт по форме N 1-КФХ за 2020 год, договор на грузоперевозки с физическим лицом, чеки на приобретение дизельного топлива N 00014 от 02.03.2020 на сумму 67500 руб. и чеком N 00009 от 03.03.2020 на сумму 67500 рублей.
Доказательства, подтверждающие правильность внесения корректировок в отчёт по форме N 1-КФХ, а как следствие доказательств допущенных ответчиком технических ошибок, в материалы дела не представлены.
В целях установления наличия обстоятельств, обосновывающих соблюдение Магомедовым Д.М. условий, целей и порядка предоставления субсидии, Министерство направило в адрес ответчика письмо от 13.01.2023 N 34.6/70 о необходимости представления документов, подтверждающих наличие товарного поголовья коров специализированных мясных пород по состоянию на 31.12.2020 в количестве 280 голов (ведомости расходования кормов, договоры ветеринарного обслуживания, иные документы). Предпринимателем ответ на указанное письмо в адрес Министерства не направлялся.
Министерством направлен ряд запросов в управление ветеринарии по Ростовской области, администрацию Дубовского района Ростовской области, администрацию Барабанщиковского сельского поселения Дубовского района Ростовской области.
В ответ на запрос в адрес Министерства из Управления ветеринарии Ростовской области поступили копии актов о проведении ветеринарных профилактических мероприятий крупного рогатого скота в хозяйстве Магомедова Д.М. в 2020 - 2021 годах с приложением описей вакцинированных животных, из содержания которых установлено, что всего было привито 250 голов скота.
Таким образом, представленные Управлением ветеринарии Ростовской области акты свидетельствуют об отсутствии в хозяйстве Магомедова Д.М. по состоянию на 31.12.2020 численности товарного поголовья коров специализированных мясных пород в количестве 280 голов.
Довод ответчика о том, что им были понесены и иных расходы (кассовый чеков на приобретение дизельного топлива от 02.03.2020, 03.03.2020 на общую сумму 135000 руб.), которые им были представлены суду первой инстанции, апелляционный суд считает не могут подтверждать целевое использование субсидии. Представленные документы невозможно соотнести именно с затратами ответчика, поскольку в чеках таких сведений не содержится.
Доказательства невозможности представления таких документов Министерству в установленный Соглашением срок и порядке, ответчиком в материалы дела не представлены. Наряду с этим, доказательства приобретения ответчиком сена, не были представлены.
Таким образом, заявленные и компенсированные за счёт средств субсидии расходы ответчика являются недостоверными и неподтвержденными.
С учётом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что исковые требования Министерства о взыскании с ответчика денежных средств в размере 1017070 руб., полученных в последним качестве субсидии на поддержку начинающих фермеров, подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы ответчика уже были рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат отнесению на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2023 по делу N А53-36318/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-36318/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Магомедов Джабраил Магомедович, Магомедов Джабраил Магомедович