г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2023 г. |
Дело N А56-35891/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.,
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: до и после перерыва - секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: до и после перерыва - не явился, извещен;
от ответчика: до перерыва - не явился, после перерыва - представитель Луньков М.Н. по доверенности от 09.01.2023
от 3-их лиц: 1) до перерыва - не явился, извещен, после перерыва - заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие;
2) до перерыва - не явился, извещен; после перерыва - представитель Сычев В.Ю. по доверенности от 26.01.2023 (участие путем системы веб-конференции),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5688/2023) ООО "Вектор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2022 по делу N А56-35891/2022, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Вектор"
к обществу с ограниченной ответственностью "Технострой"
3-и лица: 1) государственное областное казенное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области;
2) федеральное казенное учреждение "Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - истец, ООО "Вектор") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Технострой" (далее - ответчик, ООО "Технострой") о взыскании причиненного ущерба в размере 123 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены государственное областное казенное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (далее - третье лицо 1, ГОКУ по управлению автомобильными дорогами Мурманской области, Мурманскавтодор, эксплуатант), федеральное казенное учреждение "Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры" (далее - третье лицо 2, ФКУ "Ространсмодернизация", застройщик).
Решением суда от 29.12.2022 иск в удовлетворении иска отказано.
Истец, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на представление истцом и ФКУ "Ространсмодернизация" в материалы настоящего дела документов, подтверждающих наличие причинно-следственной связи между действиями/бездействиями ответчика и наступившими последствиями.
17.02.2023 от Мурманскавтодора в электронном виде поступили возражения на апелляционную жалобу истца.
22.03.2023 ответчиком через систему "Мой Арбитр" представлен отзыв на жалобу истца в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Протокольным определением от 30.03.2023 рассмотрение дела было отложено на 11.05.2023.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания от 11.05.2023, в судебном заседании был объявлен перерыв до 18.05.2023.
После перерыва представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представитель ФКУ "Ространсмодернизация" просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства истец и третье лицо 1 явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, что в сил положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и письменных позиций сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
03.05.2020 между ГОКУ "Мурманскавтодор" и ООО "Технострой" был заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Мурманской области "Север" N 0459, которым установлено, что состав, описание, основные технические и эксплуатационные характеристики и параметры автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области "Север", указаны в приложениях N 5 и N 6 к Контракту. Согласно Приложению N 5 автомобильная дорога Кола - Мурмаши переданная на содержание ООО "Технострой" оборудована только водоотводными канавами и железобетонными лотками в кюветах. Водоотводной лоток, в результате наезда на который было повреждено транспортное средство истца, относится к объекту незавершенного строительства автодорожный путепровод ПК 2324 и подходы к нему.
Кроме того, во исполнение пункта 2.55 Государственного контракта от 03.05.2020 N 0459, 15.07.2020 между ООО "Технострой" (субподрядчик) и ООО "Мурманавтодор" (генподрядчик) был заключен договор субподряда N 0459/суб-1 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Мурманской области "Север", в соответствии с Приложением N к которому автомобильная дорога Кола - Мурмаши с подъездами была передана на содержание ООО "Мурманавтодор".
По условиям договора субподряда субподрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий и обязан компенсировать убытки за нанесенный ущерб, включая судебные издержки; обязан вести учет дорожно-транспортных происшествий, в том числе по дорожным условиям, сопутствующим их совершению, и участвовать в осмотре, с применением средств фото/видео фиксации, мест совершения дорожно-транспортных происшествий с целью определения причин возникновения происшествия и наличия сопутствующих дорожных условий на момент совершения дорожно-транспортных происшествий, принимать участие в составлении "Акта обследования дорожных условий в месте совершения ДТП" совместно с сотрудниками ГИБДД.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что 29.01.2022 в 02 часа 16 минут автомобиль марки Mercedes-Benz GLA 250, государственный регистрационный знак А895ТТ51, принадлежащий на праве собственности ООО "Вектор", двигаясь по автодороге "Кола-Мурмаши" (5 км + 790 м), совершил наезд на препятствие - на металлический швеллер, являющийся частью ливневого канала, обустроенного на автодороге.
Факт ДТП на указанном участке автодороге зафиксирован сотрудниками ГИБДД, о чем составлены соответствующие документы, в которых, в частности, зафиксированы повреждения нижней части переднего бампера.
Согласно заключению специалиста от 06.02.2022 N 2148/040222 стоимость устранения повреждений (без учета снижения стоимости заменяемых запчастей вследствие их износа) равна 123 000 рублей.
Полагая, что соответствующие убытки понесены по вине ООО "Технострой", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные истцом исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Статья 1082 названного Кодекса в качестве одного из способов возмещения вреда предусматривает возмещение убытков по пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понятие которых раскрыто законодателем в названной норме закона.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом для применения ответственности в виде возмещения убытков, за взысканием которых заинтересованное лицо обратилось в суд, истцу необходимо доказать в совокупности наличие убытков в заявленном к возмещению размере; вину ответчика в возникновении данных убытков; причинную связь между понесенными истцом убытками и виновными действиями ответчика.
Статьей 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) предусмотрено, что пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований данного Закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 12 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
19.03.2014 между Федеральным казенным учреждением "Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры" (ФКУ "Ространсмодернизация") и ООО "Строй газ консалтинг" заключен государственный контракт N РТМ-19/14 на разработку рабочей документации и строительство объекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Этап 1 - Железнодорожная линия: ст. Выходной - мостовой переход через р. Тулома - ст. Мурмаши 2 - ст. Лавна" (далее - Контракт).
Участки автомобильных дорог общего пользования регионального значения "Кола - железнодорожная станция "Выходной", км 2+615 - км 3+435 (Автомобильный путепровод на ПК 1359 и подходы к нему) и "Кола-Мурмаши с подъездами", км 5+250 - км 5+970 (Автомобильный путепровод ПК 2324 и подходы к нему) в составе объекта строительства "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Объекты федеральной собственности. Этап 1 - Железнодорожная линия - ст. Выходной мостовой переход через р. Тулома - ст. Мурмаши 2 - ст. Лавна. (Мурманская область, Кольский район и г. Мурманск (участки территории и прилегающей акватории на западном берегу Кольского залива) (далее - Участки объекта) были построены в рамках Контракта и переданы во временную эксплуатацию Мурманскавтодора (эксплуатант).
Согласно акту от 24.09.2021 N МТУ-01 рабочей комиссией, в составе представителей ФКУ "Ространсмодернизация", Министерства транспорта и дорожного хозяйства МО, ГОКУ "Мурманскавтодор", ГИБДД УМВД России по МО, Главы администрации Кольского района, участок автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Кола - Железнодорожная станция Выходной", км 2+615 - км 3+435 (Автодорожный путепровод на ПК 1359), участок автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Кола - Мурмаши с подъездами", км 5+250 - км 5+970 (Автодорожный путепровод ПК 2324), построенный в рамках строительства объекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Объекты федеральной собственности. Этап 1 - Железнодорожная линия ст. Выходной мостовой переход через р. Тулома - ст. Мурмаши 2 - ст. Лавна, (Мурманская область: Кольский район и г. Мурманск (участки территории и прилегающей акватории на западном берегу Кольского залива) технически готовы к временной эксплуатации и передаются до 31.12.2024. Скоростной режим устанавливается в соответствии с действующими дорожными правилами.
24.09.2021 между ФКУ "Ространсмодернизация" (застройщик) и Мурманскавтодор" (эксплуатант) было заключено соглашение N МТУ-01/2021 о передаче во временную эксплуатацию линейных объектов.
В силу пункта 4.1 Соглашения срок действия Соглашения устанавливается с момента его подписания Сторонами до 31.12.2024.
Таким образом, Участок объекта, на котором 29.01.2022 произошло ДТП, передан во временную эксплуатацию Мурманскавтодору до даты ДТП.
Согласно части 5 статьи 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов
Соответственно, расположенные непосредственно на дорожном полотне люки систем водоснабжения и водоотведения являются частью автомобильной дороги.
В силу части 9 статьи 6 Закона N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
По пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 12 названного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В силу пунктов 5.2.4, 5.2.6, 5.2.7, таблицы 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 по условиям обеспечения безопасности дорожного движения люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия". Межгосударственный стандарт введен в действие постановлением Госстроя России от 17.10.2000 N 105. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия дороги более одного сантиметра для всех категорий улиц и дорог. Устранение указанных недостатков следует осуществлять в течение не более суток с момента их обнаружения. Разрушенные крышки и решетки должны быть заменены, ограждены в течение трех часов с момента обнаружения.
Пунктами 4.1, 4.2, 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что выполнение установленных указанным стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, в связи с тем, что дорога была окончена строительством, принята без замечаний Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, Управлением ГИБДД У МВД России по Мурманской области, Администрацией Муниципального образования Кольский муниципальный район и передана во временную эксплуатацию Мурманскавтодора, то его специалисты должны были оградить на проезжей части поврежденные элементы дождеприемников и произвести их замену. Однако этого не сделали, что и привело к ДТП.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дороги правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Государственным стандартом Российской Федерации Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-2017), утвержденного Приказом Росстандарта России от 26.09.2017 N 1245-ст, предусмотрено, что настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В силу пунктов 5.2.4, 5.2.6, 5.2.7, таблицы 5.3 ГОСТа Р 50597-2017 по условиям обеспечения безопасности дорожного движения люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия". Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия дороги более 1,0 см для всех категорий улиц и дорог. Устранение указанных недостатков следует осуществлять в течение не более суток с момента их обнаружения. Разрушенные крышки и решетки должны быть заменены ограждены в течение 3 часов с момента обнаружения.
Пунктами 4.1, 4.2, 4.4 ГОСТа Р 50597-2017 предусмотрено, что выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п.
До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в том числе временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.
ДТП произошло на дороге общего пользования вблизи Автомобильного путепровода на ПК1359, путем наезда автомобиля на решетку ливневой канализации (дождеприемника).
24.09.2021 рабочей комиссией, созданной ФКУ "Ространсмодернизация", определена техническая готовность Участка объекта к временной эксплуатации, что подтверждается Актом от 24.09.2021 N МТУ-01.
24.09.2021 между ФКУ "Ространсмодернизация" и Государственным Областным Казенным учреждением по Управлению Автомобильными дорогами Мурманской области ("Мурманскавтодор") заключено соглашение N МТУ-01/2021 о передаче во временную эксплуатацию линейных объектов (далее - Соглашение). Также сторонами подписан Акт приема-передачи имущества по Соглашению.
В Акте об определении технической готовности к временной эксплуатации от 24.09.2021 N МТУ-01 и Соглашении о передаче во временную эксплуатацию линейных объектов допущена техническая ошибка, а именно перепутаны местами наименование дорог. Верным следует считать: "Участок автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Кола-Мурмаши с подъездами", км 5+250 - км 5+970 (Автомобильный путепровод ПК 1359 и подходы к нему)".
Данный факт подтверждается Томом проектной документации (Проект организации строительства) N 41/11-ОЖТ-ПОС2.12.ПЗ, где согласно главе N 2.2 (характеристика объекта) Автодорожный тоннель на ПК1359+37.95 проектируется на автомобильной дороге ст. Мурмаши-Кола.
Согласно пункту 1.1 Соглашения, застройщик передает, а эксплуатант принимает во временную эксплуатацию автодорожные путепроводы на ПК 1359 (участок автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Кола - Железнодорожная станция Выходной", км 2+615 - км 3+435), ПК 2324 (участок автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Кола - Мурмаши с подъездами", км 5+250 - км 5+970) и подходы к ним, в составе объекта строительства "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Объекты федеральной собственности. Этап 1 - Железнодорожная линия - ст. Выходной мостовой переход через р. Тулома - ст. Мурмаши 2 - ст. Лавна, (Мурманская область: Кольский район и г. Мурманск (участки территории и прилегающей акватории на западном берегу Кольского залива), в соответствии с актом приема-передачи имущества, являющимся неотъемлемой частью настоящего соглашения.
В соответствии с пунктом 2.3 Соглашения, эксплуатант обязан, в том числе, принять меры к сохранности переданного имущества; нести риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. Эксплуатант обязан поддерживать имущество, полученное во временную эксплуатацию в соответствии с настоящим Соглашением, в состоянии, отвечающем требованиям безопасности дорожного движения, нести все расходы на его содержание. Также эксплуатант обязан соблюдать нормативные требования и правила, предъявляемые к эксплуатации (использованию) объектов, передаваемых в составе имущества, поддерживать состояние указанных объектов, соответствующее указанным нормативным требованиям и правилам.
Согласно пункту 3.5 Соглашения, эксплуатант несет ответственность за нарушения прав третьих лиц, возникших в результате использования передаваемого по настоящему соглашению имущества, гражданско-правовую ответственность, связанную с использованием указанного имущества: повреждение имущества третьих лиц, в результате использования переданного по настоящему соглашению имущества. В случае если к ответственности будет привлечен застройщик, эксплуатант обязан возместить уплаченные третьим лицам или государственным органам суммы.
Таким образом, поскольку участком дороги был окончен строительством, принят без замечаний Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, Управлением ГИБДД УМВД России по Мурманской области, Администрацией Кольского района Мурманской области и передан во временную эксплуатацию ГОКУ "Мурманскавтодор", то на ГОКУ "Мурманскавтодор" возлагается обязанность по содержанию имущества, полученного во временную эксплуатацию в состоянии, отвечающем требованиям безопасности дорожного движения.
Между тем 03.05.2020 между Мурманскавтодор (заказчик) и ООО "Технострой" (подрядчик) был заключен государственный контракт, по которому заказчик поручает, а подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области "Север" на период с 01.06.2020 по 31.05.2022.
Подрядчик принял на себя обязательства по обеспечению круглогодичного безопасного и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств, сохранности имущественного комплекса, включая дорожные сооружения, уровня содержания не ниже предусмотренного техническим заданием (приложение N 1).
Согласно акту передачи на содержание участков дорог "Север" (Приложение N 2 к Государственному контракту), подрядчику передана автомобильная дорога "Кола - Мурмаши".
В соответствии с пунктами 2.15 - 2.19 Государственного контракта, подрядчик обязан обеспечивать качество выполнения всех работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений в полном соответствии с условиями настоящего контракта в объеме и сроки, предусмотренные настоящим контрактом и приложениями к нему; обеспечивать содержание участков автомобильных дорог не ниже нормативного уровня, определенного контрактом, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1); улучшать дорожные условия и поддерживать их в состоянии, обеспечивающем бесперебойное, круглосуточное и безопасное движение всех участников дорожного движения в соответствии с заданным уровнем содержания; обеспечить наличие необходимого количества спецтехники для выполнения работ в соответствии с временными требованиями нормативных документов; осуществлять постоянный контроль по выявлению фактов неудовлетворительного состояния участков автомобильных дорог, мостовых сооружений и объекта в целом для последующего принятия мер.
Пунктом 2.23 Государственного контракта установлено, что подрядчик несет полную материальную, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством за действия (бездействие) при выполнении работ на объекте, в том числе: создание аварийной обстановки на объекте или непринятие мер по ее ликвидации; неисполнение требований нормативных документов, указанных в Приложении N 4.
Подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий.
Подрядчик обязан компенсировать третьим лицам убытки за нанесенный ущерб, включая судебные издержки, связанные с травмами или ущербом, возникшие вследствие невыполнения и/или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по настоящему контракту или вследствие нарушения имущественных или интеллектуальных прав (пункт 2.25 Государственного контракта).
Учитывая, что причиной дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение истцу материального ущерба, явилось отсутствие решетки ливневой канализации на участке дороги 5 км + 750 м "Кола-Мурмаши", ответственность по содержанию которой государственным контрактом возложена на ООО "Технострой", доказательств, подтверждающих надлежащее состояние спорного участка дороги на момент совершения ДТП, а также доказательств, свидетельствующих о том, что ДТП произошло по иным причинам либо по вине иных лиц, в материалы дела не представлено, апелляционная коллегия судей пришла к выводу о наличии в действиях ООО "Технострой" вины и причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и наступлением вреда.
Ссылки ответчика на договор, субподряда N 0459/суб-1 от 15.07.2020, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Мурманавтодор" апелляционный суд отклонил с учетом условий пункта 4 о сроках выполнения работ.
В подтверждение размера причиненного ущерба истец представил в материалы дела заключение специалиста N 2148/040222 независимой технической экспертизы о стоимости устранения повреждений транспортного средства, выводы которого ответчиком документально не опровергнуты.
Таким образом, обжалуемое решение суда по настоящему делу подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о взыскании с ответчика в пользу истца 123 000 рублей причиненного ущерба.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Ввиду изложенного, расходы по иску и по апелляционной жалобе подлежат возмещению истцу за счет ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2022 по делу N А56-35891/2022 отменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Вектор" удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Технострой" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" 123 000 рублей в возмещение ущерба, 7 690 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35891/2022
Истец: ООО "Вектор"
Ответчик: ООО "Технострой"
Третье лицо: ГОКУ ПО УПРАВЛЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, МИФНС N 24 по Санкт-Петербургу, ООО "мурманавтодор", УМВД России по Мурманской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ"